Как создать драматургию выступления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Как создать
драматургию выступления

Проблема должна быть обозначена в самом начале выступления. Чем раньше, тем лучше.

Автор: Андрей Скворцов

Как создать драматургию выступления

читайте также

Искусственный интеллект для реальной жизни

Дейвенпорт Томас,  Ронанки Раджив

Почему нас разочаровывают любимые компании

Сэм Форд

«Мы обслуживаем клиентов на 42 языках»

Хьюстон Даррен

Как повлиять на принятие решений: девять работающих стратегий

Дэниел Доктори ,  Роберт Бордон

Сколько должен длиться телевизионный прогноз погоды? Минуту, ну две. Информационный телеканал «Россия 24» раз в неделю позволяет экспертам обсуждать погодные дела целых 15 минут.

Джей Тробек, о котором я рассказывал в предыдущем посте, сделал прогноз погоды на восемь часов. И люди смотрели. Причина понятна: торнадо. Точнее — 67 торнадо.

Была бы подходящая проблема, и люди будут смотреть и слушать столько, сколько надо.

Нейролог Дэвид Иглмен в книге «Incognito: The Secret Lives of the Brain» пишет: «Наш мозг работает на конфликте», имея в виду драматургический, дилемму между нормой и возмутителем нормы — проблемой.

Хорошая проблема может быть даже интереснее борьбы с ней: фильм Альберта Гора «Неудобная правда» («Оскар» за лучший документальный фильм 2007 года) на 93% состоит из обсуждения проблемы и лишь на 7% из поиска решений, а ролик «новая реальность», затрагивающий проблемы выступления Германа Грефа на собрании акционеров Сбербанка 2016 года, посмотрело более полумиллиона человек — примерно в 10 раз больше, чем само выступление целиком.

Выступление в драматургическом смысле мало отличается от документального фильма, ролика или прогноза погоды — в нем так же необходима проблема. «Когда аудитория начинает скучать, это в первую очередь указывает на отсутствие конфликта», — говорит автор книги «Искусство драмы» Лайос Эрги.

Бывают, конечно, исключения — когда проблема очевидна, а решение остро необходимо, но в большинстве случаев выступление действительно без внутренней дилеммы «не живет». Однако найти ее очень не просто.

Ищем проблемы

Во-первых, проблема должна быть близка (релевантна) аудитории. Например, мы призываем курильщиков бросить курить. Логично было бы рассказать им о проблемах, которые вызывает курение. Однако, скорее всего, все курящие люди уже неоднократно об этом слышали. Зная обо всем этом, они хотят бросить, но продолжают курить — вот истинная проблема курильщиков. Релевантная проблема захватывает внимание куда сильнее.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Несоответствие проблемы настоящим интересам аудитории — наиболее частый недостаток хороших выступлений. (Главная ошибка плохих — отсутствие проблемы вовсе.)

Во-вторых, проблема должна быть важной. К примеру, иметь отношение к одному из «семи страхов», которые описал в книге Story («История на миллион долларов») Роберт Макки:

  • Унижение (потеря самоуважения)
  • Профессиональный провал
  • Физический вред
  • Смерть
  • Угроза семье
  • Угроза популяции (группе людей)
  • Угроза человечеству.

При этом, по мнению Роберта Макки, проблема поиска денег хороша только для комедии. Хотите серьезного отношения к бизнес-выступлению — подумайте, к каким из «семи страхов» может привести, скажем, спад продаж или снижение рентабельности.

В-третьих, проблема должна быть четко и понятно сформулирована, в виде короткого предложения. Самая известная речь Стива Джобса («Стэнфордская») состоит из трех историй, каждая из которых начинается с проблемы: 1. «Почему я бросил учебу?». 2. «В 30 лет я был уволен. Публично». 3. «Около года назад мне поставили диагноз: рак». Трудно сформулировать точнее, не так ли?

Вот еще примеры четко сформулированных проблем из известных речей — попробуйте догадаться, чьи это речи. Ответы — в конце.

«The Negro still is not free» (1)

«Сегодня величайшим злом, величайшим разрушителем в мире является аборт» (2)

«Эти зрелища смерти, которые устраиваются с такими приготовлениями, являются не чем иным, как подлыми убийствами, торжественно обставленными и узаконенными» (3)

В-четвертых, проблема должна быть обозначена в самом начале выступления. Чем раньше, тем лучше. Педагоги сценарного мастерства сходятся на том, что завязка (появление проблемы у героя) должна произойти в пределах первых пяти процентов хронометража — в первые шесть минут двухчасового фильма, иначе зритель начинает скучать.

В публичном выступлении точно так же — чем скорее спикер перейдет к проблеме, тем лучше. Ради проблемы можно пожертвовать традиционными «для меня большая честь…», «несколькими словами о моей компании».

Читайте материал по теме: Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать

Даже в прогнозе погоды — я обнаружил, что если начинать его словами «Ливни и грозы ожидают нас в выходные», то рейтинг всего выпуска будет в среднем на 20% выше, чем если начать со стандартного «Здравствуйте, сейчас о погоде на выходные».

И, наконец, в-пятых, проблеме требуется конкретное, яркое, содержательное наполнение — история, факт, статистика.

Генеральный директор компании «Билайн» Михаил Слободин, выступая на форуме «Winning the hearts» в 2014 году, приводил цифры NPS, которые свидетельствовали о том, что даже сотрудники отдела маркетинга не рекомендовали «Билайн» своим друзьям в 2013 году. Внимание зала было в этот момент максимальным.

Многие великие выступления начинаются с даты события или исследования, формирующего проблему. Делая такой заход, вы с первых слов захватываете конкретикой внимание аудитории.

Резюме

1) Наличие проблемы — важнейшее условие хорошего выступления.

2) Готовясь к выступлению, нужно искать проблему, которая сможет увлечь и самого спикера, и публику.

3) Найденную проблему нужно проверить, ответив на следующие вопросы:

  • На самом ли деле она важна для публики (релевантность)?
  • Важна ли она? (например, относится ли к одному из «семи страхов» Макки?)
  • Сформулирована ли она в виде короткого и понятного предложения?
  • Не затянуто ли объявление проблемы?
  • Эффектно ли подана проблема, доказано ли ее наличие и важность через статистику, историю, факты?

(1) Мартин Лютер Кинг («У меня есть мечта», 1963 год)

(2) Нобелевская речь Матери Терезы (1979 год)

(3) Максимилиан Робеспьер (1791 год)