Вам трудно переживать этот кризис? Попробуйте придумать ритуал | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вам трудно переживать этот кризис? Попробуйте
придумать ритуал

Как ритуалы помогают вернуть чувство контроля и смягчить стресс и горе

Автор: Скотт Беринато

Вам трудно переживать этот кризис? Попробуйте придумать ритуал
Фото: Stas Knop/Pexels

читайте также

Как не сходить с ума на работе: опыт компании Basecamp

Джейсон Фрайд,  Дэвид Хайнемайер Хенссон

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности

Мелвин Смит,  Ричард Бояцис,  Эллен ван Оостен

BMW: обезвредить демографическую мину

Неумные правила

Игорь Липсиц

Несколько дней назад моя семья, как и многие семьи в последнее время, провела виртуальный счастливый час. Мы оживленно беседовали, обмениваясь привычными саркастическими шутками, как если бы собрались за ужином, — только на этот раз по видеосвязи. Целый час смеха и эмоциональной разгрузки. На следующий день мой шурин прислал мне сообщение с вопросом, во сколько начнется счастливый час.

Я только потом понял, что мы завели новый ритуал, увидев в этом способ справиться с тревогой и горем, вызванными текущей пандемией. Оказывается, ритуалы — мощный поведенческий механизм, позволяющий выдержать острые эмоции и стресс, и сейчас самое время учиться их использовать.

Чтобы понять, как работают ритуалы и как мы можем их ввести и адаптировать к своей жизни, я обратился к Майку Нортону. Майк — профессор Гарвардской школы бизнеса. Он изучает ритуалы и их влияние на наше самочувствие. Приведенная ниже беседа слегка отредактирована для ясности.

HBR: Что известно о влиянии ритуалов на наше самочувствие?

Нортон: В ходе совместных исследований с моей коллегой Франческой Джино и другими коллегами я узнал, что ритуалы играют несколько важных ролей. В ситуации утраты ритуалы смягчают наше горе. В семье ритуалы помогают родственникам стать ближе друг к другу. Ритуалы в парах могут укрепить привязанность людей. И под ритуалами я понимаю не «замысловатые религиозные церемонии». Во время наших исследований мы часто обнаруживали, что ритуалы большинства людей — нечто личное и уникальное, присущее только им. Никакая другая семья не празднует День благодарения (и не проводит время за совместной трапезой) точно так же, как ваша. Нет на свете двух пар, использующих одинаковые ласковые словечки и фразы.

Прямо сейчас, когда мы испытываем и непосредственное, и упреждающее горе, для мира важнее всего то, что эти уникальные ритуалы могут вернуть нам ощущение контроля над своей жизнью. Мы ощущаем потерю контроля, когда переживаем утрату. Мы не хотели, чтобы она произошла, но не смогли это предотвратить. Чувство, что вы не управляете своей жизнью, очень неприятно само по себе. Ритуалы могут помочь отчасти вернуть чувство контроля.

Как исследуются такие вещи?

Во-первых, мы просили людей вспомнить о смерти близкого человека или закончившихся отношениях. Оба эти события могут вызвать горе и тревогу. Затем мы спрашивали: «И что вы сделали потом?» Мы ожидали, что люди расскажут нам о похоронах или о том, как вывозили вещи с совместной жилплощади. Но, к нашему удивлению, обнаружилось, что в центре всего 10% ответов были общепринятые мероприятия, а религиозные обряды — в центре всего 5% ответов. Да, люди ходили на похороны, но рассказывали в основном о своих личных ритуалах. Некоторые нас растрогали. Одна участница, потерявшая мужа, сказала: «Я мыла его машину каждую неделю, как он раньше». Рассказы о разрыве отношений были менее печальными, но тоже ритуалистичными. Была такая история: «Я нашла все наши совместные фотографии, сделанные, пока мы встречались. Потом я порвала их (даже те, которые мне очень нравились!) на мелкие клочки и сожгла в парке, где мы впервые поцеловались».

И это сработало? Люди почувствовали себя лучше?

Да. Многие говорили, что от этого становится легче — даже от воспоминания о проведенном ритуале. Но мы также хотели выяснить, помогают ли ритуалы сами по себе людям почувствовать себя лучше в момент их выполнения. Это трудно сделать, так как нельзя устроить человеку серьезную утрату, чтобы изучить его ритуал. Но мы организовали своего рода утрату, когда пригласили в нашу лабораторию несколько групп по 10 человек и дали одному человеку из каждой группы $200. Людей, получивших деньги, мы отпустили, а остальным пришлось заполнять наши скучные опросники. Оставшиеся без денег столкнулись с «утратой». (Мы знаем, что потеря $200 не равноценна разрыву отношений, поэтому оценили эту «утрату» как очень мягкую форму этих гораздо более серьезных потерь.) Затем мы поручили некоторым из переживших «утрату» выполнить ритуал. Они нарисовали картинки о том, что они в тот момент чувствовали, посыпали их солью и изорвали. Те, кто выполнил ритуал, чувствовали себя немного лучше, чем те, кто этого не сделал.

То есть вы буквально изобрели ритуал, и он все-таки помог?

Да. Мы опирались на ритуалы, о которых люди рассказывали нам во время опросов. Но для участников последнего исследования это был новый ритуал, который они никогда раньше не пробовали применить. Но, как вы понимаете, когда люди сами себе изобретают ритуалы, в тех оказывается больше аспектов, которые имеют особое значение для своих авторов и символичны для них. Вспомним о женщине, которая мыла машину мужа.

Что делает ритуал ритуалом? Повторение?

