Сергей Чобан: «Архитектура создает среду обитания» | Большие Идеи

・ Дело жизни

Сергей Чобан: «Архитектура создает
среду обитания»

Итервью с Сергеем Чобаном

Автор: Интервью брала Анна Натитник

Сергей Чобан: «Архитектура создает среду обитания»

читайте также

Зачем нам калибровка

Светлана Иванова

Карьерная неудача как начало новой жизни

Рон Ашкеназ

Как планировать инновации

Мелисса Шиллинг

Четыре совета по улучшению офисного пространства

Салли Августин

Сергей Чобан — российский и немецкий архитектор, один из основателей и глава архитектурного объединения SPEECH, руководитель берлинского офиса бюро nps tchoban voss, автор множества проектов, удостоенных национальных и международных премий. Среди его самых известных построек в России — комплекс «Федерация» и жилой дом «Гранатный, 6» в Москве, «Микрогород “В лесу”» и жилой комплекс «Грюнвальд» в Подмосковье, «Дом Бенуа» и «Дом у моря» в Санкт-Петербурге.

Почему вы стали архитектором?

Я рано начал рисовать, еще до школы. В пятом классе поступил в среднюю художественную школу им. Бориса Иогансона при Академии художеств в Санкт-Петербурге. И довольно рано понял, что именно архитектура — то, как она «живет» в природе, развивается со временем, стареет, интересует меня в искусстве больше всего. Да и Санкт-Петербург в этом смысле очень «заразительный» город: увлечение архитектурой и рисованием архитектуры передается его жителям на генетическом уровне. Впрочем, не только это подтолкнуло меня к решению стать архитектором. Был и, скажем так, сигнал извне. У нас на даче хранились старые литературные журналы, и в одном из них я прочел роман «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова. Это произведение настолько меня поразило, что я сделал к нему цикл иллюстраций, которые и представил в школе на полугодовой отчетной выставке. Я не знал, что к тому времени Кузнецова уже лишили советского гражданства, а его книги запретили, но преподаватели-то и кураторы из Академии художеств, конечно, были в курсе и сразу отреагировали: меня вызвали к руководству, сделали серьезное внушение и посоветовали даже не пытаться поступать на «идеологический» факультет графики. Предложили попробовать вместо этого архитектурный, и я, конечно, согласился.

Если бы не эта история, вы бы стали художником?

Я бы попробовал поступить на графический факультет, но, думаю, скорее всего, провалился бы, потому что по большому счету я был не вполне конкурентоспособен. Мои иллюстрации производили серьезное впечатление, поэтому на них и обратили внимание, но в постановочных рисунках (портреты, натюрморты), которые нужно было сдавать при поступлении, я не был силен. Так что все сложилось как нельзя более удачно.

Вы не жалеете, что не стали художником?

Нет. Искусство, в том числе графическое, сделало за это время гигантский скачок в сторону, скажем так, умозрительности и сегодня не имеет ничего общего с тем, что нам когда-то преподавали. Архитектура как вид искусства, который напрямую связан с созданием среды обитания и удовлетворением реальных человеческих потребностей, в этом смысле куда больше защищена: даже в случае кардинальной смены парадигмы ее главная задача остается прежней.

Как рождаются ваши проекты?

Архитектурный образ определяется взаимодействием того, что я проектирую, с тем, что находится вокруг. Иными словами, одинаково важны функция здания и его окружение, та мизансцена, участником которой ему предстоит стать. Также очень важен выбор материала: он в значительной степени влияет на решения деталей внешнего и внутреннего пространства.

Как именно влияет материал?

Материал — это то, что человек в первую очередь видит и воспринимает в архитектуре. Если материал берется брутальный, например кирпич или бетон, то и вся структура здания должна подчиняться более массивным, более крупным членениям. Если, наоборот, предпочтение отдается штукатурке или тонко нарезанному натуральному камню, то и детали возникают более тонкие, изящные.

Влияет ли на вашу работу мода? Если смотреть на то, что происходит сейчас в архитектуре, создается впечатление, что многие идут просто от моды. От моды всегда и все шли, причем в любом виде искусства, не только в архитектуре. Ведь что такое мода? Это частота повторяемости определенных приемов в том или ином виде творчества. Раньше, чтобы уловить какие-то тенденции, люди отправлялись в длительные поездки, выясняли, что строится в других странах, зарисовывали, потом возвращались в свою страну и пытались это воспроизвести. Все это занимало годы — и развитие периодов в архитектуре и в других видах искусства тоже шло годами. Сейчас обмен информацией и восприятие идей происходят совершенно на другом уровне и с другой скоростью, хотя бы потому, что у нас есть интернет. Любой может посмотреть, где зарождаются новые приемы, понять, какие материалы используются в разных проектах, и при желании в той или иной форме применить все это в своей работе. Я не вижу здесь никакой опасности. Более того, мне кажется, придумывая что-то, нужно всегда смотреть шире и привносить в свою профессию приемы и явления других видов искусства. Условно говоря, вы видите в кино оригинально решенное — например, забитое досками окно и понимаете, что такой мотив фасада тоже может быть интересен. Перенося атрибуты разных видов искусства в архитектуру, вы обогащаете ее.

Как бы вы охарактеризовали нынешнюю моду в архитектуре?

Общая тенденция — движение от привычной модернистской композиции в сторону усложнения как формы, так и поверхности. Этой тенденции уже 15—20 лет, и в последнее десятилетие она проявляется особенно ярко. Причина понятна: излишняя простота «средовых» зданий, которые, старея, становятся очень непривлекательными, вызывает недовольство и горожан, и архитекторов. Совершенно очевидно, что необходимо что-то делать со структурой здания, с его деталями, чтобы оно выглядело и старело более интересно и красиво. Сегодня основные поиски ведутся в области новых материалов, новых возможностей работы с ними, в том числе за счет усложнения их поверхностей, рельефа и т. д. Главную задачу, стоящую перед современными архитекторами, я бы сформулировал так: без прямого воспроизведения художественных приемов прошлого приблизиться к той сложности, которой обладала историческая архитектура, не теряя при этом завоеваний модернизма.

При таком быстром взаимодействии культур разных стран архитектура сейчас интернациональна? Это единое целое или везде и всегда есть свои региональные особенности?

Архитектура интернациональна примерно на 80 процентов и на 20 — определяется региональными особенностями. Эти особенности в первую очередь связаны с климатом. Они диктуют выбор материалов, способ их обработки, влияют на то, как поверхность здания ведет себя с течением времени, как она стареет и т. д.

Каковы особенности российской архитектуры?

Глубокий рельеф и активная орнаментальная обработка поверхности, достаточно активный цвет. У нас мало солнца, и проявить структуру постройки сложнее, чем, например, в Италии или во Франции. В теплой стране рельеф создается минимальным изменением поверхности, а в нашем северном климате порой не видно даже очень сильных перепадов.

Как вы оцениваете современное состояние российской архитектуры?

Мне кажется, его можно было бы назвать переходным. В современной российской архитектуре сегодня часто можно наблюдать две тенденции. Первая — желание повторить западные образцы в несвойственных для этого условиях и в несвойственные сроки, чтобы показать: мы тоже так умеем. Вторая — желание сказать: мы ничего общего с современным опытом иметь не хотим, мы возьмем то, что делалось в XVIII веке, и начнем делать это в веке XXI. Обе тенденции кажутся мне временными. И будущее, думаю, за тем, чтобы искать точки соприкосновения интернациональных достижений с теми безусловными достоинствами, которыми обладает историческая российская архитектура.

С какими проблемами сталкиваются наши архитекторы?

Качество строительства — одна из широко известных проблем. Но, на мой взгляд, даже ее можно обернуть в свою пользу: эстетически совершенную вещь можно создать с помощью самых разных материалов и технологий.

Многие сегодня критикуют современную архитектуру — ту же Москву-Сити, чтобы далеко не ходить за примерами. Как вы считаете, должны ли архитекторы прислушиваться к мнению горожан?

Любой вид творчества нуждается в диалоге. Никто не хочет играть в пустом театре или писать «в стол». Архитектуре нужен отклик в еще большей степени: если в театр можно не ходить, книгу не читать, музыку не слушать, то не замечать архитектуры и не жить в ней невозможно. Другое дело, что этот отклик часто бывает негативным. Причин тому несколько. Во-первых, новое всегда выглядит непривычно и воспринимается с трудом. Историческая архитектура — тот же Исаакиевский собор Огюста де Монферрана — вызывала недовольство горожан в момент создания. Известный искусствовед Георгий Лукомский в 1916 году писал в своей книге «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам», что город потерян и «последующие поколения никогда не увидят того города, который видели мы». И так, наверное, думает и будет думать каждое поколение. Во-вторых, современная архитектура перестала отвечать принципам прямолинейной, то есть легко воспринимаемой гармонии (которую имеют в виду, говоря: «это красиво»). Но я спрошу вас: что осталось от гармонии образца XVIII—XIX веков в архитектуре конструктивизма, которым все восхищаются? Мало кто ответит на этот вопрос. И, тем не менее, это очень прогрессивная архитектура, которая повлияла на огромное количество процессов во всем мире. Если говорить о Деловом центре «Москва-Сити», то решение строить его недалеко от Кремля, так, что силуэты памятника и небоскребов накладываются друг на друга, даже мне кажется, мягко говоря, революционным. Но я вижу истоки этого решения в архитектурных процессах 1920—1930 годов, когда стали проектировать новые, контрастные по отношению к исторической среде здания. В Америке и Азии это не встретило сильного отторжения: там вся структура городов контрастная. А в Европе мнения разошлись: кому-то кажется, что это интересно, потому что создает новые перспективы, новые «почтовые открытки», а кому-то — что это нетактичное вторжение в структуру старого города.

А вам как кажется?

Я считаю, что без таких «интервенций» развитие архитектуры представить себе невозможно. Вторжение контрастных элементов должно происходить. Конечно, создавать контрастные городские мизансцены рискованно: куда безопаснее рядом с классическим зданием XVIII века построить такое же новое. Но для развития эстетики и культуры это ничего не дает. Мне очень нравится высказывание американского архитектора Даниэля Либескинда по поводу башни Монпарнас в Париже. Он сказал, что это здание заслуживает внимания не потому, что оно сделано талантливо, а потому, что мы должны понимать: так будут выглядеть города в будущем. То, каким становится сегодня, например, Лондон, не отвечает традиционным представлениям о гармонии, о «красоте». Но именно это делает его интересным, динамичным и по-новому красивым.

В России, в частности в Москве, наибольший протест горожан вызывает, во-первых, снос исторических зданий и, во-вторых, безликость массовой застройки. Как вы относитесь к этим проблемам и как, по-вашему, их нужно решать?

Что касается сноса исторических зданий, мне не понятно, почему эта проблема все еще существует: если строение имеет ценность, его сносить нельзя. Что же касается массовой застройки, то, думаю, в первую очередь следовало бы ограничить ее высотные параметры: жилые кварталы не должны быть выше девяти этажей.

Почему?

Большая этажность приводит к огромным расстояниям между зданиями, к огромным размерам улиц, «нечеловеческим» пропорциям кварталов, к невозможности обработать поверхность фасадов так, чтобы они выглядели привлекательно. Понижение этажности — важный шаг к гуманизации жилой среды.

Какие города могли бы сегодня войти в историю архитектуры?

Вопрос сформулирован так, будто город можно построить и законсервировать. Город — это живой организм, он постоянно меняется. В конце XIX века Нью-Йорк своим силуэтом напоминал Петербург или Амстердам: плоский город со шпилями. Но с тех пор он полностью изменился, и стало понятно: то, что казалось конечной точкой, не было даже началом. И все же, если говорить о городах, которые могут войти в историю в своем сегодняшнем состоянии, то я бы называл Бразилиа. Он был построен в короткие сроки и за свою уникальную планировку включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А из активно развивающихся западных городов я бы выделил тот же Нью-Йорк, Лондон, Милан, Берлин.

Есть ли у вас мечта — идея здания, которую вы хотели бы воплотить в жизнь?

Я даже не верю, что такие мечты бывают. Наверное, они могут появиться только у архитекторов, достигших очень высокого уровня. А мне, думаю, просто надо совершенствоваться. Так что правильнее говорить не об идеях, которые я еще не воплотил, а о том, чтобы делать здания лучше, чем я делаю сейчас. Это моя единственная мечта.

Какова, по-вашему, основная задача архитектора?

Создавать элементы среды, которые имеют шансы выжить в исторической перспективе.