Как переносить трудности на работе и оставаться самим собой | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как переносить трудности на работе и оставаться
самим собой

Почему ваша должность на работе — это не самое главное

Автор: Тим О’Брайен

Как переносить трудности на работе и оставаться самим собой
Rhendi Rukmana / Unsplash

читайте также

«Вы как Шерлок Холмс — хороши в своем деле, но не способны на большее»

Тимур Батыров

В двух градусах от катастрофы

Эндрю Уинстон

Большая звезда маленького бизнеса

Анна Натитник

Обучение персонала как ответ на новые вызовы

Валентина Сатарова

Джейку три года. Он устал. Ему хочется, чтобы его взяли на руки и обняли. «Все хорошо, дорогой», — ласково говорит Кейт, его мама, и тянется к нему. Но Джейк капризничает, откидывает голову и дает ей коленом в живот. Кейт знает, что ей не стоит принимать его выходку на свой счет, хоть все же иногда она именно так и делает. Но чаще всего Кейт понимает: мамы частенько получают — это часть их «работы».

Еще один удар Кейт получает уже на работе, когда ее отчет критикуют на встрече, и она воспринимает это как личную обиду. Ей трудно держать в голове, что «Кейт» и «старший аналитик», должность которого она занимает, это не одно и то же. Когда вы воспринимаете профессиональные удары как личные, вы подвергаете риску свою способность восстанавливаться и смотреть на вещи глобально.

Ваша официальная должность — важный якорь: она дает вам основания для выполнения задач и помогает выстроить отношения внутри организации. Но когда вы отдаете большую часть себя (свой опыт, подготовку, способности, знания, усилия и свою страсть) профессиональной роли, вам начинает казаться, что это больше, чем просто роль. Это особенно касается тех случаев, когда вы работаете в режиме нон-стоп. Вы можете быстро забыть, что вы просто исполняете роль для некой организационной или групповой цели. Когда ваша работа и ваша роль в организации кажутся вам маленьким фрагментом масштабного пазла, вы не можете рассуждать о задачах организации отстраненно. Вместо того чтобы наблюдать за системой, в которой вы находитесь, с высоты птичьего полета, вы фокусируетесь на своей рабочей проблеме. Это вредит вашим рассуждениям и приводит к тому, что вы с еще большей вероятностью начнете воспринимать критику и рабочие решения слишком близко к сердцу. Этот паттерн поведения приносит еще больший вред, если вы не видите разницы между вашей должностью и вашей личностью и полагаете, что вы ценны и полезны ровно настолько, насколько можете выполнять свои формально определенные задачи.

Крайне важно научиться различать свою профессиональную роль и свою личность. Когда мы теряем самих себя в занимаемой должности, у нас начинаются неприятности. Порой полная самоотдача на работе может приносить чувство глубокого внутреннего удовлетворения, но мы забываем, что другие члены организации реагируют на роль, которую мы играем в их рабочей жизни, а не на то, какие мы интересные и глубокие люди. И здесь самое время поделиться некоторыми моими наблюдениями, сделанными на курсах в Гарвардской школе Кеннеди, где я помогаю студентам высвободиться от пут их должностных ролей, стать более успешными лидерами и достичь того, к чему они стремятся.

Ваш статус может принадлежать вашей организации, институту, группе или семье. Исходя из этого, другие люди ожидают от вас чего-то, и эти ожидания могут быть как оправданными (например, что вы должны исполнять ваши обязанности должным образом), так и нет (что вы должны быть голосом для всех женщин, представлять все меньшинства и всегда вести протокол совещания). Соответствие этим формальным ожиданиям и умение обращаться с неформальными — ключевой навык для правильного исполнения своей роли. Ваша должность также может предполагать противоречивые ожидания от разных людей (вашего начальника и ваших клиентов, например), не говоря уже о том, что вы часто исполняете множество ролей в разные моменты и в рамках каждой из них зависите от определяющих ваши полномочия людей. Этот динамичный процесс должен находиться под вашим контролем. В противном случае есть вероятность, что вы начнете неверно понимать происходящее в вашей организации.

Кейт (собирательный образ людей, которых я консультировал) поделилась со мной двумя примерами того, как упустила эту разницу своей роли и своей личности из-за оплошностей, которые заставили ее почувствовать себя виноватой. Проблема заключалась в том, что Кейт слишком сильно идентифицировала себя со своей ролью. Претензии других людей относительно того, что она делает в рамках возложенных на нее формальных обязательств, она принимала очень близко к сердцу.

Как аналитик, Кейт усердно трудилась над систематизацией больших объемов данных по продажам. Чтобы справиться с работой должным образом, аналитикам иногда приходится делиться неприятной информацией; разочаровывать коллег — неизбежная часть работы. И когда коллегам Кейт не нравились результаты ее исследований, они отпирались и ставили под сомнение методологию исследования. Их сопротивление вызывало у Кейт злость и заставляло ее чувствовать себя беззащитной.

Кейт стоило напомнить самой себе, что отпор ее коллег имел отношение исключительно к ее должности и никоим образом не к ее личности. Когда коллектив сталкивается с низкими показателями, людям может быть стыдно перед начальством, они занимают оборонительную позицию и находят козла отпущения (например, в лице аналитика и проделанной им работы). Их обратная связь по отношению к Кейт больше говорила о них, чем о Кейт. Но она не поняла этого сразу.

Когда Кейт повысили до должности директора и ее бывшие коллеги стали подчиненными, характер отношений с людьми на работе разительно поменялся. Коллеги перестали звать ее на обед, а те, кто раньше был с ней в дружеских отношениях, стали вести себя настороженно. Подобные изменения напоминают о том, что люди выстраивают отношения с вами в зависимости от роли, которую вы играете в их жизни. Когда Кейт вступила в новую должность, та роль, которую она играла в жизни коллег, изменилась, и теперь они столкнулись с вопросом, как выстраивать отношения уже не просто с Кейт, а с директором по аналитике. Но эта дилемма встала и перед самой Кейт, поскольку она воспринимала все происходящие вокруг изменения очень близко к сердцу. Она сердилась на своих коллег за то, что они начали так реагировать на ее новую должность вместо того, чтобы сохранить теплые и искренние отношения.

Кейт не знала, как можно быть начальником и другом в одно и то же время. Поначалу она настаивала на своей роли друга, уверяя коллег в том, что ничего не поменялось. Но по мере того, как она начала сталкиваться с вызовами на руководящей должности, ей становилось все сложнее. И хоть она и хотела остаться компанейским человеком, отношения с коллегами изменились. Ее должность директора означала, что коллективом должна руководить именно она. Но Кейт снова чувствовала себя проигравшей и уязвимой из-за сложностей, с которыми столкнулись она и ее коллеги, пытаясь по-новому выстроить отношения друг с другом.

Примирившись после долгих размышлений с обязательствами, возлагаемыми на нее ее новой ролью, и неизбежным увеличением уровня власти и авторитета, Кейт сумела провести границу между собой и своей профессиональной ролью. Меньше определяя себя через свою роль, она сумела более полным образом вжиться в новую должность и стать в итоге счастливым человеком. Кейт сумела достичь того уровня устойчивости, который позволил ей показывать хорошие результаты на работе и при этом не терять позитивного самоощущения.

Об авторе. Тим О’Брайен (Tim O’Brien) — преподаватель в Школе управления им. Джона Ф. Кеннеди, где он руководит программой «Лидерство в XXI веке».