читайте также
Сколько должен длиться телевизионный прогноз погоды? Минуту, ну две. Информационный телеканал «Россия 24» раз в неделю позволяет экспертам обсуждать погодные дела целых 15 минут.
Джей Тробек, о котором я рассказывал в предыдущем посте, сделал прогноз погоды на восемь часов. И люди смотрели. Причина понятна: торнадо. Точнее — 67 торнадо.
Была бы подходящая проблема, и люди будут смотреть и слушать столько, сколько надо.
Нейролог Дэвид Иглмен в книге «Incognito: The Secret Lives of the Brain» пишет: «Наш мозг работает на конфликте», имея в виду драматургический, дилемму между нормой и возмутителем нормы — проблемой.
Хорошая проблема может быть даже интереснее борьбы с ней: фильм Альберта Гора «Неудобная правда» («Оскар» за лучший документальный фильм 2007 года) на 93% состоит из обсуждения проблемы и лишь на 7% из поиска решений, а ролик «новая реальность», затрагивающий проблемы выступления Германа Грефа на собрании акционеров Сбербанка 2016 года, посмотрело более полумиллиона человек — примерно в 10 раз больше, чем само выступление целиком.
Выступление в драматургическом смысле мало отличается от документального фильма, ролика или прогноза погоды — в нем так же необходима проблема. «Когда аудитория начинает скучать, это в первую очередь указывает на отсутствие конфликта», — говорит автор книги «Искусство драмы» Лайос Эрги.
Бывают, конечно, исключения — когда проблема очевидна, а решение остро необходимо, но в большинстве случаев выступление действительно без внутренней дилеммы «не живет». Однако найти ее очень не просто.
Ищем проблемы
Во-первых, проблема должна быть близка (релевантна) аудитории. Например, мы призываем курильщиков бросить курить. Логично было бы рассказать им о проблемах, которые вызывает курение. Однако, скорее всего, все курящие люди уже неоднократно об этом слышали. Зная обо всем этом, они хотят бросить, но продолжают курить — вот истинная проблема курильщиков. Релевантная проблема захватывает внимание куда сильнее.
Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков
Несоответствие проблемы настоящим интересам аудитории — наиболее частый недостаток хороших выступлений. (Главная ошибка плохих — отсутствие проблемы вовсе.)
Во-вторых, проблема должна быть важной. К примеру, иметь отношение к одному из «семи страхов», которые описал в книге Story («История на миллион долларов») Роберт Макки:
- Унижение (потеря самоуважения)
- Профессиональный провал
- Физический вред
- Смерть
- Угроза семье
- Угроза популяции (группе людей)
- Угроза человечеству.
При этом, по мнению Роберта Макки, проблема поиска денег хороша только для комедии. Хотите серьезного отношения к бизнес-выступлению — подумайте, к каким из «семи страхов» может привести, скажем, спад продаж или снижение рентабельности.
В-третьих, проблема должна быть четко и понятно сформулирована, в виде короткого предложения. Самая известная речь Стива Джобса («Стэнфордская») состоит из трех историй, каждая из которых начинается с проблемы: 1. «Почему я бросил учебу?». 2. «В 30 лет я был уволен. Публично». 3. «Около года назад мне поставили диагноз: рак». Трудно сформулировать точнее, не так ли?
Вот еще примеры четко сформулированных проблем из известных речей — попробуйте догадаться, чьи это речи. Ответы — в конце.
«The Negro still is not free» (1)
«Сегодня величайшим злом, величайшим разрушителем в мире является аборт» (2)
«Эти зрелища смерти, которые устраиваются с такими приготовлениями, являются не чем иным, как подлыми убийствами, торжественно обставленными и узаконенными» (3)
В-четвертых, проблема должна быть обозначена в самом начале выступления. Чем раньше, тем лучше. Педагоги сценарного мастерства сходятся на том, что завязка (появление проблемы у героя) должна произойти в пределах первых пяти процентов хронометража — в первые шесть минут двухчасового фильма, иначе зритель начинает скучать.
В публичном выступлении точно так же — чем скорее спикер перейдет к проблеме, тем лучше. Ради проблемы можно пожертвовать традиционными «для меня большая честь…», «несколькими словами о моей компании».
Читайте материал по теме: Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать
Даже в прогнозе погоды — я обнаружил, что если начинать его словами «Ливни и грозы ожидают нас в выходные», то рейтинг всего выпуска будет в среднем на 20% выше, чем если начать со стандартного «Здравствуйте, сейчас о погоде на выходные».
И, наконец, в-пятых, проблеме требуется конкретное, яркое, содержательное наполнение — история, факт, статистика.
Генеральный директор компании «Билайн» Михаил Слободин, выступая на форуме «Winning the hearts» в 2014 году, приводил цифры NPS, которые свидетельствовали о том, что даже сотрудники отдела маркетинга не рекомендовали «Билайн» своим друзьям в 2013 году. Внимание зала было в этот момент максимальным.
Многие великие выступления начинаются с даты события или исследования, формирующего проблему. Делая такой заход, вы с первых слов захватываете конкретикой внимание аудитории.
Резюме
1) Наличие проблемы — важнейшее условие хорошего выступления.
2) Готовясь к выступлению, нужно искать проблему, которая сможет увлечь и самого спикера, и публику.
3) Найденную проблему нужно проверить, ответив на следующие вопросы:
- На самом ли деле она важна для публики (релевантность)?
- Важна ли она? (например, относится ли к одному из «семи страхов» Макки?)
- Сформулирована ли она в виде короткого и понятного предложения?
- Не затянуто ли объявление проблемы?
- Эффектно ли подана проблема, доказано ли ее наличие и важность через статистику, историю, факты?
(1) Мартин Лютер Кинг («У меня есть мечта», 1963 год)
(2) Нобелевская речь Матери Терезы (1979 год)
(3) Максимилиан Робеспьер (1791 год)