читайте также
Разногласия и споры на работе — это нормально. Но вот война — нет. Дело в том, что бороться с боссом — не менее сложно и деструктивно, чем с могущественным членом семьи. Воевать с коллегой — не лучше, чем с другом или братом. Бой с людьми, у которых власти больше или меньше, чем у вас, попросту говоря, — это обыкновенное хулиганство.
Естественно, мы должны справляться с агрессией на работе. Но сначала надо понять реальные источники конфликта, и помогут в этом не доводы из учебника «борьба за ресурсы», а знание основных психологических причин, из-за которых люди борются. Зная их, мы можем разработать способы взаимодействия во время конфликта, которые удержат нас в здравом уме, помогут другим и, будем надеяться, сохранят организацию.
Как выглядит конфликт на работе?
Конфликт на работе предстает в нескольких формах. Во-первых, существуют люди, отрицающие наличие самой проблемы, даже если она налицо. Они могут говорить что-то вроде: «Я не вижу никаких разногласий». Если же вы пытаетесь объяснить, вам бросают в ответ: «Ваши доводы нелогичны». Когда конфликт доходит до предела, вы получаете последний аргумент: «Вы слишком эмоциональны» (женщины, берегитесь!). Эти люди выворачивают конфликт таким образом, что источником его оказываетесь вы: тактика, сводящая с ума нормальных людей. Что бы вы ни делали, ваши действия выглядят бессмысленными или кажется, что это вы провоцируете войну. При таком сценарии побеждают противники, а вы оказываетесь в проигрыше.
Читайте материал по теме: «Отчаянная вежливость» может разрушить вашу карьеру
Другой распространенный вид конфликта на работе — это прямая агрессия. Люди, которые выбирают этот подход, обычно «задиры». Они высококонкурентны, им все дозволено, они не берут пленных, эдакие нарциссы. Эти субъекты доказывают свою важность, угнетая других. Они особенно опасны, потому что у них часто есть последователи, которые выполняют их волю. Когда эти «задиры» впадают в раж, будьте начеку.
Наконец тактика, которую лично я более всего не одобряю, — пассивная агрессия. Пассивно агрессивные люди, кажется, поддерживают вас, ведут себя логично и даже помогают, пока вы не прочтете между строк их истинные мотивы. Их атаки не похожи на атаки, потому что они хорошо скрывают свои слова-оружие. Иногда вы даже долго не замечаете, что подобная тактика коснулась и вас. Борьба с этими людьми — словно бой с тенью.
Почему люди воюют на работе?
Разногласия и даже настоящие конфликты неизбежны на работе по довольно веским причинам: постоянный поток информации превращает нас в слепцов, ощупывающих с разных сторон слона, и происходят постоянные изменения, требующие обсуждений. В идеальной вселенной мы бы следовали советам учебника, решали конфликтные вопросы с помощью логики, вели себя как взрослые — вот и все дела.
Читайте материал по теме: Как руководить двумя людьми, которые ненавидят друг друга
Проблема заключается в том, что мы работаем не в идеальном мире и никто из нас не идеален. Каждый человек приходит на работу со своим эго. Некоторые наши проблемы проявляются изо дня в день вновь и вновь. Среди источников конфликта я в первую очередь назову неуверенность в себе, жажду власти и контроля и постоянную жертвенность. Давайте рассмотрим каждую проблему по отдельности.
Неуверенность. Мы все в чем-то не уверены. Когда неуверенность срабатывает, мы ведем себя довольно скверно. Мы стараемся скрыть свои ошибки, избежать здравой дискуссии, уклоняемся от разногласий и набрасываемся на кого-нибудь без повода, просто чтобы защитить себя. Люди способны развязать войну, чтобы просто отвлечь от себя внимание.
Никто не идеален. Так зачем же тратить столько времени и энергии на то, чтобы доказать, что мы — исключение? Не лучше ли поработать над нашими недостатками, чем тщетно искать обходные пути, которые неизбежно ведут к проблемам?
Желание власти. Большинство людей хотят чувствовать, что они имеют контроль над собственными жизнями и действиями как на работе, так и дома. Мы хотим иметь влияние. Мы хотим помогать людям достигать цели, и мы хотим признания, которого мы реально заслуживаем. Это естественно и нормально: люди активно ищут способы влияния и воздействия на других, каждый видит себя руководителем, пусть и в малых масштабах. К сожалению, многие находятся во власти этой человеческой потребности. Вместо того чтобы работать вместе с другими, они ставят себе цель оказаться выше других. Если это становится патологической проблемой, общие цели исчезают из виду и делиться славой такой человек не согласится ни при каких условиях. Такая позиция, как ее ни скрывай, настораживает всех и приводит в состояние боевой готовности. Суть же заключается в том, что даже банальные разногласия по поводу таких вещей, как ресурсы, на самом деле — примитивная борьба за то, кто имеет власть над кем.
Читайте материал по теме: Как ссориться с пользой для дела
Постоянная жертвенность. Отсутствие уверенности может сыграть и удачную роль — это может означать, что мы знаем свои недостатки и что мы готовы учиться. И многие люди используют свою власть достаточно хорошо, на благо группы. Постоянная жертвенность, однако, не имеет ценности никогда. Тем не менее эта особенность достаточно часто встречается: поэтому можно легко найти пары угнетатель-жертва в любой компании. Сценарий совершенно предсказуем: «Он делает то-то и то-то постоянно, и я ничего не могу этому противопоставить». Действительно? Вы ничего не можете сделать с тем, что вас, метафорически выражаясь, постоянно втаптывают ногами в землю? Почему люди ставят себя в это положение? Если все так плохо, а вы оказываетесь в положении жертвы снова и снова, не мешало бы поговорить с хорошим психотерапевтом. Или —по крайней мере — с близким другом. Вам нужно выяснить, как роль жертвы помогает вам в жизни. Например, отказ от контроля означает, что у вас есть готовое оправдание и вы не можете быть привлечены к ответственности.
Как разобраться с конфликтом на работе?
Во-первых, надо признать, что конфликт на работе — это реальная и широко распространенная проблема, такая же неприятная, как борьба в любой другой сфере. Давайте перестанем делать вид, что эта разновидность войны более рациональна, чем конфликты в других областях.
Во-вторых, мы должны культивировать реальное сочувствие и сострадание к ближним. Что движет этими людьми? В чем они не уверены? Что бы они почувствовали в таком-то случае? Это все нелегко понять, а ваши предубеждения и стереотипы подталкивают вас к определенным выводам.
И наконец: наши чувства имеют значение — и на них нужно обращать внимание всегда, с самого начала, а не спохватившись. Имея дело с конфликтом на работе, прежде всего попробуйте разобраться в себе. В чем вы сами не уверены? Почему? Мыслите ли вы рационально или дело в ваших детских воспоминаниях и проблемах? Как вы относитесь к собственной власти и власти других людей? Что происходит, когда ваша свобода находится под угрозой или когда кто-то пытается контролировать вас? И... строите ли вы из себя жертву? Почему? Как это помогает вам? Где еще в вашей жизни вы это делаете? Работает ли это?
Это достаточно глубокий самоанализ. И он поможет не только вам, но и вашим коллегам и вашей организации.
Читайте по теме: