Жалуйтесь на здоровье! | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Жалуйтесь
на здоровье!

Жалоба всегда служит какой-то цели.

Автор: Ирина Гусинская

Жалуйтесь на здоровье!

читайте также

В ожидании бессмертия

Митио Каку

В чем ошиблись Google, Amazon и другие техгиганты

Элисон Биард

Время CHRO: как спасти сотрудников от кризиса и спастись самим

Арианна Хаффингтон

Спасая еврозону

Марк Блит,  Эрик Лонерган

«Жаловаться — ныть, ворчать, досадовать — это великолепное, созидательное занятие», — утверждает Барбара Шер в книге «Мечтать не вредно». Как же так? Ведь жалуются только слабые духом, уныние — смертный грех, а нас с малолетства учили скрывать негативные эмоции. И чем старше мы становились, тем чаще со всех сторон твердили, как важно «быть на позитиве», все трудности переносить стоически и виду не казать. Мол, это неотъемлемый атрибут успешного человека. Сколько бы ни говорили о неестественности американской улыбки в 32 белоснежных зуба, россияне в массе своей противопоставляют ей национальное выражение лица «лопатой», по которому нас все еще узнают за границей, — и нет сомнений, какой вариант вызывает больше симпатий.

Но в последнее время с той стороны океана все чаще говорят о вреде позитивного мышления и бессмысленности попыток постоянно удерживать настроение в плюсе. Все мы понимаем, что просто не можем каждый день чувствовать себя на высоте. Когда нам плохо, когда нас обидели, когда вокруг происходит театр абсурда, у нас должна быть возможность (и право!) всласть поныть, а то и закатить полноценную истерику.

И, если несколько лет назад на волне успеха был Уилл Боуэн, гастролировавший с программой «Мир без жалоб» («21 день без негатива, и вы уже другой человек!») и раздававший мотивирующие силиконовые браслетики, то сейчас одна за другой выходят книги, объясняющие, как важно быть несовершенным, показывать свою уязвимость и даже прямо посвященные силе негативного мышления. Уортонские профессора собирают статистику о пользе пессимизма и публикуют ее в серьезных изданиях.

Одна из ведущих специалистов по психологии жалоб, профессор Робин Ковальски, проанализировала связь между осознанностью, счастьем и нытьем. Данные по четырем сотням подопытных студентов позволили Ковальски сделать вывод: те, кто жалуется с целью придумать выход из ситуации, гораздо счастливее прочих.

Жалоба всегда служит какой-то цели (и не только привлечь внимание, как почему-то принято считать), поэтому нужно тщательно выбирать, кому, когда и как жаловаться. Очевидно, что жалоба принесет больше пользы, если вы опираетесь на логику и факты, осознаете, к какому результату стремитесь и понимаете, кто может вам в этом помочь.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Однако даже если в вас не осталось сил ни на какой конструктив, не сдерживайте себя — жалуйтесь. Только обязательно позаботьтесь о ни в чем не повинных окружающих, которые могут попасть под горячую руку: предупредите их, что ближайшие 10 минут (или сколько вам нужно) вы будете выпускать пар («Я ненавижу эту работу, эту страну, пробки, людей в метро, климат и твою мерзкую манеру отвечать односложно тоже ненавижу!») — и предложите либо скрыться с глаз долой, либо побыть группой поддержки. Если вы по какой-то причине не можете жаловаться вслух (например, опасаетесь, что «группа поддержки» затаит обиду, несмотря на ваше уведомление), заведите «Блокнот Тяжелых Времен» — и сливайте негатив туда.

Понятно, что важно не превратиться в хронического нытика, но и тратить последние силы на хорошую мину, когда ваш мир летит в тартарары, тоже неразумно.

Советский мультфильм «Ох и Ах» в свете нового тренда мог бы заканчиваться торжеством печального Оха — именно он спас бы всю деревеньку от пожара, вызванного ударом молнии: просто потому что всегда готовился к худшему и вовремя ныл.

Читайте по теме: