Не стоит домысливать за других | Большие Идеи
Личные качества и навыки

Не стоит домысливать за других

Светлана Иванова
Не стоит домысливать за других

Вспомним любимый многими поколениями фильм «Бриллиантовая рука»: «Сеня, ну-ка быстро объясни товарищу, зачем Володька сбрил усы». Может ли Сеня действительно объяснить это верно? Может-то может, только будет ли это объяснение верным?

К сожалению, в различных жизненных ситуациях мы очень часто домысливаем намерения и причины тех или иных действий, вариантов поведения и мотивации. Очень часто это домысливание приводит к ошибкам в различных сферах жизни. Но самое страшное, что оно становится причиной проблем в жизни в целом — в отношениях с близкими людьми, которым мы приписываем совсем не те намерения, что у них были в действительности.

Часто подобная вредная привычка проявляется еще в детстве и юности. «Он не пригласил меня в кино, значит, он меня не любит» — так думает школьница, забывая о том, что может быть масса других причин, в том числе и вполне позитивных. Например, ее молодой человек копит деньги ей же на подарок. А может быть, он просто не любит ходить в кино и именно поэтому решил, что и его девушке ходить в кино не хочется.

С домысливанием следует бороться. Самый главный и, собственно говоря, первый шаг в этом направлении — это задуматься о самой проблеме приписывания человеку определенных намерений и путанице между гипотезой и фактом. Давайте договоримся о терминах. Факт — это бесспорная информация, подтвержденная и точно нам известная. Гипотеза — это наше предположение о том, чем вызван данный факт. Если привести аналогичный пример из области медицины, то факт можно сравнить с объективными проявлениями заболевания, а гипотезу с постановкой диагноза. При одном и том же объективном симптоме может быть большое количество различных диагнозов.

Приведу пример из бизнеса, который покажет вам, насколько домысливание может снижать качество коммуникаций.

Руководитель недоволен тем, что нет роста продаж. Он предполагает, что все дело в недостаточно развитых навыках у сотрудников, в связи с чем заказывает проведение нескольких тренингов по технике продаж. Никакого результата. В итоге привлеченный консультант, проведя тестирование навыков и оценку мотивации, приходит к выводу о том, что сотрудники не мотивированы увеличивать продажи, так как нет значимой переменной части зарплаты. В итоге руководитель пересмотрел систему мотивации, что привело к значительному увеличению объема продаж. Но! К этому моменту уже было потрачено много денег и времени на ненужные тренинги, чего можно было бы избежать, если бы руководитель не домысливал, в чем заключалась причина низких продаж, а провел исследование.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Страх быть непохожим мешает раcти
Йошино Кеджи,  Смит Кристи