Поделитесь харизмой | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Поделитесь харизмой

Харизма — не врожденное качество, а всего лишь набор социальных навыков; их может развить в себе каждый.

Автор: Гусинская Ирина

Поделитесь харизмой

читайте также

Помогите сотрудникам экономить энергию

Социальная помощь стимулирует стартапы

Этнографические исследования — ключ к стратегии

Андерсон Кен

Производительность труда: что делать?

Елена Евграфова

Классическое определение харизмы дал немецкий социолог Макс Вебер: «Харизмой называется необычное качество личности, благодаря которому ее оценивают как одаренную сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». В переводе с греческого харизма и вовсе означает «дар богов». Впору счесть обладателя харизмы сверхчеловеком, способным производить на окружающих столь сильное впечатление, что они готовы следовать за ним хоть на край света.

Оливия Фокс Кабейн, коуч-консультант, приглашенный лектор Стэнфорда, Йеля и Гарварда, в своей книге «The Charisma Myth: How Anyone Can Master the Art and Science of Personal Magnetism» (Миф о харизме: Как каждый может овладеть искусством и наукой личной притягательности) спорит с общепринятым мнением о врожденности обаяния и, более того, берется доказать, что харизма — такой же социальный навык, как, например, умение конструктивно реагировать на критику. По ее мнению, любой человек может стать харизматиком — разумеется, если захочет.

Кабейн убеждена: будь харизма врожденным свойством, люди излучали бы ее на протяжении всей жизни, постоянно и непрерывно чаруя окружающих, — а это не так. Возьмем классический пример: как-то Мэрилин Монро поспорила, что сможет незамеченной пройти по вокзалу в разгар дня — и выиграла спор. Никто не обращал на нее внимания, пока она, по словам очевидцев, не «взбила локоны, расправила плечи, пошла своей знаменитой походкой и улыбнулась» — и люди сразу же ее узнали. Если бы харизма была неотъемлемым качеством, никто не смог бы так легко ее «включать» и «выключать». Если сравнить записи ранних выступлений Стива Джобса с последними, видно, что известный харизматик немало потрудился, чтобы научиться очаровывать аудиторию.

Обаяние — это не более чем сово­купность невербальных сигналов и действий, поэтому-то уровень харизматичности изменчив: он зависит от состояния и самоощущения человека. В один момент вы чувствуете себя хозяином ситуации, а в другой — засомневались и растеряли уверенность. Эти колебания сразу же отразятся в мимике и жестах, и со­беседники их почувствуют.

Автор книги делит харизму на три составляющие: присутствие (presence), силу (power) и теплоту (warmth). С «присутствием» все понятно: это умение жить здесь и сейчас, не уносясь мысленно в будущее и не погружаясь в прошлое. В контексте межличностных отношений присутствие нужно, чтобы собеседник чувствовал, что он вам интересен и в этот момент для вас нет ничего важнее, чем выслушать и понять его. Главное, не сколько времени вы ему уделите, а качество нашего слушания.

Второй компонент харизмы — сила. Кабейн понимает ее как способность влиять на мир вокруг себя, своими действиями или опосредованно — через окружающих, деньги, опыт, авторитет, физические данные или социальный статус.

И третья составляющая — теплота, доброжелательность. Два последних компонента в основном проявляются невербально — в манере одеваться, держаться, говорить и т.п. Лаборатория Массачусетского технологического института провела эксперимент, доказывающий, что можно предсказать исход переговоров с точностью до 87%, анализируя только мимику, жесты и позу собеседников и не слыша слов. Мы не можем полностью контролировать свое невербальное поведение, но оно отражает наше внутреннее, ментальное состояние, которое мы контролировать можем и даже должны — особенно если хотим произвести впечатление на собеседника. Неуверенность в своих силах, неудовлетворенность от сравнения себя с другими, самоедство и прочие дискомфортные состояния напрямую влияют на психологический настрой, а значит, и на посылаемые нами невербальные сигналы, и на восприятие нас окружающими.

