Лучшая стратегия борьбы со стрессом | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лучшая стратегия борьбы со стрессом

Питер Брегман

Представьте, что вы на Багамах, покачиваетесь на яхте, попивая прохладный коктейль и слушая говор волн.

Расслабляющая атмосфера, не правда ли? Но только не для моего друга Роба*.

Вообще-то обычно Роб не переживает. Для многих людей его ежедневная работа была бы ужасным стрессом – он занимается недвижимостью и имеет дело с огромным количеством непрерывных проблем, со съемщиками, с банками, с судебными исками, с управлением имуществом, с постоянно меняющейся ситуацией на рынке. Но Роб изо дня в день сталкивается с этими проблемами и не теряет при этом спокойствия.

Почему же он нервничает в такой прекрасный день на собственной яхте? По той же причине, по которой нервничает большинство из нас: обманутые ожидания. Робу нужно было сделать очень важный телефонный звонок, но его мобильный телефон не работал. Он оказался в пропасти между тем, что должно было случиться по его плану, и тем, что произошло на самом деле.

Это и есть главная причина стресса, влияющая на нас все больше с каждым днем, потому что наши ожидания постоянно растут, отчасти из-за небывалых инноваций в технологиях.

В искрометном интервью Конану О’Брайену комик Луис С.К. говорил о том, что даже когда в конкретный момент все совершенно замечательно, никто не испытывает счастья. Он поделился историей, как летел на самолете и, впервые в жизни, пользовался интернетом на высоте десять тысяч метров. Он был потрясен! Человек, сидевший с ним в одном ряду, тоже с удовольствием бродил по всемирной паутине, когда внезапно связь оборвалась. Мужчина начал вскидывать руки в небо и кричать, «Что за черт? Ерунда это все!»

«Как быстро оказалось, мироздание должно ему то, в существовании чего он был уверен 10 секунд назад», - прокомментировал Луис С.К. Я и сам попадаю в это ловушку, равно как и большинство окружающих меня людей. Мы ожидаем все больше, и не только от технологий, но и друг от друга, и от самих себя.

Обычно Роб спокоен и расслаблен перед лицом своих постоянных проблем – именно потому, что они постоянные. Он их ожидает. Съемщики всегда жалуются. Банкам всегда мало информации. Судебные иски случаются. Рыночная ситуация меняется. Все эти явления - рутина, и у него есть рутинные реакции на каждое из них, поэтому он и не впадает в стресс.

Но в тот солнечный день на собственной яхте он ожидал, что его мобильный телефон будет работать. И когда оказалось, что нет сигнала, и, учитывая удаленность от берега, нет никакого другого способа связаться с нужным ему человеком, - несбывшиеся ожидания привели Роба в стрессовое состояние.

Так что же делать с разочарованиями и стрессом, вызванными несбывшимися ожиданиями? У вас есть два варианта: или вы измените окружающую вас реальность, или вы измените свои ожидания.

Бывают ситуации, когда возможно изменить реальность. Подчиненный постоянно выводит вас из себя?

Попробуйте помочь ему работать лучше. Если не получится, можете его уволить.

Но часто бывает и так, что окружающую действительность изменить непросто. Что, если вас разочаровывает не подчиненный, а коллега? Или даже целый отдел? Всех уволить вы не можете. Вы, конечно, можете просто престать с ними работать, но вряд ли можете себе такое позволить. Вы можете и сами уволиться, но это, в свою очередь, чревато новыми стрессами.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что не так с развитием лидерства
Кентаро Арамаки,  Клаудио Фернандес-Араос,  Эндрю Роско