Когда изобретатель не прав | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Когда изобретатель
не прав

Надеюсь, скоро наши инноваторы преодолеют свои болезни роста.

Автор: Александр Галицкий

читайте также

Ищите и обрящете: как получить дельный совет

Гарвин Дэвид,  Марголис Джошуа

«Многие считают, что фермерство — это авантюра»

Юлия Фуколова

Как успокоить клиентов в эпоху автоматизации сервисов

Мишель Шелл,  Райан Бьюэлл

«Инноватор должен быть нетерпеливым»

Тимур Батыров

Когда речь заходит о проблемах российской венчурной индустрии, разговор в конце концов сводится к одной мысли: «во всем виновато государство». Конечно, во многом это правда. С другой стороны, это не совсем справедливо — про самих инноваторов все как-то забывают, а ведь им тоже есть, над чем работать. Общаясь с нашими молодыми и уже не очень изобретателями, я часто вижу одни и те же недостатки. Вот — основные.

— Отсутствие видения бизнеса. Достаточно часто инноваторы знают, как улучшить свой продукт, и видят, чего этому продукту не хватает с точки зрения технологий. Но при этом нередко они не понимают, востребована ли их идея, можно ли вообще ее кому-то продать, есть ли спрос на их предложение. Что еще хуже, они и не хотят изучать конкурентную среду. За последнее время я познакомился с несколькими стартапами с разных рынков, которых объединяет одна и та же «болезнь». Все они «затачивают» свои решения под какого-то мнимого заказчика в лице госорганов и даже не изучают реальный рыночный спрос на свои — довольно многообещающие — технологии.

— Эгоизм по отношению к партнеру. Большая часть молодых изобретателей, с которыми я сталкивался, считала свою идею этакой сакральной тайной, курицей, несущей золотые яйца, которую надо припрятать куда-нибудь подальше. Они не пытаются ею как-то поделиться со своими партнерами и даже не считают нужным ее кому-то продавать — как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Такое трепетное и неадекватное отношение к своему детищу всегда отражается на самой организации. Когда я спрашиваю таких людей: «Как организован ваш бизнес?», то мне отвечают что-то в духе: «Я все придумал, мне принадлежит 90%, а этот парень помогает мне строить компанию — у него 10%». Это типовая российская схема — весь мир должен крутиться вокруг изобретателя. Такой стартап очень быстро начинает буксовать. Инноватор не знает, куда дальше двигаться, ведь он мало смыслит в бизнесе, да и не хочет в него вникать, а его партнер-предприниматель страдает от отсутствия мотивации — киснуть на вторых ролях ему неинтересно, он хочет быть равноценным партнером.

— Неумение работать в команде. На Западе бытует стереотип, что русские часто талантливы, но при этом не умеют и не хотят быть частью команды — этакие потомки Левши. Я знаю такие примеры: ты собираешь действительно толковых ребят, а они, вместо того чтобы творить плечом к плечу, начинают «выделываться», кто круче и умнее. Парадоксально, но при всем нашем коллективизме мы не умеем работать в группе. Это начинается еще в детстве: я не припомню, чтобы в наших школах были проекты, в которых культивировалась бы командная игра. У нас любой проект складывается в вертикаль власти: есть лидер и «все остальные». Неудивительно, что внутри компании наши люди всегда тянут одеяло на себя.

— Непонимание сути венчурного бизнеса. У молодых инноваторов часто странное отношение к инвестициям: венчурного капиталиста они считают человеком, которому некуда девать деньги. Думаю, складывавшаяся десятилетиями система бюджетного финансирования сделала свое черное дело. Я много раз с этим сталкивался, и мне бывает забавно, когда изобретатель просит денег, уверяя, что «знает, как их с умом потратить». И как-то у него никогда не получается сказать: «Я знаю, как приумножить ваши деньги!»

— Завышенное самомнение и при этом мелкий масштаб идей. Вот типичная история: допустим, какой-то толковый парень придумал «звуковой движок», который можно встраивать в социальные сети. А другой — разработал «чат». Если они скооперируются, то эффект от их работы будет выше. Но, уверяю, в 90% случаев они не объединятся: каждый считает, что его идея стоит миллиард долларов. Есть и другая проблема: обе технологии мелковаты — слишком нишевые с точки зрения как потребителя, так и венчурного инвестора (ведь нам хочется растить большие компании). Но если два изобретателя все-таки умерят амбиции и объединятся, возможно, инвестор ими и заинтересуется.

Я не ставил задачи кого-то обидеть этим постом — просто было бы здорово, если бы молодые изобретатели посмотрели на себя со стороны: в конце концов, так будет лучше всем. К счастью, ситуация меняется: люди начали наконец читать умные книги, смотреть на истории больших компаний. Надеюсь, скоро наши инноваторы преодолеют свои болезни роста.