Новые горизонты для российских стартапов | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Новые горизонты для
российских стартапов

Как занять свою нишу после введения санкций

Автор: Александра Гуреева

Новые горизонты для российских стартапов
Jordan Ladikos / Unsplash

читайте также

Четыре принципа для развития лидерских качеств

Яков Сергиенко

Зловещий культ или культура

Манфред Кетс де Врис

15 проектов, которые изменили мир

Сюзан Вулф Диткофф,  Эйб Гриндл

Прививка от дорожного бешенства

Гусинская Ирина

Количество зарубежных компаний, которые за последние полтора месяца приостановили свою деятельность в России или ушли совсем, продолжает расти. Конечно, за несколько месяцев полностью заменить ушедший бренд не удастся. Но предлагать альтернативы надо немедленно: необходимо, чтобы рынок как можно быстрее воспринял ваш продукт, ведь первопроходцам легче застолбить нишу.

Как выбрать стратегическое направление?

Оцените, какие привычные процессы нарушены больше всего, какие потребности нужно закрыть в первую очередь. С них и начинайте.

Перевозки и логистика

Сейчас европейское направление фактически закрыто. В ближайшее время логистика будет ориентироваться на страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Армения, Беларусь), Китай и, возможно, страны арабского мира.

Такой опыт у России уже был. После 2014 года в стране появились «белорусские» креветки. Их поставляли в Беларусь в замороженном виде из Вьетнама, Чили, Перу, а затем продавали на нашем рынке.

Подобную ситуацию можно наблюдать уже сейчас. В Россию везут автомобили с армянскими номерами, ранее купленные на аукционах в Дубае или США. Растут продажи китайских машин: только за февраль 2022 года было продано 10,5 тыс. новых автомобилей — на 70% больше по сравнению с прошлым годом.

Платежи, транзакции, переводы

Карты Visa и Mastercard, выпущенные в других странах (даже в Беларуси), не работают в России и наоборот. Уже начинают появляться первые сервисы, принимающие оплату из-за рубежа, но все они пока предлагают очень высокие комиссии.

На этом фоне растет популярность «карточных» туров в Узбекистан и Армению. В обеих странах можно сделать карты международных платежных систем Visa и Mastercard, а затем пополнять их в России через систему денежных переводов.

В Казахстан устраивают туры по оформлению бизнеса. В стране довольно лояльное законодательство, которое позволяет зарегистрировать компанию (ТОО, аналог нашего ООО) нерезиденту и даже сделать это удаленно. С Казахстаном у России заключен договор об избежании двойного налогообложения, и создание ТОО может быть хорошим решением для небольших компаний. Однако фирмы побольше окажутся под пристальным вниманием финансовых регуляторов с обеих сторон.

Тем не менее только с 24 февраля 2022 в казахстанских банках было открыто почти 12 тыс. счетов для физических лиц резидентов России и Беларуси, причем более тысячи — дистанционно.

Производство бумаги, пластиковой тары и этикеток

Цена на пачку обычной офисной бумаги всего за несколько недель выросла в 5—6 раз. Эксперты отрасли связывают это с приостановкой поставок в Россию хлората натрия, необходимого для отбеливания бумаги.

Из этого примера видно, что во многих случаях нарушились производственные цепочки, и на место выбывшего поставщика требуется срочная замена. Причем цену можно называть гораздо выше рыночной, предложений будет не так много.

Какую нишу можно занять уже сейчас?

В сфере доставки товаров и писем в Европу, США, Китай и обратно наблюдается определенный вакуум, который можно и нужно заполнять. Оставшиеся на рынке международные компании (например, DHL) продолжают доставлять посылки из России. Но они переправляют грузы обходными путями, через арабские страны, которые дают такие разрешения.

По странам ЕАЭС грузы доставляются более или менее регулярно. Так, служба доставки Boxberry по состоянию на начало апреля 2022 года продолжает отправлять посылки по России, а также в Казахстан, Беларусь, Киргизию и Армению.

Но дальше тупик, и значит, нужно искать альтернативные почтовые службы. Тому, кто предложит удобный и понятный способ доставки отправлений в/из России с возможностью отслеживать их по трекинговому коду и гарантией сохранности, успех будет гарантирован.

Могут «выстрелить» не только службы доставки, но и услуги выкупа из американских и европейских магазинов. Люди не хотят отказываться от привычных товаров — лекарств, витаминов и автотоваров, обуви и одежды — и ищут альтернативные варианты.

Сервисы по выкупу начали работать еще в конце нулевых: они предоставляли клиенту американский адрес или помогали оплатить заказ на сайте. Посылки приезжали на обозначенный адрес за рубежом, консолидировались там, а затем отправлялись покупателям в Россию.

Нечто подобное уже запустили российские компании СДЭК и Boxberry, комиссия за покупку у них составляет 10%.

В сфере ИТ множество направлений ждут подходящих решений. Сегодня Россию покинули многие сервисы денежных переводов, а те, что остались, («Корона», «Юнистрим» и «Контакт»), работают далеко не со всеми странами.

Для фрилансеров и небольших бизнесов, которые продолжают работать с европейскими странами и США, ситуация с денежными переводами стоит особенно остро. Им необходимы приложения, которые позволят отправлять и принимать деньги быстро, с невысокой (а лучше — без) комиссии и онлайн.

Нужна качественная замена сервисам проектного управления, программам e-mail-рассылок, трекерам времени. Не хватает стриминговых сервисов типа Netflix с новыми фильмами и сериалами, которые только вышли в прокат. Да, в России существует платформа START, но ее техническая сторона пока оставляет желать лучшего. Запрос на контент есть, осталось сделать качественный продукт.

В пандемию взрывную популярность получили сервисы для онлайн-обучения. В основном это были англоязычные платформы. С конца февраля многие из них просто перестали принимать к оплате российские карточки.

У нас остались отечественные проекты, но они рассчитаны на изучение самых популярных (английского, испанского) языков. А если ребенку или взрослому нужен японский, хинди или ирландский с носителем — предложений почти нет. Спрос на такие сервисы с возможностью оплаты из России будет только расти.

Сфера туризма, особенно внутреннего, тоже нуждается в новых подходах. Многие турагентства оказались не готовы к очередному закрытию популярных направлений. В России есть теплое Черное море, но направление так и не стало полноценной заменой привычному турецкому и египетскому All inclusive. Алтай или Камчатка очень дорогие, готовых туров мало, сервис часто не соответствует цене. Сегодня россиянам нужно предложить что-то новое, интересное и, желательно, доступное.

Можно выделить еще сферу организации удаленной работы. Сейчас перевести на удаленку хотя бы часть сотрудников на постоянной основе и тем самым снизить издержки бизнеса кажется логичной мерой, однако здесь есть свои подводные камни: чем больше людей переходит на удаленную работу, тем больше внимания надо уделять их поддержке и контролю. На удаленке кому-то не хватает живого общения, кому-то — физической активности, а кого-то нужно просто поддержать. Эти задачи могут взять на себя отдельные консультанты или целые компании, которые сделают процессы по переводу на дистанционную работу более быстрыми и менее затратными.

Откуда ждать инвестиций?

Сегодня зарубежные инвесторы не придут на наш рынок: Россия становится сверх рискованным рынком. В ближайшей перспективе это будет останавливать даже тех, кто мог бы и хотел прийти. На государственные инвестиции также надеяться не стоит. Их поток может быстро иссякнуть — у денег будут задачи другого порядка.

Сегодня тот самый период, когда возможно получить выгоду от краудфандинга. В России есть свои платформы. В условиях, когда иностранные сервисы недоступны, стоит обратить внимание на отечественные. Почему сейчас? У российского потребителя зреет общее недовольство тем, как ведут себя иностранные компании, которые уходят. Многие считают уход своего рода предательством, но часто организации физически не могут продолжать работу: у них нарушены логистические цепочки, нет возможности делать переводы денег, работать с командой.

Но покупателю это не объяснить, он хочет покупать привычные товары и услуги и готов поддержать рублем российские компании. Отдельный потребитель через краудфандинг символически участвует в импортозамещении, помогает своим. На этой волне можно сыграть и вывести на рынок какой-нибудь интересный проект.

Как сейчас сохранить команду?

Важно понять, что только сокращение издержек или перевод всех на удаленку проблему не решит. От руководителя требуются открытость и честность, готовность общаться с командой и принимать тяжелые решения. Руководитель вместе с HR-менеджером должен провести одно или несколько собраний со всеми сотрудниками и донести цели компании хотя бы на ближайшие месяцы.

Для жизнедеятельности компании просто необходимо сохранить костяк команды, ее основных сотрудников. Остальных можно перевести на частичную оплату, если есть такая возможность. Когда дела наладятся, их важно вернуть на полный оклад в первую очередь.

Людей ожидают непрерывная многозадачность и работа в стрессовых условиях. Сотрудников нужно постоянно поддерживать, необязательно материально: давать внеплановые выходные, предлагать консультации психолога, регулярно устраивать общие встречи вживую по нерабочим вопросам.

Сегодня нельзя определенно сказать, достиг ли кризис своего пика. Но он уже показал, что выжить смогут те, кто не боится действовать, осваивать новые направления и выводить на рынок продукты, в которых конечный потребитель заинтересован прямо сейчас.