Сила мягких навыков | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Сила
мягких навыков

Чем познание себя, саморазвитие и умение ориентироваться в цифровом мире помогут в эпоху неопределенности

Авторы: Денис Конанчук , Арина Фурсова

Сила мягких навыков
Иллюстрация: Gearstd / Shutterstock

читайте также

Не лидер, а координатор

Станислав Шекшня

Антисоциальные проявления вредят бизнесу

Кристин Пирсон,  Кристин Порат

Кризис продолжается: что делать?

Яков Сергиенко

Ответственное дело

Марк Креймер

В бизнес-среде существует поговорка: «Сотрудников нанимают за их жесткие навыки, а увольняют — за мягкие». И в этой фразе большая доля правды.

Профессиональные жесткие навыки (hard skills) ориентированы на конкретную деятельность — например, финансист должен уметь прогнозировать денежные потоки, а маркетолог — грамотно планировать рекламную кампанию. Мягкие навыки (soft skills) связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но помогают строить карьеру в разных сферах. Если коротко, то именно мягкие навыки отличают хорошего профессионала от идеального. От специалиста с глубокими техническими знаниями мало толку, если он срывает сроки, конфликтует с коллективом и не умеет презентовать результаты работы.

О важности мягких навыков для успешной карьеры говорят уже более ста лет. Фонд Карнеги еще в 1918 году провел исследование (A Study of Engineering Education by Charles Riborg Mann, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1918 г.) и показал, что успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых «общечеловеческих» навыков и лишь на 15% — от технических. Более поздние изыскания подтверждают эти данные. Например, исследование Мичиганского университета 2017 года говорит о том, что обучение мягким навыкам приводит к росту производительности сотрудников на 12%. А в отчете Korn Ferry Institute 2018 года сделан вывод, что лидеры с развитым эмоциональным интеллектом повышают результативность работы своей команды на 30%.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема

За время пандемии список самых востребованных мягких навыков заметно изменился. В частности, к нему добавились экзистенциальные навыки — способность ставить цели и достигать их, познание самого себя, саморазвитие, а также умение ориентироваться в цифровом мире.

Решение

Для обучения менеджеров уже недостаточно передавать им новые знания и тренировать навыки. Неотъемлемой составляющей практически любой учебной программы становятся треки лидерства и личностного развития. Здесь учащиеся работают с представлениями о себе и своих возможностях, анализируют цели, пытаются понять свой стиль обучения и управления.

Каждый год авторитетные исследовательские организации публикуют топ-листы самых востребованных мягких навыков, которые помогают людям быть успешными в меняющемся мире. Наиболее популярные версии предлагают LinkedIn и Всемирный экономический форум. Как правило, все эти списки несильно меняются со временем и во многом дублируют друг друга. Чаще всего в них упоминаются умение работать в команде, лидерство, личная эффективность, креативность, критическое мышление.

Однако пандемия коронавируса внесла в эти списки свои коррективы. Мир кардинально изменился, привычные схемы работы больше не применимы, будущее стало предельно непредсказуемым. Руководители и сотрудники компаний начали искать точку опоры внутри себя. Во время локдауна у людей появилось время, чтобы подумать о себе, своей работе и жизни в целом. В итоге исследователи пересмотрели топ-листы мягких навыков и по-новому расставили приоритеты. Когда-то на первом плане были когнитивные и социальные навыки, позже к ним добавились цифровые, но сейчас появились те, которых раньше в топ-10 не было, — самопознание и саморазвитие.

За время пандемии исследователи также предприняли попытку уточнить само понятие мягких навыков. За долгие годы дискуссий профессиональному сообществу так и не удалось создать единую классификацию, в итоге к мягким навыкам стали относить все подряд. По сути, термин soft skills превратился в набор не связанных друг с другом способностей, умений и качеств, выходящих за границы профессионально-технических операций. Мы проанализировали доступные источники и насчитали более 100 различных наименований, начиная от умения выступать на публике и заканчивая эмоциональным интеллектом. Лишь в 2021 году отдельные исследовательские группы попробовали системно изложить видение мягких навыков и дать свой прогноз относительно их развития в будущем, в том числе после пандемии. Именно этому будет посвящен наш дальнейший анализ.

НАВЫКИ ДЛЯ ЖИЗНИ

Тот факт, что общечеловеческие навыки дополняют профессиональные, эксперты выяснили более ста лет назад, однако сам термин soft skills появился в конце 1960-х годов в американской армии. Так стали называть любой навык, который не нужен для использования техники, но помогает управлять командами, мотивировать солдат и побеждать в сражениях. Речь шла о социальных навыках, и в 1968 году армия США официально представила учебную доктрину, известную как «Системная инженерия обучения», а с 1972-го «мягкие навыки» стали широко использоваться в учебных инструкциях.

Со временем soft skills начали учитывать при подготовке менеджеров, и их развитие вошло в учебные планы ведущих бизнес-школ и корпоративных университетов по всему миру. Базовые дисциплины программы MBA (маркетинг, стратегия, финансы и т. д.) были дополнены курсами по лидерству, переговорам, коммуникациям, работе в команде. С каждым годом значимость мягких навыков в управленческой деятельности увеличивается, так как они позволяют менеджеру быть эффективным в разных бизнесах и культурах, быстро адаптироваться при переходе в новую компанию или отрасль, переезде в другую страну.

Бум новых технологий в конце XX и начале XXI века поднял значимость мягких навыков на новый уровень. Автоматизация и роботизация изменили рынок труда, машины и компьютерные программы начали выполнять рутинные операции и, по сути, конкурировать с разными группами профессионалов. Смена технологических укладов происходила и раньше, но скорость изменений резко возросла, и это привело к резкой трансформации бизнес-моделей компаний и задач, стоящих перед менеджментом.

Распространение цифровых технологий поставило вопрос о «мягких навыках будущего» — в чем человек сможет превосходить алгоритмы и роботов, что будет его конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе?

Ответ на этот вопрос дали старшие партнеры McKinsey Мартин Дьюхерст и Пол Виллмотт в 2014 году в статье «Менеджер и машина: новая формула лидерства». Они выделили шесть мягких навыков, которые всегда будут обеспечивать неоспоримое преимущество человека перед искусственным интеллектом:

• Постановка вопросов

• Работа с исключениями

• Работа с неопределенностью

• Лидерство и мотивация окружающих

• Воля

• Энергия

В последнее десятилетие масштабные статистические исследования мягких навыков проводят исследовательские группы по всему миру. Ежегодные прогнозы, какие навыки станут самыми востребованными в будущем, публикуют Всемирный экономический форум, LinkedIn, консалтинговые компании BCG, McKinsey Global Institute и проч. В России этим занимаются Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково», в частности, разработавшие «Атлас новых профессий».

Исследования мягких навыков будущего базируются на разных методологических подходах. Так, работа АСИ и «Сколково» построена на опросе большого количества людей: 2,5 тыс. экспертов из 27 отраслей поделились своим видением развития отдельных секторов экономики, на основе этих данных авторы сделали прогнозы самых важных навыков и компетенций для следующего технологического уклада. Исследователи из McKinsey Global Institute анализируют производственные цепочки и рассматривают, какие операции могут быть заменены роботами и компьютерными программами уже сегодня, а Всемирный экономический форум основывает свои выводы на опросе 300 СЕО крупнейших мировых корпораций.

С одной стороны, авторы этих исследований пытаются описать будущее и определить, какие навыки позволят менеджеру оставаться успешным в новых условиях. С другой — само понятие мягких навыков и границы между ними оказались слишком размытыми. Расширенные списки включали в себя огромное количество разных качеств и умений, которые сложно классифицировать.

В 2021 году был сделан важный шаг к систематизации мягких навыков. McKinsey Global Institute опросил 18 тыс. респондентов в 15 странах и разделил все мягкие навыки на четыре большие категории.

1. Когнитивные навыки: критическое мышление, коммуникация, ментальная гибкость, способность планировать свою работу.

2. Навыки межличностного взаимодействия: эффективная работа в команде, организационная мобильность, способность выстраивать отношения.

3. Цифровые навыки: цифровая грамотность («цифровое гражданство»), использование и разработка цифровых решений, общее понимание работы цифровых систем.

4. Лидерство и личностное развитие: осознанность и способность управлять собой, предпринимательство, достижение целей.

Каждая категория включает в себя конкретные навыки, определяющие профиль и способности человека, всего их получилось 56.

В работе McKinsey Global Institute, как во многих других исследованиях, неизменно повторяются две категории: «когнитивные навыки» и «навыки межличностного взаимодействия». Однако появились и две новые категории, которым раньше уделяли гораздо меньше внимания: «цифровые навыки» и «личностное развитие». Их выделение в отдельную группу во многом стало результатом пандемии, и на этом стоит остановиться отдельно.

ПАНДЕМИЯ КАК УЧИТЕЛЬ

Пандемия привела к росту сложности и неопределенности во всех сферах. Мы столкнулись с глобальным кризисом, источником и одновременно главной мишенью которого стал человек. В отличие от предыдущих масштабных катаклизмов (техногенных катастроф и мировых финансовых кризисов), COVID-19 в считанные дни изменил и нашу профессиональную деятельность, и жизнь в целом. Это сказалось на смене приоритетов в мягких навыках.

Пандемия показала, что человек на работе — больше, чем функция, а выживание любого бизнеса зависит от включенности каждого сотрудника, его желания и способности мобилизоваться. Эти качества позволяют перезапустить бизнес в кризис и найти точки роста в новых условиях независимо от размера организации. Такое понимание все чаще демонстрируют топ-менеджеры и HR-директора компаний, разрабатывая программы wellbeing (благополучия сотрудников) в своих организациях. Еще в 2019 году главы крупнейших американских корпораций согласовали заявление, в котором в качестве основной корпоративной цели обозначили вклад в благополучие персонала. В 2020—2021 годах многие российские компании («Ростелеком», «Росатом», X5 Retail Group и проч.) активно запускали инициативы в области физической, ментальной и социальной поддержки своих сотрудников: от внедрения цифровых персональных помощников для работы «на удаленке» до перестройки офисных пространств, адаптированных к условиям пандемии.

Наконец, за время COVID-19 у исследователей появилось новое понимание, какие умения и качества людей станут востребованными в ближайшем будущем. Мы сравнили прогноз топ-10 мягких навыков, который Всемирный экономический форум в свое время составлял на 2015-й и 2020 год, с его свежим прогнозом на 2025-й (см. таблицу). Первые два списка практически одинаковы (в них повторяются 8 из 10 навыков), тогда как прогноз на 2025 год, сделанный уже в условиях пандемии, обновился на 70%. Из 7 новых навыков два связаны с цифровыми технологиями, остальные пять — с лидерством и личностным развитием человека.

Пандемия показала, что в будущем важно не только управлять людьми и уметь с ними взаимодействовать, но и ориентироваться в меняющемся цифровом мире, поддерживать уровень своей энергии и осознанности. Последние два навыка эксперты также называют «экзистенциальными» — они влияют на успешную и счастливую жизнь человека, которая становится его прямой ответственностью и результатом специальной работы над собой. В недавнем исследовании Global Education Futures и WorldSkills «Навыки будущего» экзистенциальные навыки называют базовыми для любого человека. Они универсально применимы на протяжении всей жизни и включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), а также умение учиться и переучиваться (саморазвитие).

Если заглянуть на 5—10 лет вперед, можно предположить появление еще одной категории мягких навыков, связанных с повесткой устойчивого развития. ESG-тематика (экология, социальная политика и корпоративное управление) обсуждается давно, но стала особенно актуальной в последние годы. В Парижском соглашении по климату предусматривается снижение содержания углекислого газа в атмосфере, и многие правительства и компании уже начали брать на себя определенные обязательства. В 2021 году Московская школа управления «Сколково» провела исследование повестки глобальных бизнес-лидеров, которое показало, что вопросы климата, экологии, социальной инклюзивности и этики могут стать доминирующими в развитии бизнеса уже к 2035-му. По сути, это означает, что руководители и менеджеры компаний будут брать на себя больше ответственности не только за свой бизнес, сотрудников и клиентов, но и за устойчивость внешней среды, в которой работают. На горизонте 10 лет это может привести к росту важности таких мягких навыков, как экологическое мышление, инклюзивность, ответственное лидерство, партнерство. В итоге мы видим перспективную модель мягких навыков так, как это описано в таблице «Мягкие навыки — 2035».

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБУЧЕНИИ

За минувшие два года изменились не только представления о наиболее востребованных мягких навыках будущего, но и стратегии их освоения. Раньше мы шли за профессиональными знаниями в университет, потом старались «дорастить» мягкие навыки в бизнес-школе и в последнюю очередь, если оставались время и силы, пытались заняться собой, своим здоровьем и поиском смысла жизни. Пандемия перевернула эту стратегию с ног на голову.

«Если человек не знает себя, то что он знает?» «Если человек не управляет собой, то чем он управляет?» Эти вопросы по-новому встали перед многими людьми во время пандемии, и поиск ответа на них через осознание себя, своих жизненных и карьерных приоритетов стал отправной точкой для дальнейшего освоения профессиональных знаний и мягких навыков. В центре новой образовательной стратегии стоит человек, а не профессия или представления о том, что должен знать и уметь современный абстрактный сотрудник. Многие заметили, что в последние два года появилось огромное количество людей, которые называют себя менторами и коучами. Они отреагировали на новый рыночный запрос — желание человека разобраться со своей жизнью и построить траекторию будущего развития. Для компаний это означает, что бесполезно отправлять на учебу человека, который сам ничего не хочет и не ставит перед собой задачи развиваться.

Раньше во время корпоративного обучения большую часть курса отводили на новые управленческие знания и отработку навыков, но сегодня этого уже недостаточно. Когда у менеджера или предпринимателя нет энергии и желания делать то, что он делает, никакие жесткие или мягкие навыки не помогут. Поэтому многие бизнес-школы сегодня выстраивают не только содержательный трек — неотъемлемой составляющей практически любой учебной программы становятся треки лидерства и личностного развития. Здесь учащиеся работают с представлениями о себе и своих возможностях, анализируют личные цели и интересы на ближайшие 3—5 лет, пытаются понять свой стиль обучения и управления. По данным компании Coursalytics, в 2020—2021 годах более 80% из топ-200 бизнес-школ мира запустили новые курсы по лидерству, а сама тема лидерства и личностного развития встречается в 30% программ международного бизнес-образования, уступая по популярности лишь теме «управление изменениями».

В ближайшие годы учебные заведения будут уделять все больше внимания экзистенциальным навыкам. Вопросы «Зачем я делаю то, что делаю?», «Какова моя цель и мечта?», «Что вызывает во мне интерес и дает энергию, чтобы развиваться в профессии и в обществе?» становятся базовыми, и если раньше их задавали себе единицы, то в последние два года они стали важными для миллионов людей. Именно в сторону человекоцентричности (или человечности) будет двигаться система образования в целом. В итоге на смену единым образовательным программам и учебным планам придут индивидуальные образовательные траектории, которые станут учитывать цели, интересы, способности и время конкретного человека. Подобные образовательные проекты уже существуют — например, LinkedIn Learning Hub позволяет подстраивать контент и курсы под развитие навыков конкретного учащегося. Похожие решения для своих сотрудников разрабатывают крупные корпорации — прежде всего, в сфере ИТ. Экспериментируют с индивидуальными образовательными траекториями университеты и бизнес-школы по всему миру, и появление массовых технологических решений является вопросом ближайшего времени.

На горизонте 10—15 лет это разрушит привычную нам сферу образования, когда люди должны искать время на обучение, отрывая его от работы и досуга. Получение новых знаний и навыков будет естественным образом включаться в ежедневное расписание, и этот процесс станет частью нового образа жизни.