Как найти новую работу: лучшие советы от экспертов HBR | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти новую работу: лучшие советы от
экспертов HBR

О чем следует помнить на всех этапах поиска работы

Автор: Эми Галло

Как найти новую работу: лучшие советы от экспертов HBR
Zero Creatives/Getty Images

читайте также

Как некоммерческим организациям привлечь больше пожертвований

Джона Бергер

Почему слияния и поглощения часто заканчиваются провалом

Грэм Кенни

Удаленка для руководителя: какие возможности открыла пандемия российским менеджерам

Роман Тышковский

Результаты конкурса «Лидерский минимум» (1. 09. 2010 – 31.10.2010)

Поиски новой работы — одновременно радостный и пугающий процесс. С одной стороны, вы можете представлять себе, какой будет ваша следующая работа, и мечтать уйти с текущей позиции. С другой стороны, задачи, связанные с поиском работы, могут слишком утомлять, и вы будете волноваться, когда же вы найдете — и найдете ли вообще — новое место.

Из исследований мы знаем, что полезно разбивать крупные задачи, например поиск новой работы, на более мелкие и конкретные, потому что это помогает нам видеть прогресс. Вряд ли вы найдете новую должность за день, но вы можете предпринимать шаги к своей конечной цели, например, отправив резюме двум рекрутерам или позвонив трем знакомым.

В Harvard Business Review опубликованы сотни статей на тему поисков работы, и я просмотрела архив, чтобы найти лучшие советы, которые помогут немного упростить вашу задачу.

Откликнетесь на вакансию

Обновите резюме. Начнем с главного. Если ваше резюме лежало без дела с тех пор, как вы искали работу в прошлый раз, пора смахнуть с него пыль. Несмотря на то, что многое изменилось на рынке труда за последние несколько лет (здравствуй, Великое увольнение), свойства резюме, помогающие ему выделиться, остались прежними.

Считайте ваше резюме маркетинговым документом, который вы тщательно составляете, чтобы убедить ваших читателей (рекрутера, сотрудника отдела кадров или нанимающего сотрудника менеджера), что у вас есть то, что им нужно. Вам необходимо создать базовую версию со всеми правильными элементами, которую вы затем будете корректировать для конкретной должности.

Начните с краткого описания своего опыта. Это повествование, состоящее из нескольких предложений или пунктов, должно зацепить читателя. После вступительной части можно включить в резюме раздел достижений, который свяжет ваш опыт с конкретными требованиями к соискателю. Не нужно тратить место на нерелевантный опыт работы. Перечисляя опыт, приводите конкретные примеры, по возможности выражая свои достижения в цифрах. Писательница Кристи ДеПол приводит такой пример впечатляющего описания: «На прошлой должности я увеличил(-а) годовую выручку с $5 до $6 млн (на 20%), управляя глобальным отделом из шести сотрудников в четырех разных часовых поясах».

Считайте свое резюме историей, которую рассказываете читателю. Говорите не только о своих успехах, но и о контексте, в котором достигли их. Ваша цель — помочь будущим работодателям увидеть, что вы можете сделать для них, исходя из того, что делали в прошлом.

Не переживайте из-за перерывов в работе, коротких периодов работы в разных местах или незапланированных увольнениях. У некоторых работодателей они могут вызывать тревогу, но, как пишет консультант руководителей высшего звена Патрисия Карл, идеальных резюме не бывает, особенно учитывая последние несколько лет неопределенности и потерь на рынке труда. Все это можно объяснить в сопроводительном письме или во время собеседования.

И, конечно, не забывайте о своем профиле на LinkedIn. Он не должен быть точной копией вашего резюме — в конце концов, это разные носители информации. Но страница на LinkedIn должна рассказывать связную и выразительную историю, близкую аудитории, которую вы больше всего хотите привлечь (предположительно менеджеров, ищущих сотрудников, из вашей целевой сферы деятельности). Будьте избирательны в отношении информации, которую размещаете там: не нужно просто перечислять все должности, которые вы занимали когда-либо.

Напишите сопроводительное письмо (письма). Я хотела бы сказать вам, что сопроводительные письма больше никто не читает, но это не так. Даже если будет прочитано одно из двух писем, это на 50% увеличивает шансы, что оно поможет вам.

Что именно нужно написать? Прежде чем начать, узнайте побольше о компании и должности, на которую претендуете. Как и в резюме, вам нужно впечатляющее начало. Четкая, сжатая первая фраза привлечет внимание читающего. Менеджеры, которым нужен новый сотрудник, ищут людей, которые могут помочь им решить их проблемы, поэтому продемонстрируйте, что вы знаете, чем занимается компания и с какими проблемами сталкивается. Затем объясните, как ваш опыт поможет вам удовлетворить эти потребности. Если онлайн-форма не позволяет включить сопроводительное письмо, используйте тот формат, который есть, чтобы продемонстрировать свои возможности выполнять требуемую работу и энтузиазм по отношению к ней — именно в этом заключается конечная цель сопроводительного письма.

Не пишите обезличенно, старайтесь адресовать свое письмо кому-то конкретному. Выясните, как зовут менеджера. Если у вас есть личные связи с компанией или знакомый, работающий в ней, упомяните об этом в первых строчках.

Вот еще одна возможность рассказать историю. Джанин и Ли Лазарус, авторы книги «Everyday Business Storytelling», приводят пример элементов, которые нужно включить в сопроводительное письмо (указаны в скобках), и показывают, как структурировать повествование:

«Одна из моих сильных сторон — способность менять стратегию в условиях стресса (основная идея). Например, в последнем квартале этого финансового года наши продажи упали из-за запретов на поездки в связи с COVID-19 (конфликт). Чтобы решить эту проблему, я начал думать о том, что нужно от нас в это тяжелое время нашим клиентам (действующие лица) и как мы можем переориентировать нашу стратегию на обслуживание внутренних рынков (место действия) с помощью продуктов местного производства. Моя команда (дополнительные действующие лица) решила эту задачу, сделав А, В и С. В результате мы не только внесли вклад в развитие местной экономики по всему миру, но и увеличили продажи на 15% в первом квартале следующего года (решение)».

Рассказав одну-две подобные истории в сопроводительном письме, вы сможете выделиться на фоне тех, кто просто перефразировал пункты своего резюме. Если в письме нет места более, чем для одной истории (лучше, чтобы объем письма не превышал одну страницу), другие можно будет рассказать на собеседовании.

Пройдите собеседование на отлично

Один из моих любимых советов относительно собеседований принадлежит карьерному консультанту и автору Джону Лизу, который говорит: не будьте собой. Лучше, предлагает он, думайте о собеседовании так: «Это подготовленное произвольное выступление, где вы пытаетесь представить лучшую версию себя». Вот несколько советов для прохождения собеседования, которые стоит держать в голове.

Будьте готовы к удаленному собеседованию. В наши дни вполне возможно, что вы не встретитесь с потенциальным начальником и коллегами лично. Если вам назначили видеособеседование, стоит предпринять несколько дополнительных шагов, чтобы ознакомиться с приложением для видеосвязи (вам не нужны недоразумения, которые плохо отразятся на вас) и организовать профессионально выглядящий фон. Поскольку вы не получите много невербальной обратной связи во время разговора, сосредоточьтесь на том, чтобы собеседники чувствовали ваше тепло, и установлении эмоциональной связи.

Эксперт по коммуникациям Кармин Галло дает отличные советы на эту тему. Он предлагает использовать фон, чтобы продемонстрировать рекрутеру, что вы за человек (например, сложить на полках прочитанные вами книги). Еще один совет: говорите медленно и выделяйте главные мысли с помощью интонации. Помните, что в видеоформате голос значит больше, чем при личной встрече.

Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь. Проходит ваше собеседование лично или виртуально, важно, чтобы вы были готовы к нему. Всем известно, что нужно подготовиться, но редко кто готовится в достаточной мере. Разузнайте о компании как можно больше: как она организована, ее показатели, культуру. Изучите отрасль, познакомьтесь с трендами и проблемами. И поищите информацию о людях, которые будут проводить собеседование. Перед интервью перечитайте несколько раз описание вакансии, чтобы продемонстрировать, что у вас есть все необходимые навыки.

Решите, какие три-четыре идеи вы хотите донести до интервьюера. Они должны связывать ваши достижения и требования вакансии. Обдумывая эти идеи, помните о трех вопросах, которые, по словам профессора Арта Маркмана, крутятся в голове у всех, кто нанимает сотрудников и проводит собеседования:

    • Каково будет работать с вами?

    • Умеете ли вы учиться?

    • Проявляете ли вы инициативу?

Многие интервьюеры не зададут эти вопросы напрямую, но вы лучше убедите их в том, что подходите на должность, если ответите на них с помощью своей реакции и языка телодвижений, установив связь, рассказывая о том, чему научились, решая проблемы и терпя неудачи, и демонстрируя способность задавать правильные вопросы.

Потренируйтесь отвечать на распространенные вопросы. Существует два вопроса, которые ненавидят все интервьюируемые, но которые регулярно задаются на собеседованиях: «Расскажите о себе» и «Какова ваша слабая сторона?» Вот как нужно на них отвечать.

«Расскажите о себе». Не пересказывайте резюме или сопроводительное письмо. Расскажите историю о себе и своей карьере, соответствующую тому, за что выступает компания и что она ищет в кандидатах на данную должность. Если в описании вакансии сказано, что им нужен человек с «предпринимательским духом», ваш рассказ должен показать, что одной из отличительных черт вашей карьеры является готовность проявлять инициативу. Мне нравится, как моя коллега Кристин Лиу отвечает на этот вопрос в видеоролике «Christine vs. Work».

«Какова ваша слабая сторона?». Даже консультанты по карьере ненавидят этот вопрос. Вместо того, чтобы придумать что-то, что кажется слабой стороной, но в действительности является сильной, просто будьте честны. Выберите что-то, что вы могли бы делать лучше, и расскажите, какие шаги уже предприняли, чтобы укрепить эту сторону, и что собираетесь делать дальше. «Я не пытаюсь выяснить, нуждаются ли организационные навыки кандидата в улучшении или испытывает ли он сложности, выступая перед большой аудиторией или руководя большой командой. Я пытаюсь понять, обладает ли человек самосознанием, может ли он критически оценивать себя и, самое важное, может ли он сказать правду, когда это трудно», — поясняет руководитель в области HR Дэвид Галлориз.

Следите за тревожными сигналами. Не зацикливайтесь на успешном прохождении собеседования настолько, чтобы забыть, что вам тоже нужно оценить компанию. Подходит ли вам эта работа?

Если говорить более конкретно, то попробуйте представить, сможете ли вы работать с вашим потенциальным начальником. Обращайте внимание на то, как менеджер относится к вам в процессе собеседования. Хорошие ли у вас ощущения от этого человека? Сможете ли вы прийти к нему с проблемами? Доверяйте своим инстинктам.

Также постарайтесь понять, что представляет собой культура компании. Не всегда легко сделать выводы за часовую беседу, но вы можете поискать дополнительную информацию. Кристи ДеПол предлагает избегать общих вопросов вроде «Как бы вы описали культуру компании?» и стараться задавать более конкретные вопросы вроде:

    • Если кто-то подводит в работе над проектом, как с этим справляется команда?

    • Какие именно усилия были предприняты для создания инклюзивной культуры для недостаточно представленных меньшинств?

    • Когда возникают конфликты между отделами, как они решаются?

    • Как компания обеспечивает чувство единения, даже когда люди работают удаленно?

Последующие действия

Поблагодарите. Напишите письмо или записку тем, кто проводил с вами собеседование. Некоторые считают, что записка, написанная от руки, имеет больше значения и лучше запоминается, но не забывайте, что она дольше будет добираться до них, что может оказаться невыгодно вам, если решение будет приниматься быстро. Напишите несколько любезных слов и упомяните что-то конкретное, что вы узнали об организации во время собеседования. Если вы переживаете, что неудачно ответили на вопрос (или два!), то можете использовать эту возможность, чтобы продемонстрировать свое самосознание. Не нужно извиняться, но можно прояснить неудачный ответ на важный вопрос. И выразите свою заинтересованность в конце записки. Вот хороший пример от профессора Арта Маркмана:

Дорогой [менеджер],

Спасибо, что уделили мне вчера время и дали возможность поделиться моим интересом к работе и квалификацией. Мне было особенно интересно узнать о программе обучения для новых сотрудников вашей компании, в которой дается обзор ее подразделений и карьерных возможностей.

С нетерпением жду ответа.

Напоминайте о себе с осторожностью. Что делать, если вам не ответили в течение обещанного времени? Во-первых, не паникуйте. Принятие решения могли отложить по разным причинам, многие из которых не имеют к вам никакого отношения. Подождите еще неделю, и если по-прежнему не получите ответа, напишите короткое письмо, где выразите свою заинтересованность должностью. Вот еще один полезный пример от Арта Маркмана:

Дорогой [менеджер],

Я хотел бы вернуться к вопросу о моем собеседовании [дата] на [должность]. Хотел поинтересоваться, есть ли у вас новости о вакансии. Мне понравилась наша беседа и то, что я узнал о [компания]. Пообщавшись с несколькими компаниями за время поисков работы, могу сказать, что на меня произвел большое впечатление ваш ответственный подход к обучению и развитию. Я почувствовал, что такое мышление, направленное на рост, соответствует моим карьерным целям.

Сообщите мне, пожалуйста, если я могу предоставить вам какую-либо дополнительную информацию. Я полон энтузиазма в отношении работы в [компания].

Пока вы ждете ответа, сосредоточьтесь на позитивных вещах, общении с друзьями и коллегами. Поговорите с ними о том, как сформировать круг других потенциальных мест работы. В конце концов, существуют десятки произвольных причин, по которым вам не предложили работу — организация могла сменить курс или временно прекратить прием новых сотрудников, поэтому лучше рассмотреть и другие варианты.

Управление эмоциями во время поисков

Помните, что поиски работы — эмоциональный процесс со множеством взлетов и падений. В некоторые дни вы получите обнадеживающие новости — например, приглашение на второе собеседование или позитивный отклик от менеджера. Но будут и такие дни или недели, когда с вами никто не свяжется или вам откажут в работе, которая, как вам казалось, уже была вашей. У профессора Арта Маркмана есть на этот счет хороший совет: уделяйте больше внимания результату, чем процессу.

Это не означает, что вам не нужно держать в голове цель, но старайтесь концентрироваться на конкретной деятельности. Просматривайте новые вакансии и претендуйте на позиции, соответствующие вашему опыту. Посещайте лично или виртуально мероприятия для нетворкинга, чтобы лучше узнать потенциальных работодателей. Разговаривайте с друзьями и коллегами, чтобы узнавать о будущих вакансиях. Занимайтесь улучшением своих навыков. Все это поможет вам справляться с разочарованием, пока вы будете двигаться к своей конечной цели. И убедитесь, что у вас есть, с кем поговорить: друг, карьерный консультант, психотерапевт помогут вам разобраться с эмоциями, которые у вас неизбежно возникнут.

И, пожалуй, самое главное, помните, что ваша ценность не определяется работой, которую вы найдете, или отказами, которые получите. В жизни есть гораздо более важные вещи, чем работа.