Эмпатия — залог успешного собрания | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эмпатия — залог
успешного собрания

Сильные эмоции задают тон в коллективе.

Автор: Энни Макки

Эмпатия — залог успешного собрания
Marco Bianchetti / Unsplash

читайте также

Жизнь, игра и продуктивность: отрывок из книги доктора Али Абдаала

Альтернативные издержки и сила убеждения

Фредерик Шейн

Как повысить успешность операций с помощью данных: опыт клиники Майо

Мохамад Байдон,  Фред Мейер

Китайский ответ: как бизнес КНР действовал во время эпидемии

Кевин Вайтакер,  Ларс Фесте,  Мартин Ривз,  Синтия Чен,  Филипп Карлссон-Шлезак

Да, все мы ненавидим многочасовые совещания. Да, по большей части они пустая трата времени. И да, отменять их никто не собирается. Поэтому вы как руководитель обязаны сделать их лучше. Причем вовсе не достаточно сделать их короче, эффективнее и организованнее. Нужно, чтобы людям они нравились, чтобы коллектив, не побоимся этого выражения, прекрасно проводил на них время.

Хорошо себя чувствовать на работе очень важно, да и как может быть иначе, когда многие из нас проводят там львиную долю своего бодрствования. Альтернатива (хроническая фрустрация, недовольство и даже ненависть к работе) совершенно недопустима. Негативные эмоции подавляют творческий и новаторский дух, не говоря уже о желании сотрудничать. К тому же, давайте честно признаемся самим себе, что, как ни крути, на собраниях по-прежнему осуществляется большая часть совместной работы, творчества и инноваций. Если эти встречи плохо функционируют, может оказаться, что мы вообще не справляемся с корпоративными задачами.

Итак, как же нам исправить ситуацию, как сделать собрания более «приятными во всех отношениях», чтобы подчиненные выходили с них с положительными эмоциями? Разумеется, нужно приглашать на них подходящих людей, верно определять повестку дня и в целом лучше готовиться к каждой встрече. Но это лишь необходимый минимум. А если вы хотите на деле повысить эффективность сотрудничества на встречах, вам необходимо сделать ставку на ключевые аспекты эмоционального интеллекта: эмпатию и эмоциональный самоконтроль (а по возможности развить у себя эти качества).

Почему эмпатия так важна? Именно она позволяет вам понимать, что происходит на самом деле. Кто кого поддерживает? Кто из сотрудников возмущен, а кто спокоен как удав? Откуда исходит протест? И все это не так просто, как кажется. Иногда самые умные противники скрываются под маской сторонников, но на деле поддержки от них не жди. Это умные и хитрые «убийцы идей».

А еще, внимательно «читая» людей, вы сможете определить главные (причем часто скрытые) противостояния в коллективе. Подсказка: скорее всего, эти конфликты не имеют ничего общего с темами собрания или решениями, на нем принимаемыми. Гораздо вероятнее, что они связаны с такими простыми человеческими вещами, как соперничество за влияние (штаб-квартира против менеджмента на местах, заезжие специалисты против местных), а также борьба за власть между мужчинами и женщинами и между людьми разных рас и социальных групп.

Эмпатия позволяет вам замечать эту динамику и управлять ей. Многим из нас хотелось бы «быть выше этого» (и вообще всех офисных политических игр), считать подковерную борьбу пустяком или уделом последователей Макиавелли, которых мы все так не любим. Однако приходится быть реалистом: властные отношения в группах весьма важны, потому что власть — реальная валюта большинства организаций. И это проявляется во время собраний. Если вы научитесь чувствовать, как во время встречи сила перетекает от одного человека к другому, это будет хорошим подспорьем в управлении собранием — как и в руководстве коллективом в целом.

Помните, что навык сопереживания поможет вам также понимать, как люди реагируют на вашу персону. Возможно, будучи лидером, вы — самый могущественный человек на собрании. Некоторые люди (зависимого типа) будут во всем вам уступать. Это вызывает приятные чувства, но ненадолго. Поощряя их, вы вполне можете создать группу ведомых или коллектив с двумя полюсами — согласных на все ради вас и готовых к противостоянию.

И именно здесь нам поможет эмоциональный самоконтроль, причем по нескольким причинам. Во-первых, возьмем и рассмотрим ведомых на ваших мероприятиях. Повторяю, может быть весьма приятно, когда вами восхищаются и соглашаются с каждым вашим словом. Честно говоря, это дает огромное отдохновение в наших переполненных конфликтами организациях. Но, как я написала выше, если вы не проследите за своей реакцией, вы только навредите групповой динамике. Да еще и будете выглядеть как идиот. Ведь остальные присутствующие также делают выводы, и они совершенно правильно почувствуют, что вам льстит, когда люди с вами соглашаются. Они увидят, что вы становитесь жертвой собственного эго или тех индивидуумов, которые стремятся угождать или манипулировать вами.

Во-вторых, сильные эмоции задают тон в коллективе. Мы присматриваемся к другим людям, чтобы понять, как нам следует себя чувствовать по отношению к разным внешним факторам. Угрожает ли нам опасность? Есть ли повод для праздника? Как нам смотреть в будущее: с издевкой и цинизмом или с надеждой и преданностью? И вот почему это важно на общих встречах: если вы как руководитель стараетесь проявлять положительные эмоции, например надежду и энтузиазм, другие начнут испытывать те же чувства. Общий тон команды будет оптимистическим, появится ощущение, что все вместе мы сильны и справимся с поставленными задачами. А еще ученые обнаружили сильную нейронную связь между эмоциями и сознанием. Когда общий фон наших чувств — положительный, когда перед нами адекватные вызовы, мы способны мыслить более ясно и творчески.

Оборотная сторона медали также очевидна. Ваши отрицательные эмоции легко передаются окружающим, и, если вы не держите их в узде и не направляете в нужное русло, они почти всегда разрушительны. Стоит только проявить гнев, презрение, неуважение — и люди тут же приготовятся к бою, каждый по отдельности или все вместе. Начните говорить с ними свысока — и это отдалит их от вас, причем не только на время собрания. И не важно, к кому именно относятся ваши чувства. Достаточно, чтобы люди увидели их: они начнут беспокоиться, что в следующий раз жертвой будут они сами.

Я не хочу сказать, что вы всегда должны испытывать только положительные эмоции и никогда не выражать отрицательных. Суть в том, что эмоции лидера, подобно болезни, весьма заразны. Если вы помните об этом и стараетесь контролировать свои чувства, вам удастся создать обстановку, в которой людям будет легче работать вместе, принимать решения и достигать намеченных результатов.

Само собой разумеется, что эти правила можно соблюдать только при выключенном телефоне. Как говорит Дэниел Гоулман в своей книге «Фокус», у нас не так много задач, как нам кажется. Поэтому отключите телефон и уделите все свое внимание тем людям, с которыми вы находитесь здесь и сейчас.

В конце концов ваша работа заключается в том, чтобы сотрудники покидали собрание с положительными эмоциями по поводу его содержания, своего вклада и вас как их босса. Эмпатия позволяет вам быть в курсе происходящего, а самоконтроль помогает настраивать группу на продуктивный лад — и на радость от своего труда.

Читайте по теме: