Как мотивируют ученых в разных странах | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как мотивируют ученых в
разных странах

Каждая культура откладывает какой-то отпечаток на рабочие привычки людей, в каждой культуре есть и что-то свое хорошее, и что-то плохое.

Автор: Артем Оганов

Как мотивируют ученых в разных странах

читайте также

Семь футбольных уроков

Андрей Шапенко

Три мира информационных технологий

Эндрю Макафи

Как использовать эстетический интеллект в бизнесе

Уместен ли вопрос «Каковы мои карьерные перспективы?»

Борис Щербаков

В прошлом году моя лаборатория в МФТИ делала совместный проект с одной крупной международной корпорацией. От результатов зависело дальнейшее сотрудничество. Я поручил выполнение этой работы одному из своих аспирантов. С работой он в итоге справился на «отлично», но его пришлось несколько раз мотивировать что-то делать, причем достаточно строго. Это самая большая проблема российских ученых. У них прекрасное образование, сильная подготовка, но очень часто не хватает мотивации, огонька и привычки к постоянному самосовершенствованию и самообучению. С чем же это связано?

В каждой стране есть какая-то своя общая культура, и это, безусловно, влияет на отношение людей к труду. Но даже внутри одной культуры отношение к работе может очень сильно разниться. Везде есть и лентяи, и трудоголики, но все равно можно выделить какие-то особенности, которые на самом деле сильно влияют на общую картинку.

Например, я никогда за свою карьеру не сталкивался с тем, чтобы у китайцев были проблемы с мотивацией. Китаю как государству свойственна огромная амбициозность: КНР хочет добиться статуса супердержавы, не желая оставаться лишь одним из азиатских государств. Точно так же ведут себя и простые граждане Поднебесной. При том, что их культура во многом основана на смирении и скромности. Рядовые ученые там стремятся выделиться из толпы и добиться наилучших результатов. Это происходит во многом потому, что в современном Китае ученые, добивающиеся особо выдающихся результатов, получают практически неограниченные возможности в жизни: финансовые, административные, профессиональные. Это желание выделиться, добиться наибольших успехов настолько сильно, что люди работают все свое время, очень часто пренебрегая семьями и здоровьем.

У такой невероятной работоспособности есть и исторические причины. В Китае на протяжении столетий высоко ценилось образование. Еще 2 тысячи лет назад существовала сложная система государственных экзаменов. Любой человек, который собирался сделать карьеру чиновника, был обязан пройти проверку знаний классической литературы, поэзии, каллиграфии и других дисциплин. Это уважительное отношение к образованию все еще остается в Поднебесной. Даже самые бедные люди, крестьяне из какой-нибудь мелкой деревушки, откладывают средства на обучение своих детей. Порой они собирают удивительно крупные суммы. Возможно, помогла и политика «Одна семья — один ребенок», которая долгие годы проводилась в КНР.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

У китайцев есть и еще одна удивительная особенность: они способны годами не видеть свои семьи. Человек уезжает работать за границу — и все, словно пропадает. Три-четыре года разлуки. При этом они очень трепетно относятся к своим женам и детям, очень их любят, но часто — на расстоянии.

С китайской рабочей культурой связано несколько стереотипов — в частности, механистичность в обучении. К сожалению, обычно это действительно так. Они идут шаг в шаг, как по следам на снегу. Очень часто работа начинается с того, что осваивается новая тема, причем осваивают они ее досконально, очень педантично, прочитывая практически всю литературу, которая есть по данному предмету, и пытаясь воспроизвести те работы, которые были сделаны до них. В моей американской лаборатории есть сотрудник, который приехал с твердой уверенностью, что будет заниматься химией высоких давлений. Я дал ему другую задачу, из области физики поверхностей. Сначала он был категорически недоволен, но, стиснув зубы, стал изучать новый для себя материал. И через некоторое время, к своему собственному удивлению, настолько увлекся, что теперь и не думает заниматься другой тематикой.

