IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет? | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за
30 лет?

Apple+IBM – вполне может оказаться, что 1+1 = 3. Но для этого нужно сделать так, чтобы 1+1 равнялось также и 1. Чтобы брачные обеты были даны всерьез и надолго.

Автор: Бен Гомес-Кассерес

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет?

читайте также

Как менеджеру сформировать круг доверенных лиц

Александр Лазуткин

Глобализация по понятиям

Оксана Шевелькова

Что не так с современным искусством?

Ирина Гусинская

Как стать лидером на легальном рынке по производству марихуаны

Недавно IBM и Apple объявили о своем союзе. Суть нового альянса IBM-Apple вполне передана первой фразой совместного пресс-релиза: «эксклюзивное партнерство». Звучит трогательно, почти как брачные клятвы. Двое стали единым целым.

Но деловые союзы не слишком похожи на брачные. Примерно десять лет назад верховный судья штата Нью-Джерси Маргарет Макви, разбирая тяжбу между Amazon.com и Toys-R-Us, писала: «В современном мире, где технологии меняются чуть ли не ежедневно, долгосрочные обязательства поддерживать сложно… Эксклюзивное партнерство требует повседневных усилий не только от людей, состоящих в браке, но и от корпораций».

IBM и Apple поддерживать партнерство будет еще сложнее, чем Amazon.com и Toys-R-Us, ведь конкурентное поле, на котором они собираются играть, осложняется множеством перекрестных связей. В особенности много партнеров у ближайшего конкурента этих компаний, который перешел на «открытую» модель: Google продала больше смартфонов на платформе Android, чем Apple – iPhone, потому что Google играет сразу за несколько команд - Samsung, HTC, Motorola.

Следующий ожидаемый акт этой войны – создание открытого, не эксклюзивного альянса в мире Android, чтобы облачные сервисы Google стали доступны всем конкурентам IBM, оставшимся за бортом альянса IBM-Apple, в особенности HP и Oracle. (Но есть проблема – HP и Oracle даже не разговаривают друг с другом, не то что в союзы вступать).

Читайте материал по теме: Формула дружбы

Вспоминается история 1980-х годов, когда Apple со своими микрокомпьютерами цеплялась за эксклюзивную модель, а IPM PC предпочла «открытую». Принцип жесткого контроля подвел Apple, и победил предложенный IBM принцип широкого доступа, хотя наибольший выигрыш в итоге достался не самой IBM, а другим членам экосистемы IBM PC, таким как Intel и Microsoft.

Есть и другая причина беспокоиться за успех нового альянса: эти компании уже пытались заключить союз, но рассорились. Пресс-релиз избегает упоминания давнишней ссоры жениха и невесты, но прошлое нельзя изменить. Пресс-релиз откровенно говорит о вражде между компаниями в 1980-х годах (как нередко бывает, яростное соперничество порождало шедевры, в том числе одну из лучших реклам за всю его историю). Но эта эпоха, как полагают авторы пресс-релиза, миновала бесследно.

А о том, что было чуть позже, в начале 1990-х они умалчивают. Именно тогда сложился альянс AIM, в который помимо Apple и IBM вошла обозначенная буквой «М» Motorola. То было плохое время для всех трех компаний, они проигрывали гонку альянсу Wintel и заключили этот союз с целью создать мощный новый процессор и соответствующее ему программное обеспечение. Motorola и IBM взялись за разработку чипа PowerPC, а Apple и IBM организовали две совместные компании Kaleida иTaligent именно для разработки программного обеспечения. Также IBM должна была продавать оборудование Apple через своих дистрибьюторов.

К концу 1990-х годов все эти инициативы провалились за исключением лишь партнерства IBM-Motorola , при котором все-таки был создан новый чип. Что касается договора IBM-Apple, здесь сперва все затягивалось и откладывалось, потом начались споры по поводу работы над ПО, пересматривался вопрос о предоставлении технологии Apple третьей стороне и так далее. Идея проводить товары Apple через баланс IBM с самого начала казалась нелепой и так и не осуществилась. Решающую роль, вероятно, сыграли достижения конкурента, компании Intel, которая вложилась в исследования и выпускала с каждым годом все более мощные микропроцессоры. Apple недолгое время использовала процессор PowerPC, затем перешла на Intel (а теперь не отказывается и от ARM). Совместные предприятия Apple-IBM и сам альянс, пережив бурное начало, постепенно тихо сошли на нет.

Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов

Подобно этому первому браку, новый союз Apple-IBM должен либо сразу же преуспеть, либо он будет постепенно разваливаться. Сэмюэл Джонсон говорил, что второй брак – это «триумф надежды над опытом». Деловые союзы неточно было бы сравнивать с браком, но мы вправе спросить: какие уроки усвоили IBM и Apple в том первом союзе, что внушило им надежду на более удачную попытку? Особенно инвесторам стоило бы сперва выслушать ответ, а потом уж пить шампанское на свадьбе.

Какие уроки им следовало бы усвоить? Вот три контрольных вопроса:

  • В чем конкретно заключается «эксклюзивное партнерство»? Непременное условие для успешного союза – точно разграничить обрасти, в которых партнеры сотрудничают, и те, в которых сохраняется конкуренция. «Прочный забор способствует добрососедству», - писал Роберт Фрост. Это правило тщательно соблюдали в полувековом альянсе Xerox и Fuji Photo Film. Применительно к альянсу IBM-Apple вопрос формулируется так: сможет ли IBM производить и продавать облачные сервисы и мобильное ПО для устройств на базе ОС Android и Microsoft? Если компания, как сулит пресс-релиз, разработает «специфические» приложения для iPad, подготовит ли она такие же работоспособные приложения для других платформ? Какие обязательства берет на себя Apple: если к ней обратится независимый разработчик и предложит суперское приложение для iOS, вправе ли Apple распространять это приложение независимо от IBM? И таких сложных вопросов немало. Будем надеяться, IBM и Apple их предусмотрели и рассмотрели. Но хотелось бы знать, по какой границе они провели забор и как часто его придется чинить (насчет починки забора Роберт Фрост опять-таки предупреждал).
  • «Уникальные облачные сервисы IBM будут оптимизированы под iOS», - гласит роесс-релиз. Мы не можем заглянуть вглубь IBM и оценить, насколько это обещание исполнимо. Однако нужно помнить второе условие успеха: каждый партнер должен выделить достаточно внутренних ресурсов, чтобы выполнить обещанное внешнему партнеру. У IBM имеется немало планов, как было и в эпоху PowerPC. Удастся ли «оптимизировать» ее новые разработки под Apple iOS так, чтобы перебить прочие предложения – от Android, Microsoft и даже от других отделов IBM?
  • И, наконец, смогут ли партнеры поспевать за стремительной динамикой в своей сфере? Мобильники, облака, анализ данных – эти три отрасли меняются до неузнаваемости чуть ли не ежедневно и победит тот, кто обгонит конкурентов. Альянс позволяет объединить ресурсы, и в этом смысле Apple + IBM звучит более чем перспективно. Но такие крупные союзы обычно тормозят принятия значимых решений, если только не создадут эффективную(с надежными людьми) систему управления. Пока что пресс-релизы не сообщают, кто встанет во главе нового партнерства.

Так что да, формула многообещающая. Apple+IBM – вполне может оказаться, что 1+1 = 3. Но для этого нужно сделать так, чтобы 1+1 равнялось также и 1. Чтобы брачные обеты были даны всерьез и надолго.

Читайте по теме: