Руководители, которые не прощают | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Руководители, которые
не прощают

Махатма Ганди как-то сказал, что «принцип политики “око за око” сделает весь мир слепым». И как же верны были его слова!

Автор: Манфред Кетс де Врис

Руководители, которые не прощают
hbr.org

читайте также

Уроки сознательных ошибок

Гюнтер Роберт,  Шумейкер Пол

Глобальные тренды: поймать и оседлать

Александр Чулок

Не берите чужого

Михаил Саидов

Владимир Путин — гендиректор Russia Inc.

Манфред Кетс де Врис,  Станислав Шекшня

Недавно на одном из моих семинаров по развитию лидерских качеств мне попался руководитель, у которого было странное отношение ко всему на свете. Что бы я ни говорил, его реакция всегда была негативной. Я был удивлен подобным поведением и попросил его рассказать немного о себе. Он поначалу не хотел, но мне удалось его разговорить. Этот человек поведал мне о своих проблемах, и впечатления, увы, были безрадостные.

Было очевидно, что я столкнулся с человеком, копившим долгие годы обиды и недовольства, про которые уже давно можно было бы забыть. В любом своем негативном опыте он всегда винил окружающих. Он не мог взглянуть на себя со стороны и взять ответственность за свои поступки.

Махатма Ганди как-то сказал, что «принцип политики “око за око” сделает весь мир слепым». И как же верны были его слова! И это особенно применимо к людям на руководящих постах. Начальники оказывают огромное влияние на жизни других людей, их неумение прощать может создать атмосферу враждебности, что вредит всем: коллегам, организации, обществу и даже нации.

Разумеется, любые взаимоотношения с другими людьми, будь то друзья, члены семьи или случайные незнакомцы, могут потенциально вас ранить. Родители с вами слишком строги, учителя неприятны, коллеги безответственны, а спутник жизни может изменить. Как только вы подпускаете кого-то слишком близко к себе, то становитесь уязвимы. И одной из самых естественных реакций на оскорбление или душевную рану — это отплатить той же монетой.

Для управленцев подобные риски еще выше. Человек, находящийся на руководящей должности, оказывается в водовороте человеческих взаимоотношений и эмоций. Как начальнику, вам придется разрешать конфликты. Ведь в противном случае они могут негативно отразиться на эффективности работы всей организации. Люди, которые не умеют прощать, тонут в своих негативных эмоциях и тянут за собой окружающих.

Конечно, хорошие управленцы знают, что накопленные обиды обходятся слишком дорого, а неумение прощать мешает людям двигаться вперед. Но для большинства людей на высоких постах естественнее мстить, нежели прощать. В нас есть это внутреннее чувство справедливости. И мы требуем, чтобы другие были непременно наказаны за тот вред, что они нам причинили. Сама реакция на справедливость или несправедливость, кажется, заложена в наш мозг, и это побуждает нас принять меры в отношении обидчика.

С точки зрения эволюции подобное поведение имеет важное значение. Принцип «око за око» работал в те времена, когда потенциальная месть была предупреждающим сигналом для атакующего. Он означал: «Не смей нарушать мои границы — или я объявлю тебе войну». Но такая модель открывает ящик Пандоры со всеми вытекающими последствиями. Месть порождает ответную месть, которая может стоить вам как физического, так и психического здоровья.

Если вы не прощаете обидчиков, то это чувство становится ядом, который будет разъедать вас изнутри. Как показали многочисленные исследования, ненависть, злоба, желчность и мстительность создают благодатную почву для различных заболеваний, вызываемых стрессом, и отрицательно влияют на иммунную систему. И вдобавок ко всему, подобное отношение напрямую связано с депрессиями, тревожностью, враждебностью, невротическим состоянием и даже может привести к преждевременной смерти.

Что отличает мстительных людей от тех, кто склонен прощать? Проведя психодинамическое исследование ряда руководителей, я выделил три ключевых качества, что мешают им не быть мстительным:

Обсессивное пережевывание — это обращение вновь и вновь к одним и тем же неприятным воспоминаниям. Подобные люди тратят много времени на переживание прошлых обид. Как правило, наиболее склонны к обсессиям люди, у которых были авторитарные родители, а также те, кто пережил психологическую травму в детстве. Кому повезло вырасти в благоприятной обстановке менее склонны к подобным состояниям.

Недостаток эмпатии. Эмпатия — это эволюционный механизм, который вызывает альтруизм. Воображая, что чувствует другой человек и ставя себя на его место, мы лучше понимаем мотивы поступка нарушителя, что и помогает нам простить его. Этому надо учиться. Люди, воспитанные в неблагополучных семьях, часто не обладают этим качеством. И им прощение дается особенно тяжело.

Чувство обделенности. Люди, которые недополучили внимания и заботы в детстве, часто концентрируются на том, чего они лишены. И они зацикливаются на одной идее: «Как это заполучить?» Но, даже достигнув своей цели, эти люди продолжают сравнивать себя с окружающими, завидовать их человеческим и деловым качествам, успеху, репутации или деньгам. И эта зависть проявляется в виде вспышек гнева или эмоциональных всплесков.

Я бы не сказал, что люди, что ведут себя подобным образом, не могут быть руководителями. Но они не будут теми, кому удастся раскрыть весь потенциал своих подчиненных. Умение прощать — это важная черта для любого начальника, стремящегося к большему.

Разумеется, прощение не означает того, что надо терпеть недопустимое поведение. Оно скорее связано с исцелением психологических травм, нежели просто с их стиранием из памяти. Когда вы прощаете, вы не меняете прошлое, но вы можете изменить будущее, взяв под контроль свои негативные эмоции, вместо того чтобы позволить им взять верх над вами. Тем самым вы создаете новые воспоминания. Известные лидеры-реформаторы, такие как Махатма Ганди, Нельсон Мандела или До Аун Сан Су Чжи, поняли это. Они отказались от слепой мести, а вместо праведного гнева выбрали душевный покой и счастье.