Виртуальная бизнес-реальность | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Виртуальная бизнес-реальность

Автор: Макгонигал Джейн

читайте также

«Мы на пределе»: восемь способов поддержать сотрудников

Келли Гринвуд,  Наташа Крол

Бизнес-план, который убедит инвестора

Залман Уильям

Правила поведения на корпоративных партсобраниях

Борис Щербаков

Пусть говорят: девять советов по запуску сарафанного радио

Кирилл Горский

В ближайшем десятилетии многие организации добьются невероятных достижений благодаря играм, например в жанре альтернативной реальности (ARG).

ARG — это многопользовательские игры-повествования, создающие эффект погружения в другую реальность. Они разворачиваются многие дни и даже месяцы. Их создатели, которых называют «кукловодами», через сайты, электронную почту, SMS-сообщения и т.д. распространяют среди участников тысячи обрывков сюжета, заданий и головоломок. Получив ключ, игрок анализирует его, а ему помогают члены веб-сообществ, вики-сайтов, чатов и блогов. Здесь идут споры о возможных поворотах сюжета, разрабатываются стратегии выполнения миссий, прогнозы событий и, в конечном счете, формируется общий сюжет игры.

В развлекательные коммерческие ARG сейчас играет несколько миллионов человек по всему миру. А корпоративные ARG-проекты со временем могут стать важным средством ведения бизнеса, по сути, новой операционной моделью.

Почему мы в этом уверены? Игры в альтернативную реальность учат сложным навыкам, благодаря которым совместная работа становится и эффективнее, и приятнее. Они воспитывают в участниках десять качеств «коллективного мышления». Например, «радарный поиск партнеров», то есть умение находить подходящих помощников для конкретной задачи, или «протовацию» (от слов «прототип» и «инновация»), то есть способность схватывать на лету сырую идею и быстро доводить ее до стадии прототипа и тестирования. Благодаря этим навыкам игроки обмениваются между собой знаниями и помогают друг другу развиваться.

В ARG применяют те же методы коллективной работы, что и в настоящем бизнесе: мозговые штурмы, обсуждения и т.д. Поэтому сотрудники быстро адаптируются к условиям игры и им легко переносить ее приемы в реальную жизнь.

Если удастся развить в сотрудниках такие качест­ва, в компании может сложиться благоприятная для повседневной работы атмосфера. Вряд ли рядовое собрание вызовет такой же энтузиазм, как сессия ARG-игры, сюжет которой только-только вырисовывается. Игра затягивает, а загадки разжигают любопытство. Здесь все способствует сотрудничеству, и игроки вместе ищут путь к целям, оценивают новые тактики, идеи и результаты. Захватывает и сама игровая атмосфера: «кукловод» наблюдает за участниками и поощряет их успехи, в нужный момент ­подкидывая новые задания. Игроки попадают в водоворот творчества, продвигаясь от одного удачного решения к другому.

ARG — гораздо более яркий жанр, чем традиционные деловые игры, построенные на сценариях или компьютерных моделях. Недавно около 1700 игроков из 12 стран приняли участие в ARG-игре «Мир без нефти», среди разработчиков которой была и я. Игрокам предстояло устранить последствия глобального нефтяного кризиса. Люди вступали в игру независимо друг от друга, однако вскоре, исследуя и обсуждая обстоятельства загадочного кризиса, объединились в органичную и мощную онлайн-структуру. Вместе они предсказывали цену и объем запасов бензина, дизельного и авиационного топлива. Здесь же шли оживленные дискуссии о том, как нефтяной коллапс скажется на разных отраслях. Наконец, участники предложили ряд мер по смягчению его последствий; разработанные ими стратегии вполне можно будет применить и в реальности.

Играя, можно научиться рисковать, ведь реальное возмездие здесь вас не настигнет. Понятно, почему таланты ARG-игроков могут пригодиться компаниям, особенно в том, что касается конкурентной борьбы и инноваций.

Не исключено, что со временем подобные игры будут использоваться и для «внутреннего употребления». Также, создавая с их помощью глобальные команды внешних игроков-экспертов, можно повысить качество прогнозов.

И наконец, через ARG-игры можно вовлечь потребителей в разработку новых продуктов, попутно проверяя, насколько верно организация оценивает ситуацию на рынке.

Во всех этих случаях руководители компаний возьмут на себя ключевую роль «кукловодов». Им предстоит создавать среду для сотрудничества, вводить новые усложняющие факторы и направлять энергию играющих в нужное русло. Впрочем, они и сегодня делают примерно то же самое. Однако операционная структура ARG дает им ценную возможность задействовать коллективный разум для решения стратегических задач.