Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить
устойчивость бизнеса

Анализируем бизнес-модель, ищем новых поставщиков и не забываем о коммуникациях

Автор: Елена Лазько

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса
Samuli Jokinen / Unsplash

читайте также

«Медитация? У меня нет времени на эту ерунду!»

Палена Нил

Начальники не всегда понимают, что делают их сотрудники. Как им помочь?

Арджун Нараян,  Картик Хосанагар,  Раджат Дас,  Рохан Нараяна Мурти,  Скотт Дьюк Коминерс,  Сурадж Шринивасан,  Тарун Ханна

Хрупкие связи: какой удар нанесла пандемия по коммуникациям в деловой среде

Балаш Ковач,  Марисса Кинг

Как эпидемия COVID-19 может поменять работу в офисах

Джозеф Аллен,  Джон Макомбер

C конца февраля отечественные компании сталкиваются с финансовыми ограничениями, а также с огромным количеством логистических трудностей, которые влекут за собой приостановку поставок и продаж. Очевидно, что на ближайшие несколько месяцев основная задача управленцев и владельцев бизнеса — сохранить устойчивость компаний и предприятий.

Как это сделать?

Хорошая новость — многие процессы, направленные на обеспечение устойчивости, уже выработаны российским бизнесом в течение последних двух лет. Можно однозначно сказать, что благодаря COVID-19 российский бизнес подошел к нынешним испытаниям подготовленным. Компании в последние два года научились в стрессовых условиях принимать эффективные решения для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии продукты, услуги и процессы, а также анализировать последствия общеэкономической ситуации для клиентов, персонала и поставщиков.

Вместе с тем нынешняя ситуация уникальна, и мы находимся на этапе перестройки многих процессов. Чтобы противостоять потрясениям и продолжать предоставлять продукты и услуги клиентам, важно грамотное операционное управление. Детали решений, конечно же, могут отличаться в зависимости от отраслей и размера бизнеса, однако общие подходы едины.

Перечислим их.

● Определите минимально жизнеспособную бизнес-модель вашего бизнеса, описав основные процессы, продукты и поставщиков, а также группы клиентов и их уязвимости.

● Ищите альтернативных поставщиков. Давление на ликвидность и логистические ограничения рано или поздно приведут к сбоям в поставках. Необходимо переоценить риски по всей цепочке прямо сейчас.

● Создайте структуру управления, которая позволит руководителям высшего звена поддерживать в течение длительного времени стратегический и межфункциональный подход к управлению. Команду необходимо поделить на два блока. Первый должен следить за внешней ситуацией и вырабатывать стратегические решения, сосредотачиваясь на долгосрочных и структурных проблемах. Второй блок должен оперативно решать повседневные проблемы. Определите менеджера высшего ранга, имеющего право оперативно принимать окончательные решения.

● Проанализируйте ключевые риски и смоделируйте влияние на оборотный капитал и ликвидность. Подумайте, как бы вы справились со «вторым параллельным инцидентом», таким как, например, кибератаки в период пандемии.

● Договоритесь о том, на какие источники внешней информации вы будете опираться при принятии решений. Очень важно опираться на одни и те же источники, иначе при стремительных изменениях легко потерять общее представление о ситуации.

● Определите перечень ключевого персонала и то, какую поддержку он получает. Следите за выгоранием, пытайтесь убедить людей не быть супергероями: это неустойчивое состояние в долгосрочной перспективе. Подумайте, как вы будете поддерживать моральный дух и энергию персонала.

● Внутренние и внешние коммуникации должны быть непротиворечивы и последовательны. Во времена неопределенности людям необходим надежный и доверенный источник информации. Создавайте коммуникационные протоколы для взаимодействия с клиентами, поставщиками, средствами массовой информации, сотрудниками и регулирующими органами. Выделите сотрудника для общения с медиа, если у вас до сих пор не было пресс-секретаря.

● Установите промежуточные контрольные точки для критически важных бизнес-функций, начиная с функции управления персоналом и последовательно переходя к финансам, продажам, логистике и ИТ. Создавайте ситуационные отчеты о том, что произошло, что происходит и что может произойти.

От управленцев и владельцев бизнеса сейчас требуются скорость и гибкость в принятии решений. Эти решения должны помочь сохранить предприятия и производства, не допустить их остановки. Следует помнить, что ошибки возможны и в этом нет ничего страшного, главное — вовремя заметить, что нужно исправить. Ну и, конечно, надо понимать, что усилия руководителей и владельцев бизнеса, направленные на поддержание устойчивости бизнеса, — это миллионы сохраненных рабочих мест.