читайте также
Наш клиент Джефф*, гендиректор технологической компании, часто срывался. Однажды швырнул телефон через всю переговорку. И стулья ломал. А уж как часто он повышал голос и разносил подчиненных в пух и прах. Да, иногда он сдерживался. Но не всегда.
Мы проводили двухдневную встречу с руководством компании, обсуждали стратегию и разбирали проблемы, мешавшие успеху фирмы. На одном заседании отчитывался операционный директор, назовем его Ник. И вдруг Джефф взорвался — побагровел, замахал кулаками, стал упрекать Ника в безответственности.
«Только что все было в порядке, — позднее признался он мне за ужином. — И вдруг я уже ору». Он приостановился, покачал в задумчивости головой: «Сам от себя такого не ожидал».
«Занятно, — ответил я. — А я десять минут следил за тем, как в вас накапливался гнев — пока наконец не выплеснулся».
Джефф изумился.
«Как вы это заметили?» — спросил он.
В недавно вышедшей книге «Правило четырех секунд» я разобрал ряд плохих привычек — манеру валить вину на других людей, затевать ссоры и даже стремление фиксировать цели (это кажется продуктивным, но часто дает ужасные последствия) и предложил альтернативы.
Вот в чем суть: привычку можно изменить очень быстро. Но сделать это трудно. По-настоящему трудно.
Очень непросто сменить направление в горячке момента, когда сердце учащенно бьется, адреналин подскочил, когда вы уже «завелись». Происходит инстинктивная реакция и как помешать ей идти привычным путем?
Как вовремя остановиться?
Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта
Помучавшись с собственными вредными привычками, я выработал трехступенчатый процесс:
- Осознание
- Способность сдержать порывы
- Замещение негативных паттернов
Нужно уделить особое внимание первому пункту, потому что пока мы не поймем, что происходит, мы ничего не в силах изменить. Момент осознания позволяет нам сделать крошечную паузу (именно об этих «четырех секундах» я пишу в книге). Если удастся остановиться, пусть всего на несколько мгновений, то можно справиться с непосредственной реакцией, вызванной зашкалившим уровнем адреналина. Эта реакция порождается той частью мозга — мозжечковой миндалиной, которая некогда спасала наших предков от саблезубых тигров. Сейчас принцип «бей или беги» в наше достаточно безопасное время лучше не использовать.
Беда в том, что эта реакция, раз включившись, несется как сошедший с рельс поезд.
Значит, подавить ее нужно, прежде чем она сработает. Момент осознания должен предшествовать реакции, а не происходить одновременно с ней и тем более после.
А из этого следует: нужно быть наготове. Что включает вашу негативную реакцию? Какой тип людей провоцирует вас на действия, о которых вы впоследствии сожалеете?
Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса
Выявив триггеры, эти спусковые крючки, продолжайте копать вглубь. Ищите самые ранние признаки того, что может случиться, чего вы хотите избежать. Учитесь угадывать, какие люди могут вызвать у вас такую реакцию — тогда момент осознания станет продуктивным.
«Как вы это заметили?» — спросил меня Джефф.
Я знал, что он задаст этот вопрос, и потому на встрече проследил минуту за минутой за развитием ситуации. Теперь я достал эти заметки.
«Что же вы увидели?» — спросил Джефф меня.
1-я минута: Ник выходит выступать перед аудиторией. Я знал, что у Джеффа есть к Нику претензии, и потому, как только Ник поднялся с места, понимал, что Джефф может сорваться.
3-я минута: Джефф притоптывает ногой.
4-я минута: Джефф постукивает ручкой по блокноту.
6-я минута: Дыхание Джеффа изменилось. Он дышит глубоко, с присвистом, как будто тяжело вздыхает.
8-я минута: Джефф вертится на стуле. Сидеть спокойно он не может. Ему физически плохо от голоса Ника.
9-я минута: Джефф перестал дышать. Буквально затаил дыхание.
10-я минута: БУМ!
Какие триггеры вызывают у вас подобный взрыв? Представьте свою реакцию в виде движущегося поезда, который делает много промежуточных остановок, пока не прибудет на вокзал (то есть пока вы не начнете орать, винить во всем других людей, себя и так далее). Обычно «пассажир» успевает проспать все остановки и просыпается как раз вовремя, чтобы выпрыгнуть на перрон, позабыв багаж в вагоне.
Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми
Постарайтесь выделить пять-шесть промежуточных станций. У Джеффа это было притопывание ногой, изменение дыхания, ерзание. Выясните, как обстоит дело с вами, как выглядят и как ощущаются ваши «станции». Обращайте внимание, как только они начинают мелькать за окном. Это и будет моментом осознания.
Лучший способ избавиться от дурной привычки — выходить из поезда как можно раньше. Тут придется потренироваться, поначалу вы будете пропускать первые станции. Но не отчаивайтесь: каждый раз, когда вам удастся осознать этот процесс, даже если вы разберете его уже постфактум, степень осознанности увеличится.
На следующий день по просьбе Джеффа я сел рядом с ним. Вновь на собрании говорил Ник, но теперь-то мы были готовы.
Когда Ник поднялся с места, я шепнул Джеффу:
— Он встает. Дышите глубже.
— Понял, — ответил Джефф.
Через пять минут я снова наклонился к Джеффу:
— Джефф, вы притоптываете ногой.
Джефф удивил на этом собрании всех: выступая, он ясно и кратко формулировал свои мысли, ни разу не повысив голос. И вот что самое удивительное: теперь, когда Джефф держал себя в руках, Ник смог признать свои недостатки, о чем раньше и мечтать было нельзя.
В том-то и суть. Непродуктивное поведение — оно именно что непродуктивно. Если удастся его изменить, то мы избавимся и от различных его негативных последствий. Главное — вовремя спохватиться и успеть сойти с поезда.
* Имена изменены.
Читайте по теме: