Любопытный значит умный. Или нет?
Ирина Пешкова
Любопытство — это чувство, помогающее разнообразить серые будни. Жизнь человека, которому не сидится на месте, как правило, лишена скуки и насыщена событиями. Однако стимулы, вызывающие «жажду знаний», могут сильно варьироваться. Ученые различают перцептивное и эпистемическое (познавательное) любопытство. Первое направлено на поиск разного рода сенсорной стимуляции (тактильной, зрительной, слуховой). Многим из нас вольно или невольно удавалось находить приключения на свою голову и попадать в непредвиденные ситуации благодаря этому виду любопытства.
Второе — это стремление к новым знаниям, когда человеку нравится что-то выяснять, узнавать о чем-то ранее неизвестном или непонятном. Такой вид любопытства (любознательность) стимулирует последовательное исследовательское поведение. Человеку не хватает конкретной информации для понимания ситуации или проблемы, и он всеми силами старается ее получить.
Многочисленные исследования доказывают, что люди с высоким уровнем эпистемического любопытства скорее будут стараться искать новые условия и ситуации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод, и используют более глубокие подходы к обучению. Но каким образом пытливость ума влияет на развитие интеллекта? Другими словами, помогает ли любопытство поумнеть?
В недавнем исследовании ученые из Германии и Швейцарии решили изучить взаимодействие любознательности и подвижного интеллекта (способность рассуждать, запоминать, анализировать и решать задачи). Научная группа также задалась целью — определить, как влияет это взаимодействие на кристаллизовавшийся интеллект (накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки).
В одной из аудиторий немецкого университета собрали 100 человек (преимущественно все из них были студентами, средний возраст испытуемых составил 22 года, 84% участников — женщины). Тестирование состояло из двух этапов. Сначала респонденты ответили на вопросы о том, как они оценивают себя по нескольким личным качествам (любознательность, добросовестность, социальная тревожность). Затем выполнили тесты на структуру интеллекта (ответили на вопросы, охватывающие знания в области географии, истории, искусства, математики, естественных наук, повседневной жизни), а также решили задачи на сообразительность и запоминание.