Надо сказать, китайцы часто, хоть и далеко не всегда, бывают очень творческими. Конечно, большинству свойственна эта механистичность, но когда вы видите перед собой китайского ученого, имеющего творческий огонек, это человек с практически неограниченным потенциалом. Мне таких китайцев удавалось встречать на своем пути, работать с ними, у меня есть несколько учеников такого типа. Это люди, которыми можно гордиться.

Другой пример страны с позитивной рабочей культурой — это Соединенные Штаты. Американцы любят и умеют работать, почти так же, как и китайцы. Можно сказать, что если американец чем-то занимается, то обычно занимается этим очень хорошо. К сожалению, они редко идут в науку, потому что каких-то неограниченных перспектив в США она не открывает. Например, в Китае ученый, опубликовавший статью в топовом научном журнале — таком, как Nature или Science, получает вплоть до миллиона юаней карманных денег. В Америке же такого нет. Там есть обычная карьера ученого, достаточно трудная, требующая многолетнего и упорного труда с довольно низкой зарплатой и без каких-либо гарантий. Безусловно, позиция постоянного профессора в университете будет стабильной и хорошо оплачиваемой, но до нее добирается отнюдь не каждый. В результате молодые люди часто даже не задумываются о карьере ученого, а вместо этого идут в страховые компании, банки или же создают стартапы. Наукой там занимаются по большей части иностранцы. Да и средний уровень образования там, к сожалению, оставляет желать лучшего. Часто люди не знают каких-то элементарных фактов из естественных наук.

Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей

Стоит добавить, что еще в США очень теплые отношения между коллегами: открытые, без интриг и «подсиживаний». Люди дружат, а конкуренция между ними скорее не внутри коллектива, а снаружи, с другими университетами. Считается дурным тоном нагрубить коллеге, показать какое-то высокомерие, недружелюбность. Такого я не встречал нигде в мире.

В Великобритании дело обстоит немного иначе. Вообще это совсем разные культуры, и неправильно воспринимать США как копию Соединенного Королевства даже на уровне культурных истоков. У британцев очень сильная наука, как и у американцев. Но эта наука делается по большей части за счет своих ученых. Иностранцев в Британии много, но они не доминируют, как в США. У британцев не очень хорошее школьное образование, но достаточно приличное высшее, а самое главное — британцы всю жизнь учатся. Это нация наделенная, если можно говорить об интеллекте нации, огромным зарядом любознательности. Поэтому британские ученые, словно хорошее вино, с возрастом становятся только лучше, сохраняя желание совершенствовать себя и свои знания.

В отличие от них, европейцам и россиянам скорее свойственно останавливаться в своем развитии после защиты диссертации, а дальше уже просто плыть по течению. К сожалению, очень часто наши ученые, подающие надежды в молодости, потом сдуваются из-за того, что перестают обучаться и зацикливаются на своей рутине, а всю свою жизнь занимаются тем, что вносят очередные штрихи в ту работу, которая была ими сделана еще в кандидатской диссертации. Есть, впрочем, и приятные исключения из этого тренда. Если вы встретите российского ученого, который таким исключением является, то это человек с практически неограниченным потенциалом.

Если резюмировать, то каждая культура откладывает какой-то отпечаток на рабочие привычки людей, в каждой культуре есть и что-то свое хорошее, и что-то плохое. В одной культуре это сумасшедшая работоспособность, но некий автоматизм. В другой культуре это тот же высокий уровень работоспособности, но не очень хороший базовый образовательный уровень и малый интерес к науке. У нас это отличное образование, но мало харизмы, внутреннего драйва и желания совершенствовать свои знания.

В настоящее время Россия поставила перед собой амбициозные планы по модернизации отечественной экономики, образования и науки. Для этого выделяются огромные средства, проводится аналитическая работа, изменяется законодательство. Однако решение таких задач требует прежде всего пересмотра отношения к труду в нашей стране. Я полагаю, что надо создавать такую рабочую культуру, которая бы была максимально стимулирующей для работы и развития людей.

Читайте по теме: