Антрепренер и его команда-2: кто он, настоящий предприниматель? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Антрепренер и его команда-2: кто он,
настоящий предприниматель?

Мое устоявшееся убеждение — антрепренерами рождаются.

Автор: Александр Галицкий

читайте также

Глобальной компании нужны космополиты

Кариде Эдуардо,  Минге Люк,  Теджарати Шейн,  Ямагучи Такео

Почему искусственный интеллект не смог бы (пока) написать эту статью

Уолтер Фрик

Команда пятого уровня

Марина Иванющенкова

Работай, молись, люби

Розабет Мосс Кантер

В прошлый раз , рассказывая о создании команды предпринимательского проекта, я остановился на том, как определить, что перед вами — настоящий антрепренер. Способность завершить задуманное отличает хорошего антрепренера от плохого. Прилагается приблизительный перечень качеств, которыми, по моему мнению, в той или иной мере должен обладать Антрепренер:

• Он должен быть уверен в себе и знать, что он делает: “I can do it… and he will do it”.

• Он должен быть харизматичен и вести за собой других.

• Он должен быть полон энергии, и эта энергия должна передаваться членам его команды.

• Он должен быть чертовски амбициозным!

• Он должен быть просто помешан на работе... По-хорошему, конечно.

• Он должен быть требовательным, торопливым и нетерпеливым — как к себе, так и окружающим.

А вот еще несколько качеств, которые на первый могут показаться скорее отрицательными, — но это на самом деле тоже достоинства антрепренера:

• Он должен быть самонадеянным и демонстрировать абсолютную веру в успех, а главное, давать своей команде уверенность в том, что его (а лучше их общее) видение осуществимо.

• Он должен обладать способностью манипулировать людьми для достижения бизнес-целей (это неприятно, но выживать-то нужно), но, конечно, не в своих собственных, личных интересах.

• Он должен жить новыми идеями («генерить» свои и быть открытым к чужим). Новые идеи должны из него буквально сыпаться, пусть даже они появляются еще до окончательной реализации старых задумок и поэтому играют отчасти деструктивную роль. Но это качество позволяет поддерживать динамизм и творческий настрой в компании и ее бизнесе. Замечание: Как я уже писал в своих предыдущих блогах, успеха достигают те люди которые постоянно обсуждают идеи и пути их реализации.

Мое устоявшееся убеждение — антрепренерами рождаются, так как почти невозможно «научиться» всем вышеперечисленным качествам. Да, можно постигнуть какие-то азы, но в МВА-школах обычно учат «администрированию» сложившегося бизнеса. И поэтому компанией «Билайн» может управлять успешный менеджер из FMCG-компании Mars. Да и в российском Microsoft сегодня сможет руководить управленец, прошедший школу в рознично-ориентированной организации вроде Mars. Но для старта новой компании необходим природный авантюризм и способность к самопожертвованию ради реализации своей идеи. И придется принести в жертву многое в личной жизни, иногда такой уютной…

Меня часто спрашивают: а есть ли они, хай-тек антрепренеры или, другими словами, инновационные предприниматели — в России? Или их нужно импортировать? Я много спорю с западными коллегами, доказывая, что Россия — страна антрепренеров, и даже советские времена не истребили предпринимательского начала во многих из нас, наследников народов, выживших на бескрайней территории бывшей Российской Империи. Антрепренера можно угадать по глазам. Так меня когда-то «вычислил» мой босс Г.Я. Гуськов. Так поступаю сегодня и я. Так поступают и другие. Потому что успех любого проекта, будь то проект-страна или проект-компания, во многом зависит от Лидера.

Я помню, как с тем же Сергеем Белоусовым из Parallels мы в январе 2005 года ходили по самым крупным венчурным компаниям Силиконовой Долины. Все они разделяют традиционное мнение, что практически невозможно найти хорошего СЕО — выходца из страны с социалистической плановой экономикой. Они мне говорили как своему старому знакомому и человеку, который «открывал двери» для нового проекта: «Саша, компания классная, да и Сергей неплох, но СЕО нужно менять»... Я спорил с ними, а Сергей занял абсолютно правильную позицию: взять нового СЕО, но выбирать его должны не инвесторы, а прежде всего он сам. Дэвид Ковэн (David Covan) из Bessemer Ventures уже тогда сказал: «Сергей — уникальный антрепренер, таких мало и в США». Но самое главное — что сегодня даже те, кто тогда сомневался, считают его гениальным антрепренером и СЕО. И я надеюсь, что у Сергея хватит энергии и желания довести задуманное до логического завершения.

Как бы там ни было, я встречаю в России все больше и больше предпринимателей с теми же качествами, что у Сергея, и от этого моя вера в инновационное будущее России укрепляется.

И напоследок: мы говорили о том, из каких людей складывается команда антрепренера. Было бы несправедливо обойти вниманием еще одну фигуру (или фигуры). Их называют менторами, наставниками. Я, выросший в спортивной среде, четко усвоил, насколько важна и полезна работа тренера. В моей жизни их был целый ряд, известных и совсем не известных людей. Но каждый, осознано или нет, дал мне часть своего опыта и знаний. Я всегда советую антрепренерам определиться с их «тренером», т.к. в современном бизнесе, как и в современном спорте, невозможно добиться больших успехов без тренера или целой команды поддержки. «Тренер» отличается от консультанта тем, что он начинает жить интересами антрепренера и его бизнеса, и его интерес в «тренерской» деятельности — не столько в материальном вознаграждении, сколько в успехе его «подопечных»...

Для каждого этапа бизнеса может понадобиться свой «тренер», но об этом поговорим как-нибудь потом.