Как справиться с токсичным коллегой | Большие Идеи
Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как справиться с токсичным коллегой

Эбби Керноу-Чавес
Как справиться с токсичным коллегой
Фото: B.S.P.I./GETTY IMAGES

В последнее время мы много слышим от наших клиентов о токсичных коллегах. Проблема не нова, она существует с возникновения организованной работы. Но сегодня влияние таких людей более разрушительно и ощущается сильнее. Бизнесу необходима слаженная командная работа. Члены команд должны лучше сотрудничать, адаптироваться и действовать активнее, чем когда-либо. Времена решений, спускаемых сверху, давно прошли во многих компаниях и отраслях, их заменили инновации, которые появляются во время открытого общения между коллегами и обмена информацией между командами. В условиях новой динамики люди с непродуктивным поведением могут нанести ущерб результатам работы целой команды, что было гораздо сложнее при старой вертикальной модели.

Наиболее распространенные и разрушительные модели токсичного поведения сотрудников:

  • Ведут разговоры за спиной, критикуют и обвиняют
  • Сплетничают и распространяют слухи
  • Соглашаются на собраниях, но не выполняют решения
  • Скрывают информацию
  • Специально компрометируют других
  • Заботятся только о личной выгоде (в ущерб целям команды и компании)

Мы изучили работу тысяч команд и собрали данные в различных отраслях, секторах и географических точках, чтобы понять, почему некоторые команды показывают высокие результаты, а другие терпят неудачу. Наше исследование показывает, что самый важный фактор успеха или неудачи команды — качество отношений в ней. Расхождение в 70% между командами с самыми низкими результатами, которые мы назвали разобщенными командами, и командами с самыми высокими результатами, которые мы обозначили как сплоченные команды, коррелирует с качеством отношений в команде — не отношений между некоторыми людьми или большинством из них, а между всеми. Таким образом, один токсичный коллега в состоянии разрушить работу всей высокорезультативной команды.

Токсичные члены команды действуют разрушительно, потому что они:

Создают ненужный драматизм и отвлекают остальных. Они высасывают положительную энергию и убивают творческий потенциал. Члены команды тратят ценное время, постоянно находясь в напряжении и ожидая удара в спину, вместо того чтобы открыто предлагать идеи, рисковать и свободно высказывать свои мысли.

Обесценивают бренд команды. Их поведение плохо сказывается на имидже команды и создает плохое впечатление у коллег, не входящих в команду. Как показало наше исследование, окружающие в 2000 раз чаще считали сплоченные команды более эффективными по сравнению с разобщенными командами. Ясно, что непродуктивное поведение команды сильно коррелирует с ее брендом и результатами.

Подрывают ценности лидера и компании. Когда компания провозглашает ценности и нормы поведения, но их не поддерживают некоторые сотрудники, появляется цинизм.

Ухудшают культуру команды. Поведение токсичного коллеги фактически становится нормой. Члены команды, имеющие благие намерения, начинают отвечать на плохое поведение, относясь к токсичному коллеге без уважения, жалуясь у него за спиной и игнорируя его при любом удобном случае.

Если вы лидер команды, ваши дальнейшие шаги понятны. Вы должны признать, что происходит в команде, и требовать от токсичного члена команды более высоких стандартов поведения. Независимо от его производительности, результатов, навыков, мыслительных способностей или бесценного опыта нельзя терпеть поведение, губительное для остальных членов команды.

Но что делать, если токсичный человек — ваш коллега? Многие жалуются, что чувствуют себя бессильными, когда нужно изменить поведение равного по статусу сотрудника. Некоторые даже уходят из команды или компании, когда атмосфера становится невыносимой.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать