читайте также
От редакции. 2019-й подошел к концу, и мы хотим, чтобы он запомнился вам самыми интересными статьями, которые выходили в этом году на страницах Harvard Business Review Россия. До 13 января 2020 года материалы из нашего новогоднего дайджеста можно читать бесплатно.
Статья Далай-ламы о том, как сделать мир лучше
Я считаю, что наша склонность смотреть друг на друга, используя слова «мы» и «они», вытекает из незнания нашей взаимозависимости. Мы участники одной и той же мировой экономики, мы зависим друг от друга, и изменения климата и окружающей среды касаются всех нас на глобальном уровне. Более того, мы все люди, мы физически, умственно и эмоционально одинаковы.
Посмотрите на пчел. У них нет конституции, полиции или моральной подготовки, но они работают вместе, чтобы выжить. Хотя они могут иногда выяснять отношения, колония выживает благодаря сотрудничеству. С другой стороны, у людей есть конституции, сложные правовые системы и полиция. У нас незаурядный интеллект и огромная способность к любви и привязанности. Но несмотря на наши многочисленные экстраординарные качества мы, похоже, выглядим менее склонными к сотрудничеству. В организациях люди тесно работают каждый день. Но многие все равно чувствуют себя одинокими и испытывают стресс. Мы социальные существа, но нам не хватает ответственности по отношению друг к другу. Нам нужно спросить себя: «В чем же дело?» Читать статью
«Инноватор должен быть нетерпеливым»: Малкольм Гладуэлл о том, как искать оригинальные идеи
Я покупаю огромное количество книг на самые разные темы и читаю их в произвольном порядке, надеясь найти то, что натолкнет меня на какие-то мысли. Предпочитаю биографическую литературу, но мне интересно не жизнеописание исторических личностей, а их окружение, странные события, источники, из которых эти люди черпали свои идеи. Я воспринимаю их как продолжение моего сознания, поэтому не держу в голове то, что из них узнал. Зачем? Факты, имена и идеи хранятся в книгах, и я возвращаюсь к ним как к воспоминаниям — это уголки сознания, в которых лежит то, что мне нужно для работы. Если в процессе чтения у меня рождаются идеи, я делаю пометки на полях. Иногда я перечитываю книгу, чтобы восстановить идеи в памяти, и это дает мне новую пищу для размышлений. Все прочитанные книги я держу при себе и редко отправляюсь в поездки без литературы. Я тоже жертва информационного шума, от него невозможно отгородиться. Но я всегда задаю себе вопрос: «Что я делаю не так, как остальные?» Мне довольно комфортно находиться в позиции аутсайдера — если я делаю что-то иначе, то я на правильном пути. А если повторяю за остальными, значит, свернул не туда. Читать интервью
Человек Безнадрывный: как в современных россиянах уживаются амбициозность и желание не уставать
«Без надрыва» — это новая история о потребителях. Она иллюстрирует, как трансформировалось восприятие жизни, представление об успехе, работе и отдыхе у современного человека. Мы имеем дело с новой философией, где образ успеха — это умение легко и без усилий получать все. Легкость стала требованием времени: если тебе тяжело, значит ты выбрал неэффективный путь. Поэтому наиболее важными личными качествами человека стали гибкость и интеллект. Для достижения своей цели ты должен уметь договориться, а не развязывать войну, — это и есть проявление ума... В современной парадигме можно говорить о том, что Work-Life balance вступил в жесткую конкуренцию с карьеризмом. Все больше людей переходят на сторону «Без надрыва». Этот тренд проявляется в отказе от напряжения в любом его проявлении, легализуя лень и спокойное отношение к жизни. Человек Безнадрывный считает, что мешки под глазами выдают неэффективного человека. Ты должен работать с удовольствием, быть счастливым, гармоничным и при этом успешным — вот основа новой философии. Читать статью
Татьяна Бакальчук: «Мы не хотим, чтобы нас воспринимали как русский Amazon»
До 10 заказов в секунду, 3 млн посетителей в день, около 120 млрд руб. выручки в год. Компания Wildberries — крупнейший онлайн-ритейлер России. Татьяна Бакальчук, бывший преподаватель английского языка, основала проект в 2004 году — одеждой в интернете она начала торговать, находясь в декретном отпуске. Позже к бизнесу присоединился муж Татьяны — Владислав. Сегодня журнал Forbes оценивает состояние Татьяны Бакальчук, которая считается единственной владелицей Wildberries, в $1,2 млрд. Супруги Бакальчуки по сей день принимают активное участие в управлении компанией. В офисе у них нет отдельных кабинетов, они работают в опенспейсе вместе с другими сотрудниками.
Бизнес Wildberries растет быстрее, чем у других российских онлайн-ритейлеров. Рост во многом связан с тщательной шлифовкой бизнес-процессов. Руководители компании отказываются от всего, что не приносит дохода, и инвестируют в направления, которые представляют наибольшую ценность для партнеров и клиентов. О том, какие идеи и проекты двигают бизнес Wildberries, генеральный директор компании Татьяна Бакальчук рассказала в интервью HBR Россия. Читать интервью
Дмитрий Зимин: «Есть что-то общее в удовольствии от зарабатывания и от траты денег»
Я позволю себе сказать о некотором беспокойстве за судьбу всей человеческой цивилизации. В публичном пространстве это как-то уместнее, чем говорить о беспокойстве за судьбу моих внуков. Сейчас в мире существует чуть менее двухсот государств, часть из которых обладает ядерным оружием. Представьте себе, что в этих странах живут патриоты, самозабвенно любящие свои государства и ненавидящие соседей. Такой мир неустойчив и очень опасен. Особую опасность представляют авторитарные ядерные государства с имперской наследственностью. И потому основная задача образованных людей, интеллигенции в нашей стране — просвещение общества, воспитание, которое позволит пробудить в каждом человеке чувство любви не только к отечеству, но и к человечеству. Я понимаю, что это мало реально. Но тогда мало реально и длительное существование нашей цивилизации.
И еще. Любовь к отечеству совсем не то же, что любовь к государству, к власти. Власть надо не любить, а контролировать. Любовь к власти — это извращение. Лев Толстой считал такой вид патриотизма рабством.
А что меня радует? Все остальное. Читать интервью
Компанию Playrix мы с моим старшим братом Игорем создали в 2004 году. Мы тогда жили в Вологде и занимались разработкой игр для компьютеров, а потом и для мобильных устройств. Изначально наша компания ничем не отличалась от других — все сотрудники работали в одном офисе. Когда штат вырос до 100 человек, искать новых людей стало труднее. Мы начали привлекать разработчиков из других городов, к нам приезжали даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Но это было промежуточное решение — далеко не все профессионалы соглашались на релокацию, и нужен был другой выход. Скажем, переехать в какой-то крупный город, как часто делают региональные предприниматели. Но собрать всех специалистов в одном месте все равно непросто. Тогда в качестве эксперимента мы решили сотрудничать с людьми дистанционно. Сначала привлекли художников из других городов, и с ними удалось сработаться. Потом появились удаленные программисты, аналитики, геймдизайнеры. Мы поняли, что так можно работать вообще с любыми специалистами. Читать статью
Нобелевский лауреат Даниэль Канеман о том, почему вы ошибаетесь
В западном мире широко усвоена концепция якорения — это феномен зацикливания на том, что уже попало в ваш фокус внимания. Мозг ленится искать другие аспекты, повороты и даже слова. Многие знают и о так называемой ловушке доступности: мы оцениваем вероятность некоего события по тому, насколько легко в памяти всплывает нечто аналогичное. Это искажение заставляет нас, например, придавать непропорционально большой вес свежим новостям, которые мы попросту еще не успели забыть. Наиболее доступная информация затмевает все остальное.
Но есть и когнитивные ловушки, в которые люди попадают постоянно, но о них почему-то мало кто осведомлен за пределами круга специалистов. Приведу пример. Допустим, кто-то описывает знакомого: «Парень довольно робкий, некоммуникабельный, но всегда готов помочь, скромный, любит порядок и вечно зацикливается на мелочах», а потом спрашивает: «Угадай, кто он по профессии: фермер или библиотекарь?». И большинство людей отвечает: «библиотекарь» — хотя ни для кого не секрет, что мужчин-библиотекарей в США намного меньше, чем фермеров. Люди попадают в ловушку, пренебрегая базовой и хорошо известной им статистикой. Мы, психологи и бихевиористы, всячески продвигали понимание этого искажения, объясняя и показывая, насколько оно вездесуще. Хотелось бы, чтобы люди усвоили этот концепт повсеместно, потому что именно ловушки такого рода мешают нам правильно оценивать вероятности. Читать интервью
Почему ваш начальник ведет себя отвратительно
Вечером после выездной встречи по определению стратегического развития компании команда руководителей отправляется в хороший местный ресторан. Они предвкушают совместный ужин, однако генеральный директор недоволен предложенным столиком и требует, чтобы их пересадили. «Мой помощник обычно резервирует другой», — говорит он. Молодой официант быстро находит менеджера, который объясняет, что в ресторане нет других свободных столов. Собравшиеся пытаются приступить к ужину, однако директор снова их прерывает. «Меня одного бесит этот вид? Почему стройка идет именно сегодня?» — негодует он. Официант пытается что-то объяснить, но безуспешно. «Вам стоило бы поработать над уровнем обслуживания», — заключает директор. В воздухе повисает напряжение. Когда официант уходит, кто-то едко шутит о его профпригодности. Генеральному это нравится, и в ответ он тоже отпускает уничижительную шутку.
Если бы вы были на этом ужине, вы бы показали директору, что не одобряете его слов и манеры поведения? Попытались бы подать лучший пример? Или промолчали бы? Читать статью
Аркадий Волож, Алексей Мордашов и Олег Тиньков о том, кого возьмут в будущее
Все сейчас говорят, что искусственный интеллект нам все изменит, но про это, наверное, нужно думать так же, как мы когда-то думали про паровые машины и электричество. Действительно, много чего меняется, но что-то главное нет. Искусственный интеллект — это просто еще одна индустриальная революция. Не меньше, но и не больше. То есть человек остается, искусственный интеллект не меняет самого человека, а забирает на себя рутинные функции так же, как какой-нибудь экскаватор, которым лучше копать, чем лопатой… Что-то рутинное становится гораздо более эффективным, когда это делает машина, а не человек. Но человеческие функции искусственный интеллект не собирается забирать. Всегда, при любой технической революции, останутся востребованными человеческие профессии. Все, что связано с общением человека с человеком, всегда будет дорого, бутиково, важно. Это не рутинная вещь, и она трудно заменяемая. Все простые профессии, где человек выполнял тяжелую рутинную работу, легко заменяются. Сначала человек пахал, потом стоял на конвейере. Это ушло. Рутинные процедуры, которые мы делаем сейчас, уйдут. Все рутинное производит много данных. Все, что производит много данных вплоть до вождения автомобиля, легко автоматизируется. Поэтому профессии, которые а) рутинные; б) посреднические, создающие дополнительную неэффективность, будут уходить. Профессии, которые создают что-то новое, наоборот, будут все больше в цене. Все, что близко к производству и потребителю, будет ценно. Все, что посередине, должно выравниваться и уходить. Читать расшифровку беседы
Почему любимая работа может убивать
Выгорание может затронуть любого человека в любом возрасте и любой отрасли, однако важно отметить, что некоторые сферы и должности связаны с повышенным риском выгорания. А работа, обусловленная целью, то есть работа, которую люди любят и которой страстно увлечены, является одним из факторов риска. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Personality, такой тип труда может вызывать навязчивую, а не гармоничную увлеченность, ведущую к возрастающему конфликту и, следовательно, выгоранию. В списке факторов риска клиники Майо два из шести факторов связаны с идеей о том, что человек так тесно связан со своей работой, что теряет баланс между рабочей и личной жизнью, или с тем, что его профессия может принести помощь людям. В исследовании, проводившемся в Канаде, были проанализированы ответы 3715 сотрудников из 12 организаций. В результате удалось выяснить, что сотрудники, мотивированные целью, испытывают гораздо более сильный стресс, а их уровень благополучия, устойчивости и эффективности оценивается ниже. Читать статью
Всего за 10 лет Marvel Studios изменила наше представление о кинофраншизах. 22 фильма компании собрали в прокате в общей сложности около $17 млрд — больше, чем любая другая кинофраншиза в истории. При этом они получили невероятно высокий рейтинг одобрения — 84% — на агрегаторе отзывов Rotten Tomatoes (средний показатель 15 самых кассовых франшиз — 68%), а число номинаций и наград в среднем составляет 64 на каждый фильм. Лента «Мстители: Финал», вышедшая на экраны весной 2019 года, получила восторженные отзывы критиков и вызвала такой ажиотаж, что онлайн-продавцам билетов в кинотеатры пришлось модернизировать свои системы, чтобы справиться с валом запросов. Как и почему Marvel удается так точно сочетать традиции и новизну? Чтобы ответить на этот вопрос, мы собрали данные о каждой из 20 лент кинематографической вселенной Marvel, вышедших в прокат до конца 2018 года, изучили 243 интервью и 95 видеоинтервью с продюсерами, режиссерами и сценаристами, а также 140 рецензий ведущих критиков. Мы провели цифровой анализ сценариев и визуального исполнения каждого фильма и изучили сети контактов 1023 актеров и 25 853 членов съемочной группы. Результаты исследования говорят о том, что в основе успеха Marvel лежат четыре ключевых принципа Читать статью
Пару лет назад я консультировал одну российскую компанию. Чтобы разговорить команду топ-менеджеров, я предложил каждому рассказать о себе нечто необычное, известное ему одному. Я часто использую это упражнение: оно отлично помогает растопить лед в отношениях. Но на этот раз все пошло не так: лишь несколько человек нехотя что-то бормотали, пытаясь вспомнить случаи из своей жизни. В другой раз я попросил этих же руководителей сформулировать идеи о том, как должна развиваться их организация. И вновь ничего не вышло: люди боялись открыть рот. Они считали, что не вправе высказываться без главного акционера, и твердили: «Надо понять, чего хочет он». Никто не был готов проявить инициативу и взять на себя ответственность. Эти и другие случаи убедили меня в том, что лидерские практики в России зачастую существенно отличаются от западных. Чтобы лучше понять, в чем состоят отличия и как они влияют на работу менеджеров и отношения в организациях, я проанализировал свой опыт сотрудничества с российскими компаниями и провел интервью с сотнями топ-менеджеров. А чтобы проследить истоки российской управленческой специфики и — шире — картины мира всей нации, обратился к истории и культуре страны. Читать статью
И напоследок напоминаем: оформить подписку на наше издание и получить доступ ко всему нашему архиву публикаций за 15 лет можно в любое удобное для вас время, даже в ночь с 31 декабря на 1 января. С Новым годом!