Как эффективно работать и всегда успевать к самым близким | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эффективно работать и всегда успевать к
самым близким

Три шага в планировании времени для работающих родителей

Автор: Элизабет Грейс Сондерс

Как эффективно работать и всегда успевать к самым близким
Chris Stein/Getty Images

читайте также

Книги

Никольская Вера подготовила

Чего клиенты хотят от службы поддержки

Догерти Дэйв,  Мерти Аджей

Крысы порой умнее людей

Проникая в мозг потребителя

Юлия Фуколова

Однажды одна моя мудрая подруга сказала: «Разговоры о родительстве — это как разговоры о политике». И она права.

Так как воспитание детей — вопрос сугубо личный, у каждого есть свое твердое мнение о том, «как будет правильно» совмещать работу и семью. Разрываясь между домашними и профессиональными обязанностями и испытывая по этому поводу стресс, родители бьются над бесконечными вопросами: «Успею ли я домой к ужину?»; «Смогу ли я вечером отвезти детей на занятия?»; «Смогу ли я приехать домой вовремя, чтобы уложить детей спать?»; «Не слишком ли много времени отнимают командировки?»; «Можно ли ходить в спортзал, если придется уходить до того, как дети пойдут в школу, или позже возвращаться?»; «Нормально ли встречаться с друзьями, если едва хватает времени на семью?»

Как консультант по вопросам управления временем, я не критикую ваш стиль воспитания детей, а призываю жить в соответствии с вашими ценностями. Особенно если вы — работающие родители, вам нужно очень продуманно распределять свое время. Частью этого является составление и соблюдение расписания, отражающего ваши главные ценности. Нужно определить, что наиболее важно для вас и вашей семьи, и затем составить свой календарь согласно своим ценностям, а не подстраиваться самому и не пытаться вписать семью в свой график. Так вы будете больше успевать, лучше справляться с родительскими задачами и не будете расстраиваться или испытывать чувство вины из-за того, что не получается найти время для самых близких и для самого важного. Предлагаю придерживаться такой трехступенчатой системы, основанной на стратегиях, оказавшихся эффективными для моих клиентов — работающих родителей.

Шаг первый: определитесь, что наиболее важно

Начните с перечисления ключевых пунктов:

  • Категории, которые нужно включить в расписание: учтите время на работу, семью, спорт, развитие, социальную деятельность, уединение, хобби и т. д.

  • Уровень достижений, который вы ожидаете по каждому пункту: решите, чего вы хотите достичь и сколько времени это потребует. Одно дело — ходить в спортзал три раза в неделю по 40 мин., совсем другое — подготовка к триатлону Ironman. То же и с детским футболом: чтобы иногда побывать на игре, требуется не так много времени, как для тренировки команды. Будьте реалистичны в расчете времени для каждой записанной вами категории.

  • Основные «ритуалы» для себя и вашей семьи: возможно, вы хотите быть дома на семейном ужине как минимум три раза в неделю, посещать богослужение каждую неделю и «отключаться» от электроники к десяти вечера, чтобы пообщаться со своей половинкой перед сном. Запишите эти привычки и регулярность их выполнения.

От того, как вы распоряжаетесь своим временем, многое зависит не только для вас, но и для членов вашей семьи. Составив список, поговорите c детьми и совместно решите для своей супружеской или родительской пары, что для них важнее всего. Например, ваш сын не против, если вы уезжаете в офис до того, как он проснется, однако для него будет много значить, если вы отпроситесь с работы, чтобы посмотреть школьную постановку с его участием.

Пожалуй, самое время определить, что для вас на самом деле не важно. Например, есть какие-то профессиональные организации, членство в которых было бы полезным, но прямо сейчас не стоит того, если у вас остается меньше времени на семью. Или есть возможность получить помощь извне в бытовых вопросах, таких как уборка дома, стрижка газона, поездки по делам или задачи разнорабочего, поэтому вы можете провести это время за работой или с детьми.

