читайте также
Эмоции заразны. Этот феномен хорошо известен. Когда вы работаете с жизнерадостными и позитивными людьми, вы, скорее всего, чувствуете себя так же. Верно и обратное: если ваши коллеги пребывают в постоянном стрессе, вы тоже будете страдать.
Можно ли избежать такого вторичного стресса? Как дистанцироваться от эмоций ваших коллег, при этом не отвергая их? Должны ли вы пытаться улучшить их состояние?
Что говорят эксперты
Начнем с плохого: вторичный стресс почти неизбежен. «Мы живем в сверхсвязанном мире, а это значит, что мы гораздо больше подвержены риску негативного социального заражения, чем в других периодах в истории», — говорит Шон Ачор, лектор, исследователь и автор книги «Преимущество счастья». «Вербальные, невербальные, письменные сообщения — все продуцирует вторичный стресс, а это значит, что мы можем волноваться, даже когда пользуемся мобильным телефоном», — считает эксперт. Но есть и хорошие новости: мы совсем не беспомощны, считает Сьюзан Дэвид, основательница Института коучинга в больнице Маклин и автор книги «Эмоциональная гибкость». «Есть множество особых навыков, которым можно обучиться. Чтобы бороться со вторичным стрессом, можно использовать определенные практики поведения и кое-что изменить», — говорит она. Вот несколько примеров.
Определите источник стресса
Прежде чем вы начнете борьбу со «вторичным» стрессом, вам надо осознать, что иногда стресс бывает полезным, говорит Дэвид. «Без определенного уровня стресса немыслимы ни значимая карьера, ни семья, ни лидерство, ни изменения в организации. Когда кто-то из членов вашей команды испытывает напряжение, Дэвид советует «попытаться понять, что на самом деле происходит», а не испытывать «стресс из-за их стресса». Попросите их описать, что они чувствуют. «Узнайте, волнуются ли они из-за того, что не справятся с рабочей нагрузкой, или их тревога не связана с чем-то конкретным, — добавляет Дэвид. — Когда люди точно определяют свои эмоции, они с большей вероятностью распознают источник стресса и как-то с этим справляются».
Предложите помощь
Вполне понятно, что во время разговора с перегруженным и утомленным коллегой вы и сами можете начать нервничать. Однако, говорит Ачор, вы можете контролировать свои эмоции, сопереживая собеседнику. «Выражая сострадание по поводу беспокойства человека и затем вовлекая его в позитивный разговор (для решения проблемы или просто для переключения внимания), мы часто положительно влияем на него, вместо того, чтобы позволять ему негативно влиять на нас», — объясняет эксперт. Дэвид соглашается, что способность на кого-то влиять работает в обе стороны: «Вы, как и остальные, делаете все, что можете, используя те навыки и ресурсы, которые вам даны». Поэтому проявляйте участие, спросите ваших коллег: «Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы помочь вам с проектом? Стоит ли нам что-то обсудить, чтобы отыскать более конструктивное решение?»
Отдохните от некоторых коллег
Ачор признает, что не всегда легко быть сострадательным к пессимистам. Когда вы чувствуете, что кто-то начинает плохо влиять на вас, вы можете «предпринять стратегическое отступление» и ограничить коммуникацию с коллегами, которые вызывают у вас тревогу. «Изолируйте их» от вашей рабочей жизни как можно дольше — «до тех пор, пока вы не окрепнете», советует Ачор. Дэвид соглашается: если ваши беседы с некоторыми коллегами, как правило, «фокусируются на стрессе или негативе в организации», имеет смысл ненадолго отступить. «Определите, какие контакты приносят вред», — советует она.
Культивируйте оптимизм
Еще одна стратегия против борьбы с «заразным стрессом» — окружать себя позитивными людьми, говорит Ачор. Позитивные эмоции бывают такими же заразными, как и негативные. Постарайтесь содействовать оптимизму в коллективе. «Большинство людей совершает ошибку, пытаясь исправить самых тревожных и негативных людей в офисе», — замечает Ачор. Вместо этого он рекомендует быть образцом для подражания, распространяющим оптимизм для «людей посередине, которые могут стать либо позитивными, либо негативными». Таким способом вы «изменяете социальный сценарий» в сторону оптимизма и повышаете «мощь позитивных сил» в рабочей среде. Ваша цель — «создать атмосферу, в которой люди, находящиеся в пограничном положении», смогут поверить в организацию, говорит Дэвид. Вы не должны терпеть ситуацию, когда «стресс одного человека становится единственным голосом в вашем окружении».