Необязательно. Насколько я могу судить, ритуалы действительно могут становиться мощнее при повторении, но даже ритуалы, выполняемые однократно, могут быть эффективными. Сожжение фотографий на месте первой встречи с бывшим — это, скорее всего, однократное событие. По-видимому, важно назвать свои действия ритуалом, а также осуществить его, а не просто придумать. Многое из того, что мы делаем каждый день, немного ритуалистично. Мы можем собираться на работу каждое утро одинаково. Возможно, вы сначала чистите зубы, а потом принимаете душ. Когда я просил людей изменить порядок действий и рассказать мне, как изменилось их самочувствие, некоторые говорили, что им все равно, но другие сообщали, что им немного неприятно. Для этих последних их утренняя рутина стала ближе к ритуалу: для них имеет значение, в каком порядке она развертывается, и когда они делают все «правильно», ощущают себя более готовыми к новому дню. (Конечно, если выполнять слишком много таких ритуалов, вплоть до того что становится некогда делать все остальное, это менее адаптивно, как в случае с обсессивно-компульсивным поведением.)

Считаются ли ритуалом регулярные физические упражнения?

Они могут им быть. Для многих из нас ритуалы присутствуют и в самих упражнениях, в рутине. Они каждый день гуляют в одно и то же время по одному и тому же маршруту. Они даже завязывают шнурки каждый раз одинаково. И снова все это дает нам ощущение контроля и помогает смягчить тревогу и стресс. Я каждую весну поражаюсь. Я живу у реки. И каждую весну приходит день, когда становится тепло, и вдруг появляются все эти люди, бегающие вдоль реки. Думаю, они могут пойти куда угодно, но они делают одну и ту же петлю. Это ритуал. Они возвращают себе контроль над ситуацией после зимы, не дававшей им это сделать.

Некоторые ритуалы кажутся иррациональными. Что дает сжигание фотографий в парке?

Польза ритуала никак не соотносится с его практичностью. Абсурдные ритуалы могут быть очень полезны. Если что-то помогает вам создать ощущение контроля, усмиряет вашу тревогу, то только это имеет значение. Подумайте об артистах, которые выполняют странные ритуалы, прежде чем выйти на сцену. Они знают, что то, что они три раза пройдут по кругу, повторяя мантру, никак не поможет им успешно выступить. Но эти действия помогают им успокоиться перед выступлением.

Восприятие ритуалов как чего-то нерационального («Глупость какая, зачем мне так делать?») — барьер, избавление от которого может принести пользу. Наше исследование показало, что безусловное принятие ритуалов, какими бы дурацкими они ни казались, может помочь нам почувствовать себя лучше. День благодарения в вашей семье может быть очень странным, но это ваш День благодарения. Муж и жена могут желать друг другу спокойной ночи самыми нелепыми словами, но это их традиция. Вместо того чтобы избегать таких вещей, нам надо назвать их ритуалами и обязательно использовать как можно регулярнее.

А сейчас люди изобретают новые ритуалы, чтобы легче пережить пандемию?

Я вижу очень много новых ритуалов и адаптаций старых ритуалов. Люди используют технику, чтобы как можно точнее воссоздать свои ритуалы. Но они также изобретают новые. Одна компания начинает все свои виртуальные встречи с того, что все участники кликают по изображениям Патрика из мультфильма «Губка Боб», чтобы показать, как они себя чувствуют. Трудно представить что-то более глупое, но подумайте, что этот ритуал делает для той группы людей. Это их ритуальный способ начать совещание, дающий людям ощущение контроля и определенности в новой и некомфортной ситуации.

Из-за утраты множества наших общепринятых ритуалов, в том числе таких простых вещей, как встреча с другом в кафе или баре, люди, естественно, ищут новые ритуалы. Люди не могут ходить в церковь и поэтому создают новые ритуалы, которые помогают им легче пережить эту потерю и вызванную ею тревогу.

То есть мы можем вполне осознанно сказать: «Я создам новый ритуал», и тот сработает?

Да. Подумайте только. Если работали те ритуалы, которые мы назначали людям в лаборатории, вы можете изобрести собственный ритуал. Вообще-то вы их изобретали всю свою жизнь. Ваша семья изобрела свой собственный способ праздновать День благодарения, вы с супругой изобрели для себя ласковые словечки. И кто хотя бы раз не думал, что если надеть ту же шляпу или те же носки, что и в прошлый раз, или сесть на то же место, то у любимой команды будет больше шансов выиграть?

Ритуалы не обязательно должны появляться естественным образом, вы можете искусственно вставить их в свою жизнь. Женщина, которая мыла машину своего мужа, сама это придумала. Но это работало. Это не установившийся ритуал, заимствованный из истории. Но он работал. Иногда лучшие ритуалы — индивидуальные, присущие лично нам.

Еще я вижу, что люди пробуют применить ритуал и затем говорят: «Давайте делать это по видеосвязи каждый четверг в девять вечера». Нам приятно знать, что нечто будет происходить в одно и то же время. Это упорядочивает нашу жизнь. Это частично возвращает нам ощущение контроля в период, когда многим из нас кажется, что они ничего не контролируют.

Поэтому я готов призвать людей, которые прямо сейчас встревожены и горюют, подумать, не стоит ли им изобрести для себя ритуал, или заметить ритуалы, уже привнесенные ими в свою жизнь — на работе, в семье или в отношениях со спутником жизни.

Об авторе

Скотт Беринато (Scott Berinato) — старший редактор американского журнала Harvard Business Review. Автор книг: «Good Charts Workbook: Tips Tools, and Exercises for Making Better Data Visualizations» и «Good Charts: The HBR Guide to Making Smarter, More Persuasive Data Visualizations».