Получается замкнутый круг: мысли вызывают определенные эмоции; любые эмоции имеют телесное проявление; физические ощущения в свою очередь могут навести на ту или иную мысль. Но отсюда следует, что к своим тревогам, внутренним препятствиям, комплексам можно подступиться как со стороны разума, так и со стороны тела или эмоций и что, совладав с чем-то одним, можно осилить и другое. Проще начать с невербальных сигналов. Например, для того чтобы почувствовать себя увереннее, иногда достаточно расправить плечи, поднять подбородок и ослабить узел галстука — уровень гормонов стресса начнет снижаться, и вы действительно почувствуете себя в своей тарелке. Уильям Босл, исследователь из Гарвардского университета, выяснил: легче всего мозг понимает, затем верит, а с наибольшими энергозатратами перестает верить. Поэтому, если тело посылает мозгу сигналы, что все хорошо, мозг склонен ему поверить и «перенастроиться». Когда человек держится «как хозяин», у него появляется больше настоящей уверенности в себе — и наоборот.

Более сложный, но и более продуктивный метод — научиться преодолевать внутренний дискомфорт. Первый шаг к этому — принять и осознать, что это такая же часть жизни, как и любые другие, всем время от времени не по себе. Во многих культурах принято скрывать эмоции, особенно негативные — они считаются признаком незрелости человека, его неспособно­сти себя контролировать. С детства нас приучают скрывать слабости, а то, мол, кто-нибудь обратит их против тебя. Однако из-за подавления эмоций мы не только переживаем само негативное событие, но расстраиваемся еще и из-за того, что окружающие это видят. Психологи предлагают всякий раз напоминать себе, что испытывать дискомфорт — нормально, главное на нем не зацикливаться.

Второй шаг к преодолению внутреннего дискомфорта — нейтрализовать негатив. Вспомнить, что наши мысли совершенно необязательно отражают объективную реальность: мы склонны истолковывать чужие действия, исходя из собственного опыта или додуманных предпосылок, и упускать из виду массу других элементов картины, которые вполне могут быть позитивными.

И наконец третий шаг — переписать реальность. Вот пример: вы едете по узкой улочке на важную деловую встречу и вдруг прямо перед вами из двора, едва не зацепив вашу машину, на огромной скорости вылетает джип. Вы бьете по тормозам, в мозге запускается реакция «дерись или беги», происходит выброс гормонов стресса, сердце бешено колотится, все мышцы напряжены. Вы страшно злы. Но судьбоносная встреча неумолимо приближается, и вы уговариваете себя успокоиться для своего же блага, мысленно продолжая посылать вслед водителю джипа проклятия. Злость — очень сильная эмоция, и потому эпизод не так просто выкинуть из головы. Есть другой путь: представить себе, что за рулем джипа сидела мать, везущая своего ребенка в реанимацию, и от скорости зависела его жизнь. Этот метод, так называемая когнитивная переоценка, очень быстро снижает уровень стресса, поэтому гораздо более эффективен, чем подавление

Все бы хорошо, однако отточив три составляющие харизмы, убрав с ее дороги внешние и внутренние препятствия, вы рискуете испытать ряд побочных эффектов. В их числе Кабейн называет: зависть окружающих, необходимость соответствовать повышенным ожиданиям, одиночест­во, самоуверенность и «включение» харизмы на автомате, даже когда мы не хотим никого ни в чем убеждать.

По ходу чтения назревают во­просы: раз для того, чтобы быть харизматичным, нужно постоянно контролировать себя, не будет ли такой «харизматик» обычным манипулятором? Не путает ли автор «харизму» с «уверенностью в себе»? Можно ли всех поголовно сделать харизматичными? Нет, — утверждает Кабейн, — обучить можно многому, но необ­ходимые для истинной харизмы тепло и искренний интерес к людям подделать невозможно — они должны идти изнутри. Так что если не ждать от книги чуда, все встанет на свои места и чтение принесет ощутимую пользу.