Помните о комплексном подходе
По словам Дэвид, даже когда вы справляетесь с работой, она может быстро стать источником тревоги, «если все вокруг вас испытывают стресс» и дают вам об этом знать. «Люди часто рассказывают о своих списках неотложных дел. Например, "я должна пойти на эту встречу", или "я должен ответить на звонок клиента"», — говорит она. Причитать о большом надвигающемся списке дел — все равно что выпрашивать медаль за доблесть, отмечает эксперт. По ее мнению, такие жалобы обычно бывают заразными. Распределяя рабочую нагрузку по таким спискам, вы «создаете вокруг себя тюрьму», считает Дэвид. Она рекомендует превратить ваши «обязательные» дела в «желательные». «Например, скажите себе ''мне важно сотрудничество, и я хочу пойти на встречу, потому что это приближает меня к цели''. Или ''мне важно создать продукт высокого качества для моего клиента, поэтому я хочу ответить на звонок''. Это мощная перестройка для людей, на которых влияет вторичный стресс», — говорит она. Подумайте о «ваших карьерных целях» и «объедините ваши обязанности с чем-то позитивным».
Заботьтесь о себе (и помогите другим сделать то же)
Один из лучших способов борьбы со стрессом (как со вторичным, так и с первичным) — это грамотная забота о своем здоровье. Правильное питание, физические упражнения и сон очень важны для того, чтобы не подпускать стресс к себе. Настолько же важно практиковать и чувство благодарности, говорит Ачор: «Совет думать о вещах, за которые вы признательны, звучит как банальность, однако это создает запас позитивных эмоций, которые помогают вам нейтрализовать и уравновесить любой негатив, с которым вы в какой-то момент обязательно столкнетесь». Вы также обязаны делиться тем, чему научились, добавляет он. Ачор удивлен тем, что менеджеры, которые рассказывают ему о «позитивных моментах, занятиях йогой или медитацией» никогда не делятся этим с членами команды, которых пытаются мотивировать. Это выглядит как насмешка, считает он: «Если у вас есть хорошая привычка, которая вам помогает, расскажите о ней всем».
Что делать
Проявите сострадание к вашим встревоженным коллегам. Вместо того чтобы поддаться тревоге, спросите, чем вы можете помочь.
Окружите себя позитивными людьми, чтобы извлечь выгоду из их уверенности, оптимизма и счастья.
Когда это необходимо, «отдыхайте» от негативных коллег.
Чего не делать
Не пытайтесь исправить самых встревоженных членов команды; вместо этого будьте оптимистичным и позитивным.
Не увязайте в стонах других о списках их «обязательных» дел, которые их тревожат; объедините вашу работу с вашими ценностями и используйте комплексный подход.
Не скрывайте ваши позитивные привычки. Заботьтесь о себе и делитесь своими стратегиями.
Пример №1: поддерживайте свою команду и поощряйте позитивный настрой
Глория Ларсон, бывший президент Bentley College, говорит, что всегда была «до абсурда позитивным человеком». «Для меня стакан всегда на 90% полон, — рассказывает она. — ]Но, конечно, я тоже волнуюсь, когда сталкиваюсь с вызовами, и я также не застрахована от влияния стресса других людей».
Много лет назад, когда Глория работала в юридической фирме Foley Hoag в Бостоне, она вызвалась руководить комитетом, отвечающим за строительство Massachusetts Convention Center, проекта стоимостью $800 млн. На ранней стадии проекта она провела пресс-конференцию и заявила, что он будет закончен «вовремя и не выйдет за пределы бюджета».
Затем проект столкнулся с некоторыми проблемами, в частности, с серьезным перерасходом средств. «Это было ужасно, об этом писали на первых полосах Boston Globe и Boston Herald, — вспоминает Глория. — Я посмотрела вокруг [на правление и других старших руководителей] и увидела, что вся команда взволнованна».
Глория твердо решила дать отпор любому вторичному стрессу и помочь своим встревоженным коллегам. «Я знала, что мне надо было что-то дать людям, которым изо дня в день приходилось работать в таких условиях. Нужно было показать им, что мы команда и что я их поддерживаю», — говорит Глория.
Ее первым шагом стал разговор с членами команды — со всеми вместе и индивидуально — о том, какие чувства они испытывали. «Мы говорили о конкретных причинах стресса и напряжения в проекте, а затем обсуждали возможные решения», — вспоминает она.
Глория также поддерживала и воодушевляла других членов команды, работающих над проектом, в том числе дизайнеров, строителей и архитекторов. «Я приезжала на стройку, надевала каску и говорила людям, что они делают большую работу», — вспоминает она.
В течение всего проекта Глория постоянно напоминала себе о его общей идее. «Я была настолько влюблена в этот проект, что ощущала его как призвание, — вспоминает она. — Я хорошо себя чувствовала от этой вдохновляющей цели, даже когда стресс был всеподавляющим». Она делилась оптимизмом со своими взволнованными коллегами по проекту. «Позитивный подход может быть таким же заразным, как и вторичный стресс, — говорит Глория. — Когда ситуация ухудшалась, я пыталась сказать себе: "У нас получится"».
В эти напряженные дни Глория также старалась не забывать о себе. «Я забросила йогу и медитацию, — признается она. — Но интенсивно занималась физкультурой». А еще у Глории три лабрадора-ретривера и она считает, что животные обладают способностью снимать стресс.
Пример №2: найдите причину своего стресса и поделитесь своими методами борьбы с ним
Мей Сюй, соучредитель и генеральный директор компании Chesapeake Bay Candle, говорит, что стресс и «вторичный» стресс — постоянные спутники современной жизни. «Экономические тренды ставят ритейл и другие потребительские отрасли перед необходимостью выполнять все больше заказов быстрее и лучше, — говорит она. — Нередко члены команд, и я в том числе, едва справляются с этими трудностями».
Мей вспоминает, насколько она волновалась после того, как наняла нового менеджера по продукту (назовем ее Кортни). Кортни была очень талантливой, однако ей не хватало опыта. Вскоре после того, как она присоединилась к компании, Кортни начала казаться встревоженной во время бесед с Мей и общих совещаний.
Мей сообщила о своих наблюдениях непосредственному начальнику Кортни, и он согласился с ней. «Мы оба подумали, что ее постоянное чувство стресса влияет на общую атмосферу на рабочем месте», — вспоминает Мей. В связи с этим они решили поддержать Кортни и действовать «прозрачно».
Сперва Мей спросила Кортни, почему она переживает. Кортни призналась, что чаще всего волнуется из-за недостатка опыта. «Она и вправду очень хотела преуспеть в организации, однако эта должность была ее первой «настоящей» работой, и она волновалась просто потому, что не была уверена в себе», — объясняет Мей.
Затем Мей попыталась успокоить ее. «Я хотела помочь ей расслабиться и набраться уверенности», — вспоминает она. Мей определила возможные варианты, которые помогли бы Кортни обрести уверенность. В частности, она попросила Кортни провести внутреннюю презентацию, которую помогла ей подготовить.
Наконец, Мей поделилась своими собственными методами снижения напряжения и «уравновешивания эффектов стресса одного члена команды» с Кортни и остальной командой. Например, она рассказала, как ей помогают мобильные велнес-приложения и приложения для практики осознанности, долгие прогулки на свежем воздухе и, что, пожалуй, ни для кого не сюрприз, свечи с успокаивающими эфирными маслами. «Я хотела напомнить членам команды о том, как важно сделать паузу, когда они чувствуют себя перегруженными или взволнованными — даже на несколько минут, — чтобы увидеть перспективу и взбодриться».
Мей говорит, что по мере накопления опыта Кортни стала чувствовать себя более уверенно и меньше волновалась. «По прошествии нескольких месяцев в офисе она стала ощущать себя более свободно, и это сильно повлияло на боевой дух команды», — вспоминает Мей.
Об авторе. Ребекка Найт — журналист и лектор в Уэслианском университете. Автор статей в The New York Times, USA Today и Financial Times.