Без рук: как отказаться от рукопожатий во время эпидемии | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Без рук: как отказаться от рукопожатий во
время эпидемии

Четыре совета для тех, кто не сидит дома

Автор: Эми Галло

Без рук: как отказаться от рукопожатий во время эпидемии
Фото: Annie Spratt / Unsplash

читайте также

Задавайте правильные вопросы

Ариели Дэн

6 советов по управлению молодой компанией

Керри МакФерсон

Отец Георгий Кочетков

Анна Натитник

Сначала слезы

Ли Ю-Йон,  др

Недавно я летала на конференцию в Кентукки. Прочитав все о мерах предосторожности в путешествиях и поездках, я тщательно протерла салфеткой свое кресло в самолете и откидной столик, позаботилась и об антисептике для рук. А вот на следующий день на конференции у меня возникли сложности. Многие из тех, с кем я знакомилась, представившись, протягивали руку для приветствия. Поначалу, боясь кого-то обидеть, я несколько раз все-таки отвечала на их жест (и прямиком отправлялась к стойке с санитайзером). Но через некоторое время мне стало проще отказываться от рукопожатия — прямым текстом или иногда более осторожно и незаметно. С учетом распространения коронавируса, думаю, я поступила правильно.

В ближайшие несколько недель и месяцев при новых знакомствах или при встрече с коллегами и клиентами придется как-то выходить из подобной неловкой ситуации. Как быть? Вот несколько важных рекомендаций.

Примите, что вы будете чувствовать себя неловко

В большинстве случаев чисто символический жест приветствия тем не менее может иметь большое значение. Если кто-то делает шаг вам навстречу, а вы не принимаете его предложение, вы нарушаете социальные нормы, поясняет Энди Молински, преподаватель бизнес-школы Брандейского университета и автор книги «Global Dexterity: How to Adapt Your Behavior across Cultures without Losing Yourself in the Process». «Несоблюдение подобных профессиональных норм вызывает дискомфорт, потому что ваши действия противоречат сложившемуся порядку вещей и не вписываются в сценарий ожидаемого теплого приветствия», — поясняет он. Это уже само по себе «мини-отказ», что неприятно и рискованно. Никому не хотелось бы произвести негативное впечатление или показаться недружелюбным. Еще сложнее в культурах, где особенно сильно проявляется дистанция власти, где принято отвечать на форму приветствия более высокого по статусу лица. В результате при встрече вы можете мешкать — что выбрать, чтобы обоим собеседникам было комфортно: приветствие кулак о кулак? Соприкосновение локтями? Мысками ступней? Может, помахать рукой или кивнуть? И кто должен проявить инициативу?

Определитесь заранее, что комфортно для вас

Если вам предстоит совещание или знакомство с новыми людьми, подумайте, как вы будете себя держать. С готовым планом действий проще чувствовать себя уверенно, и, возможно, удастся избежать неловкости. На конференции я взяла за правило держать руку в кармане и с улыбкой говорить: «Думаю, рукопожатия сейчас лишнее». В такой подаче это уже не отказ, как можно было бы его трактовать, а общая необходимость считаться со сложившейся обстановкой. Я попробовала так сделать один раз, и после, с каждой новой встречей на конференции, мне это давалось все легче.

Мэгги Стиг, главный координатор компании The Ariel Group, предлагающей тренинги по развитию лидерских компетенций и харизмы, поделилась своими наблюдениями по опыту проведения мастер-классов в ОАЭ для местных и зарубежных слушателей. В программе предусмотрено упражнение по рукопожатиям. «Мы обратили внимание, как эмиратские женщины дают знать окружающим, что они не пожимают руки, — вспоминает она. — Лучший способ — просто прижать правую ладонь к груди (как при принесении присяги). И не приходится ничего объяснять».

Молински добавил, что кто-то предпочитает говорить «здравствуйте», не слишком приближаясь к собеседнику, и после легкого приветственного взмаха рукой опускать ладонь в карман. Он сам попробовал этот прием несколько раз и считает, что это действительно способ «невербально предложить пропустить привычный ритуал».

Относитесь к неловким ситуациям с юмором

Раз уж не получается следовать нормам, постарайтесь не относиться к этому слишком серьезно. Во время обратного рейса после конференции мы вместе с соседом по креслу в самолете одновременно потянулись за антибактериальными салфетками и столкнулись локтями. «Да, теперь так принято», — сказал он, и мы оба рассмеялись и почувствовали, что мы на одной волне. Конечно, не должно быть никаких шуток, неприятных для кого-то из окружающих или направленных против какой-то группы, но если это добродушный и объединяющий юмор, то нет лучше способа обозначить, что сегодня нам приходится вести себя по-другому.

Не осуждайте

Учитывая обстоятельства, наверное, не нужно непременно извиняться за неготовность ответить на рукопожатие, но если хочется, можно что-то сказать. Неловкость возникает еще и потому, что отказ от рукопожатия может нести некий критический или оценочный посыл (например, «Я, в отличие от некоторых, о себе забочусь» или «Неужели нужно до такой степени бояться микробов?»). Вместо того чтобы оценивать свое поведение и сравнивать его с действиями окружающих, нужно отдавать себе отчет, что мы все сталкиваемся с риском и неопределенностью и относимся к ним по-разному, говорит Молински. Одних не пугает рукопожатие, другие предпочитают соприкосновение локтями, кто-то вообще постарается избегать контактов. И, наверное, у всех есть свои причины, по которым они действуют так или иначе, и вам они неизвестны или их знать необязательно. Они могут быть связаны с проблемами со здоровьем или с особенностями культуры. Молински советует в такие моменты напоминать себе: «Осуждать не нужно, мы просто на разных полюсах спектра».

Не оценивать и не беспокоиться, что о вас подумают другие, полезно всегда, а особенно это важно при повышенном стрессе и тревожности. Поступайте так, чтобы вам было спокойнее, и надейтесь на понимание окружающих. В конце концов мы все сегодня поставлены в одни и те же условия.

Об авторе. Эми Галло (Amy Gallo) — редактор Harvard Business Review, автор книги «HBR Guide to Dealing with Conflict».