Шаг второй: определите, почему это важно

Определив категории, уровни достижений, важные традиции и привычки, подумайте, почему все это важно для вас. Просмотрите каждый пункт и запишите, почему вы считаете его значимым.

Такие размышления укрепят вашу решимость следовать предписаниям. Одно дело сказать, что вам «стоит заниматься спортом», совсем другое — «я хочу заниматься спортом, чтобы прожить долгую здоровую жизнь, в которой я буду проводить время с детьми и моими будущими внуками». Также вы сможете отсеять «ложные» приоритеты. Например, если вы думаете согласиться на работу с условием, что придется проводить 50—75 % времени в командировках, по той причине, что это следующий этап в вашей карьере, то сделайте шаг назад и подумайте еще раз. Будете ли вы любить эту работу? Поможет ли она реализовать ваш потенциал? Будет ли она соответствовать вашим целям? Если да — соглашайтесь. Но если просто все так делают, а вам, однако, это не по душе, серьезно обдумайте еще раз, стоит ли работа долгих разлук с семьей. Часто вариантов в профессии у нас больше, чем нам кажется, и успех можно понимать по-разному.

Оценив все «почему», посмотрите на все в перспективе 50 лет. Подумайте над тем, что вы записали, и спросите себя: «За какие сегодняшние решения я буду себе благодарен спустя 50 лет? Что тогда будет для меня важно? А что нет?» В данный момент такие вещи, как трудовой договор, кажутся очень важными и безотлагательными, но спустя 50 лет вы, скорее всего, будете вспоминать значимые события с семьей или сожалеть об упущенном.

Шаг третий: соедините свои приоритеты с расписанием

Определившись со своими приоритетами, выделите связанные с ними действия и зафиксируйте их в своем календаре. Это поможет вам делать все на автомате и жить осмысленной жизнью.

Для начала впишите в свой график важные традиции и привычки, затем добавьте новые пункты, как повторяющиеся действия в соответствии с вашими приоритетами. Вот несколько примеров того, как можно «перевести» приоритеты в действия в вашем календаре:

  • Спорт: ходить в зал по понедельникам, средам и пятницам до работы с 6:30 до 7:30 утра.

  • Время на семью: семейный завтрак по субботам с 8:00.

  • Время на общение: 15—20 минут поговорить с детьми перед сном, поинтересоваться, как у них дела. Также поговорить со своей половинкой перед сном.

  • Время на занятия: во вторник уйти с работы в 16:30, чтобы отвезти дочь на танцы.

  • Время на себя: около 14:30 выходить на прогулку на 15 минут, чтобы «проветрить» голову и перезагрузиться.

После договоритесь со всеми, кого это касается, объясните, что вам нужно для выполнения намеченного и почему это важно. Возможно, по утрам, когда вы идете заниматься спортом, собирать детей сможет ваша половинка. А вы затем «отдадите долг» в другие дни. Иногда вам придется оставаться на работе допоздна, если в какие-то дни вы отлучались из офиса, чтобы отвезти ребенка на танцы или как-то иначе поучаствовать в дополнительных занятиях. Но если вы объясните детям, что будете разговаривать с ними перед сном, и действительно постараетесь сдержать свое обещание, они будут чувствовать ваше участие и внимание. Если изменения в вашем расписании с учетом ваших ценностей отражаются на привычном рабочем графике, возможно, придется поговорить с начальником и объяснить ему свои намерения.

Нужды каждой семьи уникальны, но находить время на самое главное важно всегда. Я призываю вас не спеша подумать об этих трех шагах и составить свой график, который отражал бы ваши приоритеты и ценности, чтобы вы с чувством удовлетворенности оглянулись назад и поняли, что сделали правильный выбор в качестве работающего родителя.

Об авторе. Элизабет Грейс Сондерс (Elizabeth Grace Saunders) — консультант по вопросам управления временем, основатель компании Real Life E Time Coaching & Speaking, автор книг How to Invest Your Time Like Money и Divine Time Management.