Стресс-служба: почему боссы унижают лучших сотрудников | Большие Идеи
Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стресс-служба: почему боссы унижают лучших сотрудников

Шери Мосс
Стресс-служба: почему боссы унижают лучших сотрудников

Множество исследований посвящено феномену оскорбляющих руководителей. Такие начальники (назовем их агрессивными боссами) допускают различные формы нефизической агрессии: высмеивают подчиненных, прилюдно их критикуют, упрекают в некомпетентности, валят на них вину, лгут, никогда не отдают должного за их вклад в работу.

Эти формы агрессии вызывают целый ряд негативных последствий у подчиненных, в том числе психологические расстройства, недовольство работой, эмоциональное истощение. Данный феномен тесно связан с контрпродуктивным поведением на всех уровнях, от общеорганизационного до межличностного. Например, в компаниях, где господствует такое отношение к подчиненным, сотрудники часто опаздывают, тормозят работу, не слушают указаний начальства. Агрессия сверху зачастую превращает и самих сотрудников в агрессоров, они унижают коллег и грубят друг другу. Неудивительно, что кадровая текучка из-за этого увеличивается.

Что же побуждает боссов превращаться в тирана? Может быть, они сами испытывают постоянный стресс, на них давит их собственное начальство или конфликт с их коллегами выплескивается на подчиненных? Порой причина вовсе не в работе: некоторые агрессивные боссы переживали насилие в детстве, а другие просто не владеют своими эмоциями. Но недавно нам удалось установить, что определенный тип подчиненных чаще подвергается агрессии начальства: негативная или враждебная реакция подчиненного будит в начальнике зверя. Подчиненные с низкой самооценкой, если им не удается скрыть свою уязвимость, также могут пострадать от агрессии начальства. Хотя мы нисколько не оправдываем поведение руководителей-тиранов, нетрудно понять, почему некоторые типы подчиненных становятся жертвами, провоцирующими свое начальство на агрессию.

В одном из первых совместных исследований с Беном Теппером и Мишель Даффи мы выяснили, что чаще всего от начальства достается слабым работникам. С такими сотрудниками трудно иметь дело, часто они вызывают у начальника разочарование, тревогу – и в результате становятся порой жертвами агрессии.

Логичным кажется вывод, что хорошие работники по этой причине находятся в полной безопасности и сами же начальники должны постараться уберечь своих звезд, предоставив им все условия для дальнейшего процветания. Но мое недавнее исследование, проведенное совместно с Абдулом Каримом Каном, Саминой Куртатулейн и Имраном Хамидом обнаружило, что такой вывод был бы ошибочным. Звезды тоже нередко попадают под раздачу.

советуем прочитать

Об авторе

Шери Мосс

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Чья очередь играть соло?
Елена Евграфова
Великими продажниками рождаются, но командами становятся
Андрис А.Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример