читайте также
Перспективному сотруднику Адаму поручили ответственный проект, после которого он рассчитывал получить повышение и прибавку к зарплате (реальная история, имя изменено). Казалось, все просто: нужно лишь усердно потрудиться – и вопрос с назначением решен, деньги в кармане. Адам понимал, что ему нужно будет дольше задерживаться в офисе и работать по выходным, а значит, придется пожертвовать временем на общение с женой и ребенком. Он знал, что сроки предельно сжатые, а высокие ожидания и необходимость руководить людьми вызовут стресс. Но он надеялся, что его усилия будут вознаграждены и он сумеет наверстать упущенное.
Вот только повышения Адам так и не дождался. Хотя его проект был успешным, новая должность и прибавка к зарплате достались коллеге, выполнившему другой проект, столь же важный для компании. Получив похвалу за отличную работу, Адам продолжил руководить порученным проектом, но не чувствовал себя счастливым. По вечерам, стоя в пробках, он размышлял о произошедшем: столько часов было отдано этой работе — и ради чего? Его не покидало ощущение, что он зря потратил — точнее, попросту потерял — бесценное время.
Адам, конечно, прав, но исследования показывают: даже если бы он получил повышение и прибавку к зарплате, то мог бы испытывать ту же неудовлетворенность. Каким бы ни был результат наших усилий, мы ощущаем все больший дефицит времени, а те достижения, ради которых мы столько трудимся и которые, как мы надеемся, сделают нас счастливыми, не дают нужного эффекта. И, конечно, они не могут вернуть нам время, которое мы могли бы провести с семьей, друзьями или наедине с собой.
ИДЕЯ КОРОТКО
ПРОБЛЕМАСегодня огромное число людей жалуется на нехватку времени. Те, кто испытывает дефицит времени, менее счастливы и более тревожны, они чаще страдают от стресса и депрессии, реже занимаются спортом, хуже себя чувствуют. Кроме того, у них ниже производительность труда и они чаще разводятся.
РЕШЕНИЕ
Чтобы лучше контролировать свое время, планируйте его заранее и делегируйте неприятные дела, чтобы уделить больше времени приятным занятиям. На работе не стесняйтесь просить о переносе дедлайнов и старайтесь использовать все дни отпуска. Если вы руководитель, выбирайте для подчиненных не материальные, а временные поощрения.
Многочисленные данные свидетельствуют: сегодня в США рекордно малое число людей считает, что им вполне хватает времени на все. Проанализировав результаты опроса 2,5 млн американцев, проведенного Институтом Гэллапа, мы с коллегами обнаружили, что 80% респондентов не успевают сделать за день все, что им хотелось бы. Ситуация настолько серьезна, что ее можно охарактеризовать как «массовый голод» — коллективную культурную неспособность эффективно распоряжаться самым ценным ресурсом: временем.
Его нехватка наблюдается во всех экономических стратах и приводит к разрушительным последствиям. Исследования показывают: те, кому недостает времени, менее счастливы и более тревожны, они чаще страдают от депрессии и стресса. Они реже испытывают радость, меньше смеются, не так активно занимаются спортом и хуже себя чувствуют. Их производительность труда снижается; они чаще разводятся. Изучив данные опроса Института Гэллапа, мы с коллегами обнаружили, что стресс от нехватки времени бьет по уровню счастья сильнее, чем безработица.
В более широком плане из-за дефицита времени компании ежегодно несут миллиардные прямые убытки от снижения производительности труда, а косвенные издержки оцениваются в несколько раз выше. Чиновники, отвечающие за здравоохранение, называют нехватку времени одним из основных факторов развития ожирения. Исследователи оценивают расходы на лечение от стресса, вызванного дефицитом времени, в $48 млрд в год.
Парадоксально, но, несмотря на представление, что в наши дни люди работают как никогда много, данные показывают: у большинства из нас сегодня больше свободного времени, чем когда-либо в прошлом. Откуда же этот ощущаемый дефицит времени?
Похоже, все дело в деньгах. Подобно Адаму, большинство из нас попадает в ловушку убеждения, что время нужно тратить на зарабатывание денег и что именно деньги в долгосрочной перспективе сделают нас счастливее.
На деле же все наоборот. Исследования раз за разом показывают: самые счастливые люди — те, кто тратит деньги на покупку времени. Мы с коллегами провели лонгитюдное экспериментальное исследование для анализа взаимосвязей времени и денег с участием почти 100 тыс. работающих взрослых со всего мира. Наши результаты однозначно подтверждают: люди, готовые отказываться от денег ради обретения свободного времени (например, работать меньше или платить кому-то за выполнение неприятных дел), получают больше удовольствия от общения с окружающими, больше довольны своей карьерой, более жизнерадостны и в целом счастливее других.
Если в этом году вы готовы дать себе всего одно новогоднее обещание, пусть это будет обещание принимать решения в пользу времени, а не денег. Да, это нелегко: весь мир вокруг нас и даже наш собственный мозг привыкли больше ценить деньги. Но все же это реально — и далее я расскажу о нескольких эффективных стратегиях, которые вы можете взять на вооружение уже сегодня.
