Не бойтесь поражений | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не
бойтесь поражений

Не надо бояться неудач — они естественны, они необходимы для роста.

Автор: Дори Кларк

Не бойтесь поражений

читайте также

Как улучшить работу комплектовщиков

«Свет мой, зеркальце! скажи...», или Правда о правилах обратной связи

Юлиана Лункина

История диаграмм в трех диаграммах

Что делать, если коллегу уволили, а вас нет

Дори Кларк,  Дэвид Лэнсфилд

О ценности поражения неустанно твердят в Силиконовой долине и организуют мероприятия наподобие FailCon — конференции, где «основатели стартапов обсуждают свои и чужие провалы и готовятся к успеху». Поражение оказалось интенсивной формой обучения. Главное — подойти к этому делу правильно, и тогда человек быстро начинает расти: и профессионально, и в личном плане.

Но вопреки энтузиазму, царящему ныне в среде стартаперов, для многих поражение — это клеймо: забудут, как ты старался, запомнят, что провалился. Недавно в поездке по Франции на презентации перевода моей книги я общалась с десятками профессионалов, которые оплакивали ситуацию в своей стране: «С первого же промаха выбываешь». Разумеется, так дело обстоит не только в Европе: во всем мире люди по-прежнему боятся и избегают поражений.

Но на самом деле поражение — отнюдь не удел немногих несчастливцев. Честно говоря, это постоянное состояние дел (к счастью, обычно не смертельное). Вероятно, и вам случалось ранее потерпеть неудачу или же она предстоит вам в ближайшем времени (новый продукт не будет пользоваться успехом, вас обошли повышением, вы сорвали презентацию, да мало ли что еще). Но следуйте нашим советам, и неудача обернется большим успехом.

Осознайте, что поражения — катализатор инноваций. «В нашем мире конкурентное преимущество становится все более кратковременным», — напоминает нам профессор Рита Гюнтер МакГрат из Школы бизнеса при Колумбийском университете, а потому инновации становятся уже частью стандартной процедуры. Однако любые инновации — это эксперименты с чем-то небывалым, это риск, а значит — иногда непременно провал. Стопроцентный успех означал бы, что вы ничего нового и не делаете. Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля», ставит перед каждым стартапом простую цель: создать жизнеспособный продукт, который можно воспроизводить вновь и вновь. То есть посмотрите на поражение с другой точки зрения: не ваш продукт провалился, а вы прорабатываете модель за моделью, постепенно приближаясь к идеалу.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Создайте нарратив о своем поражении. Какое-то время назад я написала статью о человеке, сыгравшем существенную роль на финансовых рынках США, и упомянула о том, что в пору кризиса он подвергался судебному преследованию и был оправдан. Его жена в гневе написала мне: «С какой стати вам понадобилось поднимать этот вопрос?» Поскольку он сам подробно писал об этом в собственной книге (он превратил свой опыт в глубокий и берущий за душу нарратив), мне в голову не пришло, что об этом нужно умалчивать. Но человеку трудно переломить свои привычки, в том числе и потребность всегда выглядеть идеально.

Вот почему разговор о поражении требует полной отдачи. Мир все еще ждет от нас триумфальных повестей, и весть о провале его шокирует. Блогер Джеймс Альтушер приобрел множество последователей в сети, когда во всех мрачных подробностях поведал о своих жизненных и профессиональных неудачах, в том числе о том, как он дважды зарабатывал и дважды терял миллионы. В книге «The Education of a Value Investor» финансовый менеджер Ги Спайер рассказал о том, как сразу после бизнес-школы устроился на работу в инвестиционный банк, который оказался весьма сомнительным предприятием и в скором времени обанкротился. Хотя сам Ги не имел отношения к закулисным махинациям начальства, такое пятно в резюме его отнюдь не радовало — и удручала собственная наивность. Может быть, кто-то будет судить его и Альтушера по их ошибкам, но, поскольку они выступают в роли рассказчиков, большинство увидит эти истории их глазами и сосредоточится не столько на провале, сколько на последующем возрождении. Альтушер в итоге стал успешным писателем, а Спайер с 1997 года управляет собственным инвестиционным фондом и следует предписаниям безопасности от Уоррена Баффета.

Читайте материал по теме: Медитация по расписанию

Поймите, что поражение — это процесс. Важно понимать поражение не как однократное явление, «пережил и все», влез на гору и остановился на вершине. Нет, это процесс. Например, весной мне отказали два университета, где я надеялась получить ставку. По другим параметрам у меня все в порядке — выходят книги, я выступаю с речами, консультирую, преподаю в бизнес-школах. Но, когда ставишь себе задачу, выходящую за пределы уже освоенного, может получиться, а может и не получиться. Суть, как показывают исследования, в том, чтобы допускать «новые ошибки». И чтобы другие люди меньше боялись пробовать, нужно описывать поражение формами настоящего времени, а не как неприятный опыт из далекого прошлого.

Всем нравятся истории успеха после неудач таких предпринимателей, как Кевин Систром, который вовремя свернул неудачное приложение Burbn и сделал из него Instagram — на миллиард долларов, или Бен Зильберман, создатель Pinterest — его компания начиналась с чуть ли не убыточного сайта для мобильников Tote. Из поражения рождается успех, но не потому, что в каждом поражении имеется запасной вариант, а потому, что с поражения начинается откровенный разговор, начинается понимание, что человек не обязан быть во всем совершенен, да и не может быть таким. Нужно честно и открыто говорить о поражениях, поместить свои провалы и промахи в релевантный контекст. И не надо бояться неудач — они естественны, они необходимы для роста. Их переживает каждый из нас и каждый день.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена