читайте также
Однажды с бывшим коллегой, а теперь предпринимателем, руководителем небольшой производственной компании, мы говорили о том о сем и, разумеется, о бизнесе и менеджменте, и он вдруг сказал, что хотел бы нанять профессионального гендиректора, потому что сейчас у него менеджмент «интуитивный, ненаучный, и это плохо». Я, фигурально выражаясь, замахала руками, сказала, что это худшее решение в его ситуации. И не потому даже, что по данным многих исследований собственники управляют бизнесом лучше «наемников». Дело в другом.
До этого он мне рассказывал, как управляет компанией, и я думала: как же хорошо и осмысленно он это делает. Но вот выдался тяжелый год. Так бывает, совпало сразу все — нанял дешевого технолога (думал, что не может себе позволить дорогого), тот запорол целую партию продукции, а это наложилось на покупку необходимого для производства софта, и еще подошли сроки по кредитам. И уже, кажется, из ямы не выбраться, спасет только чудо — «профессиональный» менеджер, который сделает все «по науке». Увы.
Вся наука менеджмента сводится к тому, чтобы
- задать приоритеты: что делаем, а чего не делаем (второе подчас важнее первого);
- решить, каким образом будем следовать намеченному;
- настроить всю систему на этот путь;
- внимательно следить за ней в ежедневном режиме, постоянно подстраивая.
Здесь нужны не сакральные знания, а здравый смысл и ежедневные усилия. И это только кажется, что легко, например, определиться с приоритетами. Задать приоритеты — это не значит выбрать все хорошее и отказаться от всего плохого. Надо отказаться в том числе от хорошего, сфокусировать усилия. Только так получается стратегия. А как выбрать? От чего отказаться? И не существует в мире оракула, который подскажет правильный ответ.
С настройкой системы тоже все сложно — поощряешь одно, сползает другое. Где упереться, а что отпустить? Как соблюсти баланс контроля и свободы? Где уже перебор, а где еще недобор? Надо думать, пробовать, подправлять, снова пробовать. Для этого требуются не столько знания управленческих приемов, сколько нешаблонный ум и сильный характер. Хороший менеджмент всегда ad hoc — специально скроенный этим вот руководителем под себя и конкретную компанию в предложенных рыночных условиях.
А знания нужны только для того, чтобы постоянно усложнять свою картину мира, добавлять в нее детали и нюансы — чем сложнее устроен тот, кто управляет, тем лучше будет результат.
Десять лет мы уже делаем Harvard Business Review в России и все десять работаем только ради этого усложнения, ради того, чтобы выявлять те мелочи и подробности, которые имеют значение для управления бизнесом.