Когда платформы атакуют | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда
платформы атакуют

Что происходит, когда Amazon, Apple и другие вступают в конкуренцию с собственными партнерами?

Авторы: Лю Цихун , Фэн Чжу

Когда платформы атакуют

читайте также

Десять вопросов об ESG для вашей компании

Дамбиса Мойо

Как сбежать из рабочего ада

Константин Франгуриди

Лекарство против страха

Марина Починок,  Павел Алферов

Как ведут себя на собеседовании шизоиды, нарциссы и другие психотипы

Мария Макарушкина

Небезызвестно, что Amazon начинала как онлайновый книжный магазин, но сейчас вряд ли найдется что-то, чего нельзя было бы купить на ее сайте. Компания то зарабатывает деньги, то как обычный ритейлер, то как посредник, предлагающий чужие товары: сторонние продавцы платят за использование платформы, примерно так же, как на eBay. Бизнес-модель, соединяющая продавцов и покупателей, сейчас востребована как никогда. Посмотрите на Uber и Airbnb (первая сводит пассажиров с водителями, а вторая — путешественников с арендодателями) или на Facebook, Apple и Twitter (они запускают в свои экосистемы приложения сторонних разработчиков). Венчурные капиталисты обожают такие платформы, ведь благодаря им можно быстро вырасти при малых инвестициях: Airbnb как посредник развивалась быстрее, чем если бы ей пришлось строить и эксплуатировать отели.

Фэнь Чжу, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, стал изучать модели платформ, и к нему сразу посыпались вопросы сторонних продавцов на Amazon: что будет, если платформа начнет сама предлагать их товары, вместо того чтобы связывать их с покупателями? Чем больше Чжу беседовал с продавцами, тем очевиднее становилось, что это не пустые опасения. «Они видят, что для владельца платформы она превратилась в опытную площадку. Наблюдая, как мы изобретательно конкурируем на своих рынках, они потом снимают сливки — выбирают лучшие наши предложения, чтобы торговать ими самим», — говорили они.

Проблема эта не нова. Супермаркеты и аптеки продают товары собственных торговых марок наряду с брендовыми, а некоторые компании фастфуда открывают магазины, которые конкурируют с самой франшизой за точки. Но в интернет-экономике операторы платформ и продавцы все чаще действуют как «заклятые друзья». Например, приложение Meerkat для прямой видеотрансляции на Twitter было хитом 2015 года, но Twitter вскоре удалил его со своей платформы и стал продвигать недавно купленное ими аналогичное приложение Periscope. Прогнозы погоды, управление паролями, фонарик — все эти приложения с трудом выживают с тех пор, как Apple ввела соответствующие стандартные функции на своих устройствах.

Чтобы понять, как действует Amazon, Чжу с коллегами отыскали 164 тысячи товаров, которые в июне 2013 года продавались на ее платформе исключительно третьими сторонами. Через десять месяцев обнаружилось, что Amazon стала сама продавать 3% из этого списка, в целом 5000 наименований. Кажется, что 3% — это немного, но Чжу считает: для такого короткого промежутка это серьезно, а в долгосрочной перспективе Amazon может начать конкурировать со многими своими продавцами. Анализ показывает также, что товары, которые Amazon продает сама, часто выходят первыми в результатах поиска.

Исследователи попытались понять, как Amazon искала товары для прямых продаж. Выяснилось, что компания выбирала предложения с максимальным спросом; товары, которыми торгуют несколько сторонних продавцов (их легко получить у производителей); позиции, дешевые в пересылке (это важно, поскольку Amazon часто предлагает бесплатную доставку) и с относительно высокой ценой. Реже она «внедрялась» в категории товаров, для которых сторонние продавцы пользовались программой Fulfillment (продавцы платят Amazon за поддержку инвентаря, обработку заказов и доставку). Теоретически можно предположить, что компания входит в те товарные категории, где продавцы мало учитывают интересы покупателей. Но отзывы клиентов позволяют заключить, что причина не в этом. Большинство покупателей были вполне довольны своими приобретениями и до того, как

в игру вступила Amazon. «Доминирующая модель такова: Amazon нацеливается на товары, которые хорошо продаются на ее платформе», — говорит Чжу. (Сама Amazon отказалась комментировать исследование Чжу.)

Когда Чжу представил свою работу на конференции, его стали спрашивать: как это вторжение влияет на потребителя? «Цены на товар обычно не меняются, — говорит Чжу, — но благодаря тому, что Amazon часто доставляет бесплатно, общая стоимость для потребителя падает. Беспокойство вызывает то, что Amazon может отбить у стороннего продавца охоту предлагать что-то новое. Небольшие продавцы, на которых повлияло поведение Amazon, не очень-то хотят “растить” свой бизнес на Amazon Marketplace».

Если вы сторонний продавец, результаты исследования Чжу подсказывают: необходимы осторожность и некоторые защитные меры. Помните: когда вы торгуете на Amazon, вы посредник — а от посредников часто отказываются. Чтобы снизить вероятность внедрения гиганта на ваш рынок, подписывайте эксклюзивные соглашения с поставщиками, сами производите некоторые товары и предлагайте больше нишевых продуктов.

Идея на практике

«Они попытались нас обойти»

В 1990-х Стивен Герберт, консультант по вопросам управления, начал водить дочку в пейнтбольный клуб. Сначала он смотрел, а потом начал играть и скоро сам заразился. В начале 1998 года он запустил X Fire Paintball, с магазинами в Массачусетсе и Нью-Гемпшире и онлайновым продажами. HBR недавно расспросил его о том, как Amazon атаковала его нишу и как он оборонялся. Отредактированные отрывки — ниже.

Опишите ваши взаимоотношения с Amazon. Это любовь и ненависть. 80% наших доходов мы получаем от онлайновых продаж, главным образом на Amazon, где мы — один из сторонних продавцов. Платформа определенно ритейлер номер один, у нее огромное предложение. Мы пользуемся программой Fulfillment by Amazon: мы предоставляем товары, а Amazon берет на себя управление нашими запасами и доставку. Благодаря этому наша инфраструктура минимальна, а удовлетворение покупателей обеспечено.

А где же ненависть? С Amazon очень трудно иметь дело. Они вышли на наших поставщиков и попытались нас обойти — начали продавать схожие товары, срезали цены и по сути дела вытолкнули меня с рынка по некоторым позициям.

И как вы ответили? Производитель не имеет права диктовать ритейлеру розничную цену, но может установить «минимальную объявленную цену» — продавец не должен продавать товар дешевле этого порога, будь то в магазине или интернете. Amazon же проигнорировала это ограничение. В результате были раздосадованы и разозлены как обычные, так и интернет-магазины. Мы, как и наши конкуренты, пожаловались поставщикам. Многие потребители просят нас дать рекомендации, и я предупредил поставщиков, что если они будут продавать товары напрямую Amazon, то я буду настойчиво рекомендовать продукцию их конкурентов. В некоторых случаях мы заключили соглашения, по которым, если купленный нами товар продавался на Amazon по заниженной цене, мы имели право вернуть закупленное. Был случай, когда такой возврат составил $20 000. Поставщику это совсем не понравилось, но наши действия помогли ему лучше понять, что делает Amazon. В какой-то момент три наших основных поставщика продавали товары самой Amazon, но в конце концов эта практика прекратилась.

* деятельность на территории РФ запрещена