Не бойтесь поражений | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не бойтесь поражений

Дори Кларк
Не бойтесь поражений

О ценности поражения неустанно твердят в Силиконовой долине и организуют мероприятия наподобие FailCon — конференции, где «основатели стартапов обсуждают свои и чужие провалы и готовятся к успеху». Поражение оказалось интенсивной формой обучения. Главное — подойти к этому делу правильно, и тогда человек быстро начинает расти: и профессионально, и в личном плане.

Но вопреки энтузиазму, царящему ныне в среде стартаперов, для многих поражение — это клеймо: забудут, как ты старался, запомнят, что провалился. Недавно в поездке по Франции на презентации перевода моей книги я общалась с десятками профессионалов, которые оплакивали ситуацию в своей стране: «С первого же промаха выбываешь». Разумеется, так дело обстоит не только в Европе: во всем мире люди по-прежнему боятся и избегают поражений.

Но на самом деле поражение — отнюдь не удел немногих несчастливцев. Честно говоря, это постоянное состояние дел (к счастью, обычно не смертельное). Вероятно, и вам случалось ранее потерпеть неудачу или же она предстоит вам в ближайшем времени (новый продукт не будет пользоваться успехом, вас обошли повышением, вы сорвали презентацию, да мало ли что еще). Но следуйте нашим советам, и неудача обернется большим успехом.

Осознайте, что поражения — катализатор инноваций. «В нашем мире конкурентное преимущество становится все более кратковременным», — напоминает нам профессор Рита Гюнтер МакГрат из Школы бизнеса при Колумбийском университете, а потому инновации становятся уже частью стандартной процедуры. Однако любые инновации — это эксперименты с чем-то небывалым, это риск, а значит — иногда непременно провал. Стопроцентный успех означал бы, что вы ничего нового и не делаете. Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля», ставит перед каждым стартапом простую цель: создать жизнеспособный продукт, который можно воспроизводить вновь и вновь. То есть посмотрите на поражение с другой точки зрения: не ваш продукт провалился, а вы прорабатываете модель за моделью, постепенно приближаясь к идеалу.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Создайте нарратив о своем поражении. Какое-то время назад я написала статью о человеке, сыгравшем существенную роль на финансовых рынках США, и упомянула о том, что в пору кризиса он подвергался судебному преследованию и был оправдан. Его жена в гневе написала мне: «С какой стати вам понадобилось поднимать этот вопрос?» Поскольку он сам подробно писал об этом в собственной книге (он превратил свой опыт в глубокий и берущий за душу нарратив), мне в голову не пришло, что об этом нужно умалчивать. Но человеку трудно переломить свои привычки, в том числе и потребность всегда выглядеть идеально.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Алгоритм в кресле директора
Равин Есутхасан,  Шай Гану