ПОЧЕМУ МЫ ЦЕНИМ ДЕНЬГИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВРЕМЯ
Самое очевидное объяснение современному временнóму голоду заключается в том, что мы тратим все больше часов на работу и домашние дела. Однако у этой гипотезы слишком мало подтверждений. Самые тщательные исследования того, как американцы распоряжаются временем, показывают: за последние 50 лет продолжительность досуга у мужчин возросла с шести до девяти часов в неделю, а у женщин — с четырех до восьми часов. По данным ОЭСР, в 1950 году американцы работали в среднем 37,8 часа в неделю, а в 2017-м — 34,2 часа.
Имеющиеся данные указывают на другие факторы возникновения дефицита времени: уровень дохода и финансовую нестабильность. Исследования с участием людей со средним и высоким доходом из разных культур Европы, Азии и Северной Америки дают понять: чем больше мы зарабатываем, тем больше ощущаем нехватку времени. Так, опрос более 30 тыс. респондентов в Австралии показал, что высокий уровень стресса из-за дефицита времени коррелирует с высоким доходом, и этот эффект не объясняется переработками ради денег. Это открытие кажется парадоксальным: ведь у обеспеченных людей больше возможностей, чтобы, скажем, нанять домработницу или экономить время, пользуясь такси вместо общественного транспорта.
Здесь стоит вспомнить товарную теорию, согласно которой ресурс, воспринимаемый как ценный, одновременно всегда воспринимается как дефицитный. Таким образом, чем больше нам платят за наше время, тем больше мы его ценим — и тем острее переживаем потерю каждой минуты.
Ощущение финансовой нестабильности (не зависящее от реального благосостояния) также заставляет нас больше беспокоиться об отсутствии времени. Дело в том, что люди, не уверенные в том, что в будущем они не лишатся привычной работы и зарплаты, более склонны жертвовать временем ради денег.
Несмотря на обратную зависимость между богатством и свободным временем, большинство из нас стремится заработать больше денег. В ходе нашего опроса лишь 48% респондентов заявили, что предпочли бы иметь больше времени (а не денег). Даже самая страдающая от нехватки времени группа — работающие на полную ставку родители маленьких детей — не выбивалась из этой статистики. Очень богатые люди тоже не всегда выбирали время.
Почти половина из 818 опрошенных нами миллионеров заявили, что не тратят деньги на делегирование неприятных задач. Кроме того, когда мы спросили у 98 работающих взрослых, как бы они потратили свалившиеся с неба $40, чтобы стать счастливее, лишь двое сказали, что купили бы нечто позволяющее сберечь время. А когда мы поинтересовались у 300 взрослых, состоящих в романтических отношениях, как бы они потратили те же $40 на улучшение жизни партнера, всего трое задумались о том, чтобы помочь ему сэкономить время.
Дело не в том, что люди не знают способов экономии времени: 99% участников одного опроса легко называли неприятные задачи, которые хотели бы перепоручить кому-то за плату. Но дальнейшие исследования показали, что лишь 17% респондентов действительно тратят на это деньги. И причина даже не в том, что люди не знают, чем заняться в свободные часы: большинство называет сразу несколько видов деятельности, включая хобби, которым они хотели бы уделять время; но в реальности очень немногие «покупают» время для таких занятий.
Сократить дефицит времени и счастья больше всего мешают не финансовые, а психологические факторы, а именно — ложное убеждение, будто богатство сделает нашу жизнь лучше. Даже люди с капиталом в $10 млн полагают, что для счастья им нужно существенно увеличить свое состояние.
Исследования показывают, среди прочего, что при выборе места работы люди часто переоценивают важность зарплаты и денежных премий. Им кажется, что их удовлетворение от работы будет зависеть от дохода, страховки и других финансовых выгод вроде пенсионного плана. При этом они недооценивают преимущества гибкого рабочего графика.
Когда мы с коллегами проанализировали 42 721 ответ сотрудников разных компаний на опрос Glassdoor, то обнаружили: нематериальные выгоды, такие как социальное окружение и возможность взять отпуск, влияют на удовлетворенность работой больше, чем деньги. По данным одного аналитического исследования, при прочих равных условиях сотрудники испытывают больше удовлетворения от гибкого графика и возможности взять продолжительный декретный или больничный отпуск, чем от прибавки в $60 тыс. к годовой зарплате (которая составляла в среднем $48 тыс.). Эти результаты сохраняются даже после поправок на доход, возраст, гендер, образование, отрасль, тип работодателя, размер и доход компании.
Исследования подтверждают: если зарплата человека с избытком покрывает все его базовые нужды, дополнительные суммы вряд ли сделают его намного счастливее. Увы, наши решения редко отражают истинное положение дел.
ПОЧЕМУ ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Важно отметить, что некоторые люди — особенно те, кто с трудом сводит концы с концами или не уверен в своем финансовом будущем, — все-таки чувствуют себя счастливее, когда выбирают деньги, а не время. При этом очевидно, что тем из нас, кому повезло больше, стоит пересмотреть свои приоритеты.
Чтобы понять, какие люди более счастливы и как им удается найти баланс между временем и деньгами, мы с коллегами показали тысяче участников эксперимента описания двух людей (имена в каждом случае соответствовали гендеру респондента).
Тина ценит время больше, чем деньги. Она готова жертвовать деньгами, чтобы выиграть время. Например, Тина скорее согласится меньше работать и меньше зарабатывать, чем работать дольше и иметь меньше свободного времени.
Мэгги ценит деньги больше, чем время. Она готова жертвовать временем ради денег. Например, Мэгги скорее согласится работать дольше и получать больше, чем работать меньше и иметь больше свободного времени.
Затем мы спросили у участников, на кого из этих героев они больше похожи. Зная ответ конкретного участника, мы могли предсказать, что он выберет: дешевый авиарейс с долгой пересадкой или более дорогой прямой перелет; сертификат на услуги по уборке квартиры или денежный приз.
Кроме того, мы выяснили, что те, кто больше ценит время («Тины»), в среднем старше, работают меньше, чаще берут на себя волонтерские обязанности и в целом больше проявляют гражданскую активность. Но главное — их оценки по десятибалльной шкале счастья оказываются в среднем на полбалла выше. Эта разница всего наполовину меньше того скачка в уровне счастья, который обычно наблюдается у людей при вступлении в брак.
По итогам этого и множества других исследований можно уверенно сделать ряд выводов.
Время дарит счастье. Высокий уровень счастья у «Тин» не объясняется их доходом, образованием, возрастом, семейным положением, количеством живущих с ними детей или числом рабочих часов в неделю. Решающую роль здесь играет именно способность ценить время.
Когда мы с коллегами опросили более 6 тыс. работающих взрослых в Нидерландах, Дании, США и Канаде, оказалось, что больше довольны жизнью те из них, кто тратит деньги на услуги, сберегающие время. Приобретение таких услуг помогает респондентам справляться со стрессом и меньше переживать из-за большого числа дел — даже когда речь идет об относительно небольших и разовых услугах.
Время социально. Три исследования, проведенные мною совместно с профессором Элизабет Данн из Университета Британской Колумбии, показали, что люди, ценящие время превыше денег, чаще общаются с коллегами. В одном эксперименте они уделяли новому сотруднику на 18% больше времени, чем те, у кого в приоритете деньги. Это очень важно, поскольку другие ученые доказали, что даже мимолетное общение помогает существенно снизить стресс и делает человека счастливее.
В ходе другого исследования с участием почти 40 тыс. американцев выяснилось: если на выходных люди совершали покупки, сберегающие время, они проводили на полчаса больше времени с семьей и друзьями. Это, в свою очередь, делало их счастливее — не только потому, что они больше общались, но и потому, что получали от этого общения больше удовольствия.
Проведя девять исследований с участием 4300 американцев, состоящих в стабильных романтических отношениях, мы с коллегами убедились, что когда люди ценят время больше денег, это сближает их. Пары, которые тратили деньги на услуги, сберегающие время, проводили вместе больше приятных минут и были больше довольны отношениями. Если партнеры испытывали стресс, справиться с ним им лучше помогали покупки, позволяющие сэкономить время (например, заказ еды с доставкой), чем покупки ради впечатлений (например, поход в уютный ресторан, который требует планирования, принятия решения и поездки). Приобретения, позволяющие сберечь время, помогали даже сгладить обиду на невнимательность партнера. Иными словами, оплатив услуги по уборке квартиры, вы можете сделать для вашего брака не меньше, чем научившись выслушивать вторую половину!
Фокус на времени помогает выстроить успешную карьеру. Людям, ценящим свое время, чаще удается выстроить комфортную для себя карьеру. Одно из исследований, проведенных мною совместно с Элизабет Данн, показало: те выпускники вузов, которые считали своим приоритетом время, чаще выбирали карьерный путь, отвечавший их истинным желаниям, и в результате год спустя оказывались намного счастливее. Это не значит, что они работали меньше. Если человек действительно любит свою работу и она делает его счастливее, он меньше страдает от стресса, трудится продуктивнее, проявляет творческий подход и реже задумывается об увольнении.
ПОЧЕМУ ЦЕНИТЬ ВРЕМЯ ТАК ТРУДНО
Если решить проблему временнóго голода так легко (нужно всего лишь принимать решения в пользу экономии времени), почему же мы до сих пор испытываем такой стресс?
Я изучаю счастье. Я как никто другой должна понимать, что не стоит жертвовать отдыхом ради работы и денег. И все же не могу избавиться от ощущения, будто я постоянно должна быть на связи, чтобы вовремя реагировать на рабочие задачи. Из-за этого я все время пишу письма или говорю по телефону: и по дороге в офис, и в спортзале, и на пляже, и даже во время сафари. Меня даже заставали в раздевалке фитнес-клуба строчащей что-то на ноутбуке. Признаюсь: я успела полтора часа поработать даже на собственной свадьбе.
Если годы исследований баланса времени и денег чему-то меня и научили, так это тому, что не только я неоптимально распоряжаюсь временем — так поступают все вокруг. Дело в том, что в этой сфере вообще тяжело мыслить рационально. Возможно, это даже не свойственно человеку.
У нашей неоправданной погони за богатством есть множество причин, которые можно отнести к двум категориям.
Поведенческие факторы. Деньги кажутся людям привлекательнее свободного времени из-за нескольких когнитивных искажений. Например, американцы считают, что постоянная занятость человека свидетельствует о его высоком статусе. Желание ощущать свою важность — мощный стимул, который, однако, может идти вразрез с нашими интересами.
Мои исследования показали: люди испытывают более сильное чувство вины, когда тратят деньги ради экономии времени, чем когда покупают что-то материальное. Заплатив кому-то за выполнение неприятной для нас работы, мы упрекаем себя в лени — а потому редко решаемся на этот шаг.
Кроме того, мы склонны переоценивать количество времени, необходимое для приятных занятий, и из-за этого неэффективно используем свободные минуты. А ведь всего пять минут дружеского разговора с коллегой или 20 минут на тренажере могут поднять настроение больше, чем кажется.
Наконец, мы подвержены искажению будущего времени — убеждению, что когда-нибудь потом у нас будет больше времени, чем сейчас. В итоге мы решаем пойти на жертвы сегодня, надеясь выкроить побольше времени в будущем. Разумеется, этого не происходит, и мы вновь и вновь повторяем ту же ошибку.
Организационные факторы. Кадровики могут считать, что они не в силах повлиять на отношение сотрудников к своему времени и деньгам, однако масса исследований показывает: организационные факторы во многом определяют восприятие времени; они могут усилить стресс, ослабить социальные связи и сделать людей несчастнее.
Многолетние научные изыскания подтверждают: финансовые стимулы побуждают работать лучше, но при этом вселяют в людей одержимость деньгами. Проведя шесть исследований, профессор Нью-Йоркского университета Джулия Хур выяснила, что сотрудники, которым доплачивали за высокие результаты, демонстрировали бóльшую жажду денег и прилагали значительно больше усилий, стремясь получить премию. Вместе с тем они чаще замыкались на себе и реже жертвовали деньги на благотворительность (то есть отказывались от тех дел, которые, как известно, делают людей счастливее).
Основываясь на этом исследовании, мы с Джулией и моей студенткой Элис Ли-Юн проанализировали общедоступные данные о том, на что американцы тратят свое время, чтобы понять, как премии за производительность меняют поведение человека вне работы. Оказалось, что сотрудники, получающие такие премии, тратили намного меньше времени на общение с друзьями и семьей и гораздо больше — на клиентов и коллег. Результаты не зависели от отрасли и продолжительности рабочего дня.
Дополнительные исследования подтвердили наши выводы, а также показали, что люди, получающие доплату за производительность, склонны проводить время не с семьей и друзьями, а со знакомыми по работе, поскольку эти отношения казались им более «продуктивными» и «полезными» для достижения успеха. Однако такое общение не доставляло сотрудникам особого удовольствия. Независимо от уровня зарплаты и типа должности эти люди утверждали, что были бы более счастливы, если бы встречались с друзьями. И все же они этого не делали.
Еще один фактор, усугубляющий временной стресс, — корпоративные политики, заставляющие людей думать о денежном эквиваленте времени. Сотрудники с почасовой оплатой чаще относятся к времени как к деньгам и больше беспокоятся о его экономии и эффективном использовании. В ходе одного эксперимента профессор Калифорнийского университета в Беркли Дана Карни и профессор Стэнфорда Джефф Пфеффер выяснили, что от одной лишь просьбы подсчитать размер своей почасовой зарплаты в крови участников значительно повышается уровень кортизола — гормона стресса. Исследование профессора Школы менеджмента Андерсона Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Сэнфорда Дево и его бывшего аспиранта Джулиана Хауса показало: просьба рассчитать экономическую ценность своего времени вызывает у людей беспокойство, мешает им наслаждаться досугом и отбивает желание безвозмездно помогать окружающим. В ходе очередного исследования мы с Элизабет Данн выяснили, что после таких просьб люди не хотят тратить даже пару секунд на заботу об окружающей среде — сдачу отходов в переработку.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Даже если ваш мозг и ваш работодатель сообща внушают вам, что деньги предпочтительнее свободного времени, всего несколько повседневных действий помогут вам сместить акцент. Описанные далее простые стратегии снизят дефицит времени и вернут вам контроль над ситуацией.
1. Личные дела
Планируйте время на будущее. Наши предварительные результаты указывают на то, что в отношении досуга люди склонны к спонтанности: мы не хотим, чтобы наше свободное время было расписано по минутам. Поэтому мы, например, оставляем выходные на волю случая — и в итоге тратим их впустую. В действительности же мы становимся счастливее, когда действуем по плану, избегая пассивного времяпрепровождения.
Будьте активнее. Личные увлечения вроде волонтерства, общения и занятий спортом порой преображают людей. Наше исследование показало, что активный отдых помогает справиться со стрессом, вызванным нехваткой времени, значительно лучше, чем пассивный (просмотр телепередач или обычная релаксация). Когда мы с профессором Полом Сметсом из Маастрихтского университета, профессором Рене Беккерсом из Амстердамского свободного университета и профессором Майклом Нортоном из Гарвардской школы бизнеса провели исследование в Нидерландах, сравнив миллионеров и людей со средним годовым доходом в $37,5 тыс., то оказалось, что миллионеры счастливее — но не только потому, что они богаче. Они уделяли активному отдыху на 30 минут в день больше, а пассивному — на 40 минут меньше.
ВЗГЛЯД ВДАЛЬ
Нам стоит чаще задумываться о том, как наши решения, касающиеся времени и денег, скажутся на нашем счастье в долгосрочной перспективе. Если мы выберем высокооплачиваемую должность с 80-часовой рабочей неделей, через какое-то время наши личные отношения и наше счастье наверняка окажутся под угрозой. По моим данным, выпускники вузов, выбравшие работу с высокой зарплатой и минимумом свободного времени, спустя год-два становятся намного менее счастливыми. В дальнейшем негативные последствия столь важных жизненных решений лишь усугубляются. Крайне важно думать о том, каких целей (помимо зарабатывания денег) вы хотите достичь в ближайшие 5—10 лет. Вы планируете завести детей? В таком случае вам стоит чаще предпочитать время деньгам, чтобы не разорваться между работой и личной жизнью. Помните: ваши ценности будут меняться в течение жизни. Мои данные показывают, что с возрастом, осознав, что времени остается все меньше, люди при принятии решений начинают предпочитать время деньгам. Другие ученые выяснили: становясь старше, люди начинают больше стремиться не к деньгам, а к получению важных для себя эмоций.Ешьте дольше. Недавно мы с Роменом Кадарио, профессором Парижской школы менеджмента IÉSEG, расспросили 12 тыс. взрослых французов и американцев об их обеденных привычках и выяснили, что французы в среднем проводят за едой намного больше времени. Американцы дольше выбирают блюда, чем наслаждаются ими. Французы же смакуют пищу и получают от нее больше удовольствия — что, в свою очередь, снижает их уровень стресса.
Знакомьтесь с новыми людьми и помогайте окружающим. Начать разговор с незнакомым человеком непросто, однако подобные случайные беседы делают нас намного счастливее. Волонтерство же приносит не только счастье, но и ощущение избытка времени. Это кажется парадоксальным: ведь оно отнимает время; однако готовность уделить пару часов другим людям дает чувство контроля над временем.
Чаще восхищайтесь прекрасным. Я говорю о том тихом восторге, который мы испытываем, увидев нечто грандиозное и величественное — например, панораму Тихого океана. Это тоже дает нам ощущение избытка времени — вот почему прогулки по живописным местам, отдых в тропиках, да и просто долгий взгляд в голубое небо так хорошо помогают нам восстановиться.
Берите более продолжительный отпуск. Этот совет кажется очевидным — однако многие люди (особенно в США) не используют все заслуженные дни отдыха. Вероятно, это связано с тем, что возможность не пойти на работу или позволить себе отпуск ассоциируется с низким статусом: важный человек слишком занят для всего этого. Однако первые результаты исследования, проведенного мною и моей студенткой Ханне Коллинз, показывают: сотрудники, использовавшие больше дней отпуска, больше довольны своей жизнью. Этот эффект сохраняется после поправок на возраст, гендер, семейное положение и количество рабочих часов. Несмотря на это, 15% работающих людей утверждают, что за последний год не отгуляли ни одного дня отпуска, и лишь 40% заявили, что полностью использовали оплачиваемый отпуск.
2. Приобретение времени
Размышляя, как потратить деньги, чтобы стать счастливее, многие мечтают вложиться в приятные впечатления вроде отдыха на Гавайях. Но важно подумать еще и о том, как избежать негативных переживаний в повседневной жизни. По моим наблюдениям, это вызывает у людей серьезные трудности; но есть несколько советов, которые вам помогут.
Делегируйте дела. Шеринговая экономика дала жизнь фирмам вроде Angie’s List, Rent the Runway Unlimited и TaskRabbit, благодаря которым можно «покупать» свободное время, поручая нелюбимые дела кому-то другому. Сегодня вы можете нанять человека, чтобы тот вместо вас выгулял собаку, собрал мебель, подобрал одежду, отвез детей в спортивную секцию, прибрался в доме или даже постоял в очереди за билетами. Однако многие не решаются прибегать к таким услугам, считая это расточительством. Подобные взгляды возникают как раз из-за привычки ценить деньги превыше всего. На самом же деле, расставшись с деньгами ради экономии времени, например, на шопинге, уборке и стирке, можно уменьшить стресс и стать счастливее — даже если ваши доходы невелики (см. врезку «Время, деньги, привилегии и чувство вины»). Одно замечание: мое текущее исследование показывает, что, делегируя слишком много дел, люди ощущают потерю контроля над своими планами и разочаровываются.
Тщательно обдумывайте, что именно делегировать. Зачастую мы испытываем неприязнь не к какому-то делу в целом, а лишь к некоторым его моментам. Так, в ходе исследования с использованием приложения Joy для смартфонов мы с Элизабет Данн выяснили, что потребители получают больше удовлетворения от сервисов еды по подписке (вроде Blue Apron и HelloFresh), чем от сервисов доставки еды. На наш взгляд, причина в том, что большинство людей любит готовить — но им надоедает всякий раз придумывать меню и ходить в магазин за определенным количеством необходимых продуктов. Это подводит нас к выводу: нужно делегировать именно те дела или задачи, которые кажутся вам особенно муторными. Так вы сможете уделять больше времени приятным занятиям.
Меньше сравнивайте цены в процессе шопинга. Время, затраченное на поиск лучшего ценника, зачастую дороже, чем любая денежная выгода. Поездка на дальнюю заправку за дешевым бензином или скитания по магазинам в поисках скидок на нужную одежду едва ли окажутся оправданными. Даже бронирование самых дешевых авиабилетов не всегда имеет смысл: перелеты с пересадками съедают уйму времени (особенно если стыковочный рейс отменяется или переносится), а экономия денег при этом не так уж велика. Постарайтесь учитывать, помимо цены, и другие факторы. Совершенно нормально потратить чуть больше денег, но сберечь время.
Покупайте лучшее время. Делегировав скучные дела, посвятите свободное время тому, что доставляет вам больше всего удовольствия, например общению с близкими. Не стоит просто лежать на диване. И каждый раз, открывая кошелек, спрашивайте себя: «Поможет ли мне эта покупка лучше распорядиться своим временем?» Если нет, задумайтесь, стоит ли на нее тратиться.
3. Рабочие дела
Казалось бы, на работе трудно выкроить дополнительное время, однако есть немало способов изменить повседневный рабочий график в лучшую сторону.
«Покупайте» время, которое проводите в пробках. Попробуйте раз в неделю добираться до работы на общественном транспорте или Uber. Не находясь за рулем, вы сможете использовать для досуга (например, чтения книг) даже время, проведенное в пробках. В пробке можно и поработать, чтобы вечером уйти из офиса пораньше и уделить больше времени семье и друзьям. Даже если вы будете выигрывать таким образом всего один час в неделю, за год наберется немало сэкономленного времени.
Просите больше времени. Ощущение его нехватки во многом порождается слишком сжатыми сроками работы. Простое, но действенное решение — попросить о переносе дедлайна. Мы с докторанткой Гарвардской школы бизнеса Чэвон Юн и профессором Бизнес-колледжа Фишера Университета штата Огайо Грантом Доннелли провели 10 исследований с участием тысяч менеджеров и их подчиненных и выяснили: сотрудники, которым не хватает времени, избегают просить о продлении сроков даже в тех случаях, когда отсрочка явно возможна. Они (особенно женщины) опасаются, что из-за такой просьбы будут выглядеть некомпетентными и немотивированными, — хотя наши данные указывают на то, что так бывает далеко не всегда и люди просто переоценивают возможную негативную реакцию руководства.
При слишком жестких сроках и нежелании просить об отсрочке сотрудники выполняют работу хуже, не получают от нее удовлетворения и разочаровывают начальство (то есть добиваются именно того, чего пытались избежать). Стало быть, если дедлайн неудобен и его вполне можно перенести, правильнее будет попросить об отсрочке: босс наверняка пойдет вам навстречу. Что еще важнее, отсрочка даст вам шанс проявить себя. Если же вы сами руководитель, постарайтесь сделать так, чтобы подчиненные не боялись просить о разумном переносе дедлайнов ради лучшего качества работы.
Учитесь отказывать, но не ссылайтесь на нехватку времени. В условиях дефицита времени может возникнуть соблазн начать отклонять все просьбы — как рабочие, так и личные. Еще больше искушение отказывать, ссылаясь на занятость. Но социальные издержки подобных оправданий слишком велики. В ходе недавнего исследования мы с Грантом Доннелли, а также докторанткой Гарвардской школы бизнеса Энн Уилсон и профессором Майклом Нортоном выяснили, что люди, ссылающиеся на занятость, не вызывают у окружающих симпатию и доверие. Дело в том, что время считается ресурсом, который поддается личному контролю (ведь у каждого человека в сутках ровно 24 часа). Наши данные показывают, что люди куда более благосклонно относятся к тем, кто объясняет свой отказ нехваткой денег — или вообще никак не объясняет. Если у вас действительно нет времени, дайте понять, что вы не властны над ситуацией: например, связаны семейными обязательствами или уезжаете в командировку.
ЧЕМ МОГЛИ БЫ ПОМОЧЬ РАБОТОДАТЕЛИ
Если отдел кадров поможет сотрудникам экономить время и даст кандидатам понять, что компания заботится о том, чтобы людям хватало времени, это позволит привлечь и удержать лучших специалистов.
Поощряйте сотрудников временем, а не деньгами. И мои, и чужие исследования указывают на эффективность такого подхода: сотрудники, которым позволяют взять отгул, более вовлечены в работу, креативны и продуктивны. Увы, многие из нас не используют даже положенные дни отпуска, а при выборе между временны́ми и материальными поощрениями большинство сотрудников предпочитает последние.
Недавно я собрала данные о 207 компаниях (где работает в общей сложности более 200 тыс. американцев), внедривших программы поощрения за результат. 37% из них предлагали сотрудникам оплатить премиальными баллами услуги, сберегающие время, например клининговые. Этой возможностью воспользовались всего 3,2% сотрудников, в то время как на материальные покупки, например книги с Amazon, баллы потратили 67% (кроме того, 16,5% оплатили баллами новые впечатления, а 13,3% пожертвовали их на благотворительность).
Возможно, стоит ограничить сотрудников в выборе. Ученые из Стэнфордского университета провели пилотное исследование, в рамках которого врачей поощряли сертификатами на сберегающие время услуги. По словам врачей, получивших такие сертификаты, им удалось улучшить баланс между работой и личной жизнью; кроме того, по сравнению с другими докторами им меньше хотелось уволиться. Таким образом, если вы хотите помочь сотрудникам экономить время, не стоит предлагать им выбор между временны́ми поощрениями и другими вариантами.
Покажите денежную ценность временных поощрений. Еще один подход — сделать так, чтобы люди, привыкшие все мерить деньгами, увидели финансовый эквивалент экономии времени. Один директор по кадрам из Кремниевой долины объяснил мне: «Чтобы побудить людей присылать резюме на вакансии с небольшой зарплатой, но длительным отпуском, мы должны продемонстрировать весь компенсационный пакет, а не только оклад. Нужно показать денежный эквивалент предлагаемой медицинской страховки, поддержки сотрудников с детьми, субсидий на транспорт, отпусков, больничных — и общую сумму выгоды. Так кандидат сможет оценить, что он получит на самом деле».
Чтобы проверить, повышает ли интерес сотрудников к нематериальным поощрениям указание их денежной стоимости, мы с коллегами провели восемь исследований с участием более 3 тыс. американцев. Когда потенциальным кандидатам предложили почти идентичные вакансии, отличавшиеся зарплатой ($100 тыс. против $90 тыс.) и продолжительностью отпуска (две недели против трех), подавляющее большинство (75%) предсказуемо предпочло вариант с более высокой зарплатой. Но когда участникам указали на денежный эквивалент отпуска, голоса разделились поровну.
В другом исследовании потенциальным кандидатам предложили на выбор две вакансии с зарплатой $100 тыс. Вакансия А предполагала четыре дополнительных льготы, вакансия В — три. Неудивительно, что более 80% респондентов в контрольной группе выбрали вариант А. Но когда в описание вакансии В добавили денежный эквивалент льгот, а описание вакансии А осталось без изменений, 50% участников предпочли вариант В — хотя при том же окладе там было меньше льгот! (Одно замечание: этот прием не работает в случае с вакансиями начального уровня с очень низкой зарплатой; это подтверждают и другие исследования.)
Позиционировать время как деньги — вероятно, весьма перспективная стратегия привлечения кадров, ведь все исследования говорят о том, что указание денежного эквивалента льгот улучшает отношение к организации. По мнению кандидатов, такие работодатели действительно заботятся о сотрудниках и о том, чтобы работа не наносила ущерб их личной жизни. Такой подход также позволяет повысить многообразие. Женщины часто считают ответственные должности достижимыми, но не слишком желанными. Простое и незатратное изменение поможет вам привлечь больше кандидаток, сделав компанию в их глазах более комфортным местом работы для семейных людей.
ВРЕМЯ, ДЕНЬГИ, ПРИВИЛЕГИИ, ЧУВСТВО ВИНЫ
Разве возможность отказаться от денег в пользу времени — не привилегия богачей? На самом деле нет. Конечно, у тех, кто еле сводит концы с концами или вынужден на всем экономить, редко появляется такая возможность. Однако даже в развивающихся странах значительная часть населения располагает свободными деньгами и может распоряжаться ими по-разному. В ходе исследований мы с коллегами раз за разом убеждались: чтобы стать счастливее, человеку достаточно потратить на экономию времени (а не на покупку вещей) всего $40. Для сравнения вспомним, что в 2017 году средний американец тратил на кофе около $3 в день, или $1110 в год. Отказавшись от кофе всего на две недели, любой житель США вполне мог бы заказать час уборки квартиры через TaskRabbit.
При этом многие продолжают считать, что подобный аутсорсинг — удел избранных, и стыдятся пользоваться такими услугами. Нам вообще неловко просить кого-то о помощи — даже за плату. По моим данным, делегируя неприятные дела, мы думаем, что обременяем людей, несмотря на то, что это их работа. Кроме того, мы не хотим, чтобы окружающие знали, что мы платим за повседневные услуги вроде уборки и готовки: якобы все решат, что мы не справляемся сами. Однако мои исследования показывают: находя способы выкроить побольше времени для себя, мы становимся и счастливее, и продуктивнее.
Если же вам все еще неловко покупать время таким способом, попробуйте попросить его в подарок. А если вы сами ищете кому-то подарок, знайте: подарки, помогающие сэкономить время, кажутся людям более осмысленными и приятными, чем те, что экономят их деньги. Одна поправка: если сберегающий время подарок укажет на тот факт, что ваш партнер всегда выполняет больше работы по дому, чем вы сами, он может вызвать обратный эффект. Такие подарки уместнее в профессиональных кругах и в отношении тех занятий, которые человеку не нравятся. Скажем, если кто-то обожает сам гладить вещи, сертификат на услуги по чистке одежды порадует его не так, как человека, который ненавидит возиться с бельем.
