читайте также
Осознанность стала модным корпоративным увлечением. Эту практику широко рекламируют как быстрый путь к более эффективному лидерству. Однако мы предполагаем, что не все преимущества, которые приписывают осознанности, на самом деле связаны с ней. Наши исследования и анализ выявили сложную взаимосвязь между осознанностью и результатами деятельности руководителей. Лидерам, которые думают о своем карьерном развитии, важно понять эту взаимосвязь.
Осознанность – это фокусировка на внутреннем «я» для наблюдения за собственными мыслями, чувствами и действиями без объяснения и осуждения. Практика осознанности часто начинается с простой концентрации внимания на своем дыхании. Когда мысли начинают блуждать, вы замечаете это и затем снова фокусируетесь на дыхании. После того, как ваш навык концентрации укрепится, вы сможете в любой момент дня легко замечать свои внутренние переживания, не утопая в них. Преимущества, связанные с подобным видом практики, варьируются от укрепления отношений с другими людьми до повышения уровня эффективности руководства.
Возьмем, к примеру, руководителя высшего звена в корпорации из списка Fortune 100 по имени Шон. Он скажет вам, что осознанность сыграла ключевую роль в развитии его карьеры. В прошлом Шон столкнулся с серьезной проблемой – плато производительности. Как он выяснил, это было результатом его микроменеджмента и запугивания непосредственных подчиненных. Одержимый выполнением квартальных целей, Шон давил на своих сотрудников до предела, но результаты его команды не менялись. Он боялся, что его уволят или ему самому придется уволиться из-за эмоционального выгорания на почве перенапряжения от тревоги.
Шон говорит, что его спасла осознанность. После интенсивного обучения этой практике он научился останавливать себя, когда его тянуло броситься в работу и взять ее под контроль. Вместо этого он освоил поддерживающий стиль руководства и стал позволять подчиненным брать на себя больше ответственности. Он научился лучше управлять своими тревожными импульсами, и в результате атмосфера в команде стала менее напряженной для всех. Прямые подчиненные стали больше ему доверять и качественнее выполнять работу. Вместо увольнения по собственному желанию или по инициативе компании он получил повышение.
Шон был одним из 42 топ-менеджеров из организаций со всего мира, которые практиковали осознанность в рамках нашего исследования. Один из нас (Мэт Липпинкотт) наблюдал за ними в Пенсильванском университете. По мнению этих топ-менеджеров осознанность также связана с широким набором преимуществ, включая:
укрепление отношений с руководителями, коллегами своего уровня и подчиненными;
повышение производительности;
улучшение результатов по проектам;
более эффективное антикризисное управление;
увеличение бюджетов и общего количества участников команды;
позитивные оценки результатов деятельности;
продвижение по карьерной лестнице.
Один руководитель даже сообщил, что в результате его практик осознанности сотрудники перестали избегать общения с ним (раньше они разворачивались и уходили в противоположном направлении, когда видели его).
Но осознанность не волшебство. Какой механизм лежал в основе трансформаций этих руководителей? Подсказка: несколько руководителей, принимавших участие в исследовании, сообщили, что получили обратную связь от коллег. Те упоминали улучшения в таких направлениях, как эмпатия, управление конфликтами и убеждающая коммуникация. И именно эти направления один из нас (Дэниел) описывал в качестве ключевых компетенций эмоционального интеллекта.
Эта связь с эмоциональным интеллектом была отмечена во время бесед, которые Мэт проводил с самими участниками исследования. Вместо того чтобы провести прямую взаимосвязь между их практиками осознанности и улучшением результатов, руководители говорили о развитии самоанализа, который привел их к смене некоторых моделей поведения. Эти модели поведения согласуются с характеристиками, которые Дэниел описывает в «Перечне эмоциональных и социальных компетенций» (Emotional and Social Competency Inventory, ESCI) – признанном наборе критериев для оценки эмоционального интеллекта. На самом деле именно с помощью развития компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, осознанность превращает руководителей в более эффективных лидеров.
В случае с Шоном практика осознанности помогла ему заметить повышенный уровень тревожности и то, как он мешает его мышлению. Шон понял, что предъявляет на работе очень высокие требования к себе. Всех остальных он также заставлял соответствовать своим непоколебимым перфекционистским стандартам. Например, он ожидал, что люди, включая его самого, должны выдерживать экстремальные требования к рабочему месту. Осознав эти склонности, он также заметил, что хотя его принципы трудоголика помогли ему добраться до текущей позиции, они перестали быть эффективной лидерской стратегией. Соответствовать его нереалистичным ожиданиям относительно результатов было практически невозможно для любого сотрудника. Но поскольку в противном случае Шон готов был разнести их в пух и прах, в его команде начался тихий бунт и развитие застопорилось. Осознав это, Шон определил две компетенции, которые он мог развить: самоанализ и умение управлять собой.
В результате он снизил планку своих ожиданий до более реалистичных и учел мнение сотрудников при постановке целей. Эти изменения привели к развитию и других эмоциональных компетенций. Шон начал внимательно прислушиваться к членам своей команды, вместо того чтобы просто указывать им, что делать. Так он повысил свою эмпатию. Шон стал позитивнее смотреть на непосредственных подчиненных и их умение добиваться целей, рассматривая сотрудников как союзников, а не как источник проблем. Так его мировоззрение стало более позитивным. Он укрепил доверие, более открыто рассказывая о собственных страхах и слабостях, и стал чаще говорить откровенно. Это воодушевило его команду. Наше прошлое исследование показало, что улучшения в этих сферах компетенций – отношении к результатам, управлении конфликтами, эмпатии, позитивном мировоззрении и умении воодушевлять – повышают эффективность лидера, и пример Шона это подтвердил.
Практика осознанности направила Шона на путь совершенствования себя как лидера. Это позволило ему увидеть потенциальные направления для развития и помогло познать себя достаточно хорошо, чтобы изменить свои действия. Но улучшения как таковые произошли в области эмоционального интеллекта.
Мы считаем, что, фокусируясь на осознанности как на корпоративном увлечении, лидеры рискуют упустить другие возможности для развития ключевых эмоциональных навыков. Им больше поможет сознательная оценка и развитие полного набора способностей, связанных с эмоциональным интеллектом. Отчасти эта работа предполагает обучение осознанности и ее практику, но также она может включать формальную оценку эмоционального интеллекта и коучинг. К прочим средствам и подходам относятся ролевые игры, подражание лидерам, которыми вы восхищаетесь, и моделирование эмоциональных ситуаций, в которых вы могли бы вести себя иначе. Понимая, что за осознанностью стоит механизм развития широкого набора компетенций эмоционального интеллекта, лидеры могут целенаправленно работать над всеми сферами, которые окажут наибольший эффект на их лидерство.
Об авторах. Дэниел Гоулман – содиректор Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях при Университете Ратджерс, соавтор книги «Primal Leadership: Leading with Emotional Intelligence», автор книг «The Brain and Emotional Intelligence: New Insights», «Leadership: Selected Writings» и «A Force For Good: The Dalai Lama’s Vision for Our World». Его последняя книга – «Altered Traits: Science Reveals How Meditation Changes Your Mind, Brain, and Body». Мэтью Липпинