Не стать токсичным боссом | Большие Идеи

・ Психология

Не стать
токсичным боссом

Лидерство в условиях кризиса.

Автор: Елена Евграфова

Не стать токсичным боссом

читайте также

Он продает, она продает

Похвала коллег как мощный стимул на работе

Шон Ачор

Торговцы добродетелью

Нассим Талеб

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Власть развращает. Даже неплохие и неглупые люди вдруг начинают искренне верить в то, что они априори всегда все знают лучше, нежели их подчиненные или любые эксперты, а если те вдруг не согласны с мнением начальственной особы, значит, они просто глупы, недальновидны, у них комплексы или что-нибудь еще в этом роде. Как показывают исследования, если кому-то даже на минуточку, всего лишь в ходе эксперимента присваивают более высокий статус, нежели окружающим, то это немедленно производит в человеке перемену: он становится более развязным, менее внимательным к чужим чувствам и мыслям.

Опьяняя даже самых стойких, власть сама по себе не добавляет им ничего, что помогло бы стать истинным вожаком. В последнее время часто приходится слышать от разных людей, как остро в кризис проявился недостаток лидерства на всех уровнях управления. Руководители растеряны не меньше, чем их подчиненные, и, вместо того чтобы вселять в людей уверенность, сеют панику и демотивируют их непоследовательными, слишком эмоциональными действиями, усугубляя положение дел.

В статье «Как быть хорошим боссом в плохие времена» профессор Стэнфордского университета Роберт Саттон анализирует типичные ошибки, которые совершают лидеры и которые особенно пагубны в разгар кризиса.

В то время как люди, облеченные властью, не очень заботятся о том, что думают о них подчиненные, те, наоборот, внимательно считывают сигналы, которые посылает власть, и интерпретируют их так или иначе, как правило, в невыгодном для самих себя смысле. Забавно, что в этой привычке люди недалеко ушли от других представителей фауны. «Ученые, изучавшие стаи бабуинов, подсчитали: рядовой член стаи бросает взгляд на вожака — посмотреть, что тот делает, — каждые 20—30 секунд, — пишет в своей статье Саттон. — Люди, конечно, не подглядывают по два-три раза в минуту за начальником, но и в человеческих коллективах учеными зафиксирован подобный перекос».

Против природы не пойдешь. Саттон дает несколько разумных советов, как, находясь под пристальным вниманием сотрудников, не усугублять ситуацию неразумным поведением . Я очень рекомендую всем начальникам прочитать не только статью Саттона в этом номере, но и две его книги The No Asshole Rule: Building a Civilized Workplace and Surviving One That Isn’t («Нет сволочам! Как создать цивилизованное место работы и как выжить в нецивилизованном») и Weird Ideas That Work («Странные идеи, которые работают»). Названия говорят сами за себя: Саттон обладает редким даром излагать свои мысли остроумно и увлекательно, так что читать его — одно удовольствие.