И все же наши исследования доказывают: чем меньше человек зарабатывает, тем счастливее делают его сберегающие время покупки (если он на них решается). Мы видим причину в том, что малообеспеченные люди часто тратят больше времени на дорогу, ожидание транспорта и подработки, чем те, кому не приходится на всем экономить. Вопреки расхожему мнению, приобретение сберегающих время услуг приносит особенно большую пользу именно тем, кто живет у черты бедности или даже за нею.
Если мне так и не удалось убедить вас, что покупка времени за деньги — не привилегия богатых, приведу другие данные. Мы с Колином Уэстом из Школы менеджмента Андерсона Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе проводим масштабное исследование в Кибере — одном из самых больших и бедных районов в мире, расположенном в Найроби, столице Кении. Работающие женщины Киберы тратят по 40 часов в неделю на работу по дому и прочий неоплачиваемый труд. Только ручная стирка белья и присмотр за ним во время сушки (чтобы не украли) отнимает до 10 часов каждую неделю. И даже в этих трущобах, где женщины зарабатывают в среднем $5 в день, существует рынок услуг, сберегающих время. Иногда эти женщины платят другим, чтобы их белье постирали или отнесли в прачечную. Кроме того, они за деньги посылают других за овощами, чтобы не тратить время на поход на рынок. В своем исследовании мы выясняем, какие подарочные сертификаты сделают жительниц Киберы счастливее и продуктивнее: на сберегающие время услуги (готовку и стирку) или на товары (продукты для готовки). Мы полагаем, что первый вариант. Эта гипотеза согласуется с наблюдением, что дефицит времени часто сопровождает бедность.
При этом государство часто недооценивает важность услуг, сберегающих время, для небогатых людей. Когда мы с Колином опросили группу из 40 студентов программы Гарвардской школы управления имени Кеннеди по госполитике, какая инициатива, по их мнению, скорее повысит уровень жизни женщин: помогающая им сберечь время или приносящая им больше денег, — лишь 10% будущих политиков выбрали первую.
Существует дискуссия о том, достаточно ли этично относятся к работникам разные площадки экономики свободного заработка, чтобы люди были готовы приобретать их услуги. Мои исследования не касались вопросов этики, однако я нашла свидетельства того, что клиентам важно, чтобы тем людям, чьими услугами они пользуются, хорошо платили. Если потребитель уверен, что исполнитель доволен своей работой и получает достойную зарплату, ему не будет неловко поручать тому свои дела и таким образом покупать себе время. Один эксперимент показал, что внимание потребителей к сберегающим время услугам чаще привлекала та реклама, в которой перечислялись преимущества для работников, а не та, где были названы плюсы для клиентов. Похоже, у компаний, предлагающих работникам достойные условия труда и зарплату, больше шансов завоевать рынок.
С тех пор как профессор Гарвардской школы бизнеса Лесли Перлоу ввела в обиход термин «временной голод», прошло почти 20 лет. За это время мы многое узнали о психологических предпосылках дефицита времени. Пора применить эти знания на практике. В недавней статье в HBR профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер и декан Нитин Нория писали: «Каждый руководитель знает: время — самый дефицитный ресурс. Крайне важно уметь правильно его распределять». Я бы сказала, что важнейший критерий правильного распоряжения временем — то, насколько мы ценим его по сравнению с деньгами.
Время с трудом поддается учету: его легко потратить или просто потерять. При этом ему уделяют намного меньше внимания, чем деньгам. Мало кто тщательно планирует каждый выдавшийся час досуга. Нас беспокоят расходы на ежедневную чашку кофе и общая сумма таких необязательных трат — но нам стоило бы не меньше переживать и из-за всех тех минут, которые мы бездумно пускаем на ветер, хотя они могли бы сделать нас счастливее. Мало кто разрабатывает стратегию, как выкроить большое количество времени, чтобы посвятить его интересному проекту или отпуску с семьей.
Давайте пообещаем себе в новом году относиться ко времени так же внимательно, как к деньгам и работе. Прежде чем совершить очередную покупку, задумайтесь: поможет ли она вам лучше распорядиться временем? Принимая очередное рабочее решение, представьте, как оно повлияет на время, которое вы проводите с близкими, и вспомните, сколько радости вам приносит это общение. Напоминайте себе, что «когда-нибудь потом» у вас не появится больше времени. Это иллюзия!
Если вы руководитель, задайтесь вопросом, какие сигналы подают поощрения и премии вашим подчиненным. Спросите себя: легко ли вашим сотрудникам просить о переносе сроков сдачи проекта, экономить время в пробках и в командировках, бороться со стрессом и повышать производительность? Данные, собранные мною за много лет в разных странах, свидетельствуют: счастье и здоровье — ваше и вашей организации — зависят от компромиссов, на которые вы идете каждый день (и на которые при вашей поддержке идут сотрудники).
Да, фокус на финансовых выгодах привел к экономическому росту, но это обошлось нам дорого. Все мы — и начальники, и подчиненные — должны научиться отказываться от денег в пользу времени. Время — особенный ресурс. Научившись его ценить, мы сможем ответить на фундаментальные вопросы: как сделать счастливым каждого человека и общество в целом и как нам всем избежать стресса в повседневной жизни.
Об авторе. Эшли Уилланс (Ashley Whillans) — доцент Гарвардской школы бизнеса.