Как пережить шторм с наименьшими потерями | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Как пережить шторм с
наименьшими потерями

Правила антикризисных коммуникаций

Авторы: Никита Никитин , Анна Чехомова

Как пережить шторм с наименьшими потерями

читайте также

«В мире появятся отдельные регионы, где люди просто больше не смогут жить»

Эбен Харрелл

Стресс не отпускает? Вам нужен ваш «взрослый»

Тони Шварц,  Эмили Пайнс

Венчурному капиталисту

Много ли мы знаем о самих себе?

Мария Божович

Все кризисы — глобальные и локальные, внутренние и внешние, системные, технологические, коммуникационные и т. д. — объединяет то, что они происходят внезапно. Но часто компании, столкнувшейся с кризисом, гораздо сложнее справиться с вниманием общественности, нежели решить проблему, из-за которой возникла нештатная ситуация. Как правильно выстраивать антикризисные коммуникации? Вот несколько основных принципов.

Готовиться, а не полагаться на экспромты

Важное правило: разрабатывайте политику, стратегию или регламент антикризисных коммуникаций в спокойной рабочей обстановке — до того, как наступит аврал.

Что нужно сделать в первую очередь?

● Составьте кризисные сценарии с учетом предсказуемых угроз. Начать лучше с матрицы рисков и карты стейкхолдеров.

● Соберите антикризисную команду (из основных участников и дублеров) и распределите полномочия.

● Пропишите регламент согласования внутренних и публичных заявлений в случае кризиса, проконсультируйтесь с руководством организации.

● Продумайте планы коммуникаций и типы публичных заявлений: если случается «А», говорим одно, если «Б» — другое. Например, компания участвует в судебных разбирательствах — вам известны даты заседаний, а может быть, и предполагаемый итог. Напишите разные варианты заявлений и договоритесь с несколькими журналистами, что передадите им ваш ответ, как только заседание закончится. Так вы сможете первыми донести свою точку зрения до общественности.

● Определите аудитории (клиентов, партнеров, сотрудников и т. д.), с которыми в случае кризиса необходимо связаться отдельно, предусмотрите соответствующую доработку ключевых сообщений.

● Обеспечьте постоянный мониторинг СМИ. Он помогает исследовать медиаландшафт и оценить, насколько сильно к вам приковано внимание общественности.

Не паниковать, а управлять ситуацией

Если наступил аврал, обратитесь к заранее составленным регламентам и придерживайтесь следующих рекомендаций.

Во-первых, остерегайтесь обнародовать противоречивую информацию о компании. Любое опрометчивое высказывание может сильно навредить бизнесу.

Во-вторых, связывайтесь с внешней аудиторией через один канал — например, уполномоченного спикера или пресс-службу. Сообщите сотрудникам, на кого переводить запросы СМИ, уточните, какова коммуникационная политика компании. Заранее проинструктируйте всех, кто говорит от лица компании, о необходимости согласовывать комментарии на тему кризиса.

В-третьих, старайтесь отвечать письменно — для спонтанной устной речи характерны оговорки и неточности, которых лучше избегать. Когда вы составляете, согласуете и отправляете официальные заявления, убедитесь, что они не содержат двусмысленностей и не допускают разночтений. Целесообразно также прописать шаблон стандартного ответа на запрос от СМИ, в котором будут корректные формулировки и актуальные контакты, и разослать его всей команде.

Грести, а не плыть в информационном потоке

Чтобы правильно выстроить антикризисные коммуникации, вы должны отвечать оперативно и корректно. В зависимости от ситуации компании используют две тактики взаимодействия с внешней аудиторией.

● All-in-one — разрабатывается заявление, в котором изложены все ключевые сообщения разом. Оно публикуется в открытом доступе, и при вопросах от СМИ пресс-служба ссылается на него.

● По требованию — пишутся отдельные заявления по каждому аспекту нештатной ситуации, и пресс-служба отвечает на конкретные запросы СМИ, не сообщая дополнительной информации.

Чтобы управлять потоком информации, руководствуйтесь не только антикризисной политикой компании, но и учитывайте конкретную ситуацию. Что будет правильнее: опровергать домыслы или игнорировать их? Схлынет ли волна публикаций за пару дней или будет вновь и вновь набирать силу под воздействием открывшихся обстоятельств? Здесь нет универсальных ответов. Поэтому важно заручиться всевозможной поддержкой. В частности, выделить те СМИ, которые могут транслировать вашу точку зрения, и работать с ними. Если собственных контактов недостаточно, привлекайте специалистов по антикризисным коммуникациям со стороны.

Важно помнить, что ваше даже самое точное заявление может быть интерпретировано неправильно. Если некорректная публикация выйдет в одном из федеральных СМИ, ее мгновенно перепечатает региональная пресса. Не стоит недооценивать скорость распространения информации: она может быть огромной. А последствия непредсказуемы. Поэтому на публикации надо реагировать максимально оперативно.

Беречь репутацию

Каждый специалист по антикризисным коммуникациям должен серьезно относиться к проблеме и бережно — к репутации компании. Во время кризиса особенно важно не допускать неэтичных действий — например, анонимных комментариев против конкурентов или ложных заявлений. Действуйте так, будто вы находитесь под прожекторами на виду у всех. Оценивайте риски исходя из того, что внутренняя информация может получить огласку: появится неосторожный комментарий или случится непредвиденная утечка.

Для выхода из кризиса компаниям приходится упорно работать в режиме 24/7. Это чревато стрессом и напряжением, поэтому напоминайте себе и команде о том, что быстрые решения — не значит поспешные, что для адекватной оценки ситуации нужно сохранять спокойствие и что никакой кризис не длится вечно.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.