Аналитика или интуиция? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Аналитика
или интуиция?

В сугубо аналитических делах все равно остается немало работы для интуиции. Ведь что такое гипотеза? Интуитивная догадка, основанная на имеющихся в нашем распоряжении фактах.

Автор: Томас Дейвенпорт

читайте также

Клейтон Кристенсен, человек, меняющий жизнь

Карен Диллон

Подобное подобным

Елена Евграфова

Почему люди увольняются

Адам Грант,  Бринн Хэррингтон,  Жанелль Гэйл,  Лори Гоулер

5 предрассудков, мешающих нетворкингу

Эрминия Ибарра

Мне часто задают вопрос, какова роль интуиции в аналитике и обработке данных. И я всегда уверенно отвечаю, что и в сугубо аналитических делах все равно остается немало работы для интуиции. Ведь что такое гипотеза? Интуитивная догадка, основанная на имеющихся в нашем распоряжении фактах. Единственное отличие аналитики от интуиции: нельзя удовлетвориться догадкой, приходится проверять и перепроверять гипотезу, пока не убедишься в ее правильности.

И компании, опирающиеся в своей деятельности на анализ данных, все же не обходятся без интуиции — тот сектор, к которому применяется анализ перспектив, как правило, выбирается интуитивно. Трудно себе вообразить, чтобы фирма проводила последовательное аналитическое исследование с целью выявить, какие сектора более всего нуждаются в таком исследовании! Выбор направления «главного удара» зависит от того, что подсказывает начальнику его «нутро». Например, Caesars Entertainment — компания, которая одна из первых ввела и последовательно применяла в своем бизнесе аналитические методы, первоначально интересовалась лояльностью клиентов и уровнем оказываемых услуг. Гендиректор Гэри Лавмен вспоминал, что фирму (тогда она называлась Harrah’s) тревожил низкий уровень лояльности клиентов, наведывавшихся в сеть ее казино. Занимаясь исследованиями в Гарвардской школе бизнеса, Лавмен изучал «доход от цепочки сервиса» — теорию, согласно которой благодаря улучшению сервиса повышаются и доходы компании. В некоторых отраслях эта теория уже была успешно опробована, однако к игровому бизнесу ее тогда еще никто не применял. Интуиция подсказала Лавмену осуществить ряд исследовательских проектов, использовать многолетний опыт аналитиков и перенести его именно в эту сферу, заняться проблемами сервиса и лояльности клиентов.

Разумеется, любые гипотезы или догадки, к которым следует применить аналитические методы, всегда нуждаются в проверке. Лавмен требовал проверять рентабельность инвестиций в каждом аналитическом исследовании. Интуиция же важна на первых этапах выстраивания аналитической стратегии. Одним словом, в компании, делающей ставку на аналитику, роль интуиции несколько сокращается, но отнюдь не исчезает.

А как насчет обработки данных? Уж конечно, интуиция остается ни с чем, когда аналитики берутся за огромные массивы накопленных данных? Компании, работающие в интернете — Google, Facebook, LinkedIn и так далее, — получают такой поток данных ежеминутно, что внутренний голос может и замолчать?

А вот и нет. Проекты, связанные с «большими данными» — будь то разработка новых товаров или услуг, тоже зачастую самим своим появлением обязаны интуиции. Например, самоуправляемая машина Google: создатели говорят, что это типичный проект «больших данных». Проект возглавляет Себастьян Трун, сотрудник Google и профессор Стэнфордского университета. Интуиция подсказала ему идею самоуправляемых машин задолго до того, как появились необходимые данные, интернет-карты и другие современные технологии. А еще Себастьян в молодости потерял друга, который погиб в автомобильной аварии, и это послужило стимулом для его поисков более безопасных решений. Команду в Стэнфорде он собрал, еще не зная, в каком направлении он пойдет.

Один из самых удачных проектов LinkedIn, «People You May Know — PYMK», был создан Джонатаном Голдменом (ныне сотрудником Intuit) благодаря догадке: каждому интересно сверять часы с бывшими однокашниками и коллегами. Мне Голдмен в интервью пояснил, что «он поиграл с идеями насчет того, как помочь людям наладить сеть контактов». Такая догадка, несомненно, относится к области интуиции.

Пит Скомороч занял в LinkedIn должность главного специалиста по обработке данных через несколько лет после того, как была запущена программа PYMK. Он считает, что для успешного развития проектов, связанных с обработкой «больших данных», необходимы и интуиция, и креативность. В интервью он сказал мне: лучшие продукты в области информационных технологий и обработки данных создаются теми компаниями, которые полагаются на интуицию своих исследователей, не дожидаясь большого количества подтверждений. Как и традиционные аналитики, Скомороч также проверяет креативные догадки анализом реальных фактов и цифр. Но анализ может занять годы — и приходится долго ждать доказательств того, что идея действительно окупится.

Итак, и в области обработки «больших данных», и в традиционной аналитике интуиция до сих пор играет немаловажную роль. Именно правильное соотношение интуиции и анализа данных становится главным ключом к успеху в современном мире. По отдельности ни интуиция, ни аналитика к достижению цели не приведут.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена