читайте также
Восьмичасовой рабочий день придумали социалисты XIX века. Во времена, когда владельцы фабрик устанавливали продолжительность рабочего дня произвольно, а в условиях промышленной революции не стеснялись привлекать к труду в угольных шахтах шестилетних детей, американские профсоюзы изо всех сил боролись за 40-часовую рабочую неделю. Им удалось утвердить ее как часть принятого в 1938 году закона «О справедливых трудовых стандартах».
С тех пор многое изменилось. Интернет полностью поменял наш подход к жизни, работе и досугу. Сам характер работы стал другим: теперь мы заняты не механической, а эвристической деятельностью, предполагающей критическое мышление, принятие решений и творческих подход.
Организационный психолог и автор бестселлера «Оригиналы: Как нонконформисты меняют мир» Адам Грант считает, что «чем сложнее и креативнее задачи, тем меньше смысла обращать внимание на время». Тем не менее, восьмичасовой рабочий день господствует почти всюду. «Как и большинство людей, руководители любят держаться за прошлое, даже если его традиции больше не актуальны», — объясняет Грант.
Эвристическая работа требует от человека физиологического погружения в состояние, которое в 1975 году венгерско-американский психолог Михай Чиксентмихайи назвал потоком — полной вовлеченностью в деятельность. Десятилетнее исследование компании McKinsey выявило, что топ-менеджеры становятся на 500% продуктивнее, когда находятся в состоянии потока. Исследование ученых из Advanced Brain Monitoring показало, что начинающие стрелки в состоянии потока обучаются до уровня профессионалов в два раза быстрее.
Современные работодатели вредят продуктивности
Многие компании мешают состоянию потока своими контрпродуктивными требованиями: постоянно быть на связи, мгновенно реагировать и посещать совещания. По данным Adobe, сотрудники тратят в среднем шесть часов в день на электронную почту. Другое исследование уточняет, что среднестатистический сотрудник проверяет почту 74 раза в день. При этом в общей сложности люди в течение дня прикасаются к телефону 2617 раз. Внимание работающего человека постоянно рассеянно, он реагирует на множество раздражителей сразу.
Сооснователь Basecamp и автор книги «Бешеные темпы не нужны» Джейсон Фрайд считает, что для творческих людей — например, программистов или писателей — очень важно иметь возможность обдумывать работу. «Если спросить таких людей, как часто на работе им удается найти время подумать, большинство, к сожалению, ответит, что им не представлялось такого шанса уже давно», — объясняет он в подкасте Future Squared.
Давайте посмотрим, как устроен рабочий день среднестатистического сотрудника:
Обязательные часовые встречи для обсуждения вопросов, которые можно решить виртуально и по мере поступления;
Незапланированные перерывы в работе, которым в немалой степени способствуют офисы с открытой планировкой, платформы для обмена мгновенными сообщениями и уведомления на компьютере и смартфоне;
Ненужное согласование обратимых и неважных решений;
Непрекращающиеся попытки свести к нулю непрочитанные сообщения во входящих, что считается большим достижением в большинстве компаний, а на самом деле является символом того, что человек освоил науку ставить нужды других людей впереди своих собственных;
Разъезды по личным встречам (часто на дальние расстояния), которые легко можно заменить телефонным разговором;
Постоянное переключение между задачами, в результате которого снижается продуктивность мышления и сотрудник чувствует себя вымотанным, ничего толком не сделав;
Необходимость тратить время на то, чтобы продолжать вести задачи, по которым уже удалось добиться основных результатов;
Рутинные и административные задачи.
Адам Грант считает, что на работе люди тратят слишком много времени впустую. «Готов поспорить, что в большинстве случаев человек успеет сделать больше за шесть часов, если будет предельно сконцентрирован, чем за восемь, если будет отвлекаться», — уверен он. Аналогичного мнения придерживается и автор бестселлера «Погружение в работу: как сосредоточиться и идти к успеху в рассеянном мире» Кэл Ньюпорт: «Три-четыре часа непрерывного, спокойного погружения в работу каждый день — это все, что нужно, чтобы выйти на качественно новый уровень продуктивности и жизни в целом». Джейсон Фрайд подтверждает доводы коллег и говорит, что фокусируется на работе примерно на полдня. «Если у вас не получается находиться в состоянии потока четыре полноценных часа в день, то дополнительные часы в офисе вам не помогут. Принято считать, что чем больше времени мы проводим на работе, тем больше мы успеваем сделать, но это просто неправда», — утверждает Фрайд. Несмотря на технологический прогресс, а, может, и из-за него, многие не уходят с работы в пять часов вечера и еще долго остаются в офисе, просто чтобы разгрести завалы. Но работа необязательно должна быть такой.
Как приблизиться к более короткому и продуктивному рабочему дню
Я провел эксперимент, в ходе которого вместе со всей командой Collective Campus две недели работал по шесть часов в день. Более короткий рабочий день заставил нас эффективнее расставлять приоритеты, сокращать перерывы и намного тщательнее подходить к работе в первые часы дня. Сотрудники сохранили — а в некоторых случаях и увеличили —количество и качество работы. Люди отметили, что их психологическое состояние улучшилось, у них появилось больше свободного времени на отдых, семью, друзей и другие дела.
Когда я рассказал об эксперименте на своей странице в LinkedIn, мне ответили: «В теории звучит хорошо, но на практике переделать все свои дела за шесть часов невозможно!» Такой подход держится на том, что все задачи одинаковы по своей ценности: на самом деле, согласно принципу Парето, 20% усилий дают 80% результата, поэтому концентрироваться нужно на этих задачах с высокой эффективностью. Помните: ваша задача как руководителя заключается не в том, чтобы создавать иллюзию успеха, а в том, чтобы действительно способствовать достижению высоких результатов. Если вы управляете небольшой командой с ограниченными ресурсами, попробуйте следующие методы.
Расставляйте приоритеты. Живите, как завещал Парето: фокусируйтесь на действительно важных задачах и учитывайте цели команды и сильные стороны сотрудников.
Сокращайте. Откажитесь от задач, которые не приносят пользы. Начните с простых, но очень эффективных шагов. Если обычно совещание у вас длится минимум час, сократите это время до получаса. Отключите уведомления. Вместо того, чтобы постоянно проверять почту в течение дня, читайте входящие крупными партиями только в определенное время.
Автоматизируйте. Если перед вами стоит пошаговая техническая задача, проверьте, нельзя ли ее автоматизировать и избавить себя от необходимости выполнять ее самостоятельно.
Отдавайте на аутсорс. Если задачу нельзя автоматизировать, ее, скорее всего, можно делегировать или отдать на аутсорс. Вас ведь наняли не для того, чтобы вы занимались задачами, за которые платят $10 в час.
Тестируйте. Люди тратят много рабочего времени, когда начинают чрезмерно анализировать задачи и зацикливаться на ненужных вещах. Чтобы избежать этого, руководители должны проводить эксперименты, делать замеры и на основе полученных данных адаптировать рабочий процесс.
Не тяните. Сделайте все необходимое, чтобы войти в состояние потока. Зарезервируйте себе время в календаре, на которое вам не будут назначать встреч. Решайте задачи по мере их поступления. Делайте сначала самое сложное. Чтобы сконцентрироваться, попробуйте использовать бинауральные ритмы или «технику помидора» (метод работает так: выполнение заданий делят на отрезки, обычно длительностью 25 минут, которые перемежаются пятиминутными перерывами).
Создайте для сотрудников благоприятный режим
Дайте сотрудникам понять, что им необязательно реагировать молниеносно. Пусть у каждого будет время, когда его никто не прерывает и он может погрузиться в состояние потока. Также объясните коллективу, что нельзя отрывать людей от работы по малейшей прихоти. У нас в команде действует простое правило: находящегося в наушниках человека можно беспокоить, только если вопрос категорически не может подождать (что бывает очень редко). Такой подход снижает уровень стресса. По данным исследования Калифорнийского университета, гражданские служащие в вооруженных силах США стали намного меньше нервничать после того, как их отключили от почты, так как у них появилась возможность больше контролировать рабочий процесс.
За некоторые вещи стоит бороться
Сокращенный рабочий день и способствующая полному погружению в работу обстановка приводят не только к росту продуктивности и улучшению результатов. Компании становится проще привлекать и удерживать людей. У сотрудников растет мотивация, снижается стресс и появляется больше времени на все те приятные вещи за пределами офиса, которые мы называем жизнью.
Компании тратят огромные деньги на цифровые преобразования, хотя могли бы добиться быстрой и более оправданной, с точки зрения затрат, выгоды, поменяв не гаджеты, а сам рабочий день. Конечно, проще всего сказать: «Идея вообще-то хорошая, но в нашей компании она никогда не сработает». Однако за некоторые вещи стоит побороться. Уверенность в том, что сотрудники максимально эффективно работают и живут, точно стоит приложенных усилий.
Об авторе. Стив Главески — CEO и сооснователь бизнес-акселератора Collective Campus (Мельбурн, Австралия). Ведет подкаст Future Squared о корпоративных инновациях, предпринимательстве и самосовершенствовании. Автор книги «От сотрудника до предпринимателя: как заработать свободу и заниматься важными делами».