Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сделать решительный шаг, если
вы сомневаетесь

Что поможет справиться со страхом отказа

Авторы: Рави Дар , Александр Гольдкланк Фулмер , Тэли Райх

Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь
Иллюстрация: Juan Moyano/Stocksy

читайте также

Чьи мы?

Мария Божович

Золотой фонд HBR: пять статей Манфреда Кетса де Вриса

Будьте честными: как не поступаться принципами, даже если другие их постоянно нарушают

Майкл Бир

Как вписать менеджера в контекст

Часто в жизни мы стоим перед развилкой, рискуя получить отказ. Например, мы хотим попросить о повышении, обсудить условия новой работы или даже позвать кого-то на свидание, но риск отказа кажется слишком большим, и для некоторых это означает, что лучше не пробовать вовсе. Так эти люди упускают карьерные возможности, не получают повышения и не встречают свою вторую половину. Последствия таких решений могут оказаться серьезными: упущенные возможности накапливаются и сильно осложняют жизнь.

К счастью, есть способ сделать риск отказа менее страшным. Это амбивалентность. Наше новое исследование показывает, что осмысление как плюсов, так и минусов ситуации (то есть создание амбивалентности) может действительно помочь людям охотнее идти на риск, не боясь отказа. Причина здесь простая: процесс осмысления плюсов и минусов ситуации делает риск неудачи более понятным и менее пугающим.

В нашем первом исследовании мы попросили людей представить работу своей мечты, а затем представить, что было бы, если бы они уже получили приглашение и рассматривали предлагаемый вместе с вакансией социальный пакет. Половине из них предложили придумать потенциальные плюсы увеличенного отпуска, другой половине предложили представить один плюс и два минуса увеличенных отпусков — иначе говоря, создать ту самую амбивалентность. В качестве плюсов люди предложили варианты «я смогу лучше отдохнуть» или «я смогу провести больше времени с семьей». Минусами стали тезисы «может накопиться много недоделанной работы» или «я могу пропустить важный проект в отпуске». Затем мы попросили участников исследования ответить, готовы ли они начать переговоры об этой работе. Результат крайне интересен: люди, которым удалось сформулировать один плюс и два минуса, охотнее вступали в переговоры, чем те, кто придумал только плюсы. 

В другом исследовании мы попросили сотрудников одной компании, работающих полный день, описать потенциальное повышение. Затем мы попросили одну группу сотрудников придумать преимущества повышения, другой группе было предложено придумать недостатки, а третьей — и то, и другое. Группа, которая получила задание описать и преимущества, и недостатки (то есть создать амбивалентность), оказалась впоследствии самой решительно настроенной на просьбу о повышении.

Почему же амбивалентность оказывает такой сильный эффект? Наше предположение состоит в том, что она работает в качестве щита от страха отказа и снижает желание ровно настолько, чтобы негативный исход не казался столь существенной угрозой, при этом сохраняя привлекательность перспективы как таковой. И это работает не только в профессиональном контексте, но и в контексте личной жизни. В рамках еще одного исследования мы попросили ряд не состоящих в отношениях людей рассказать о знаменитостях, которые их привлекают, и представить, что они встречают человека, который выглядит ровно так же. Та часть людей, которую затем попросили придумать одно преимущество и два недостатка перспективы встречаться с таким двойником, с большей вероятностью были готовы предложить свидание, чем группа, которую попросили сформулировать три плюса такой перспективы.

Из наших исследований можно уяснить простой урок: если мы боимся отказа, стоит найти как плюсы, так и минусы в том, что мы хотим. Возникающая двойственная ситуация придаст сил и поможет провести переговоры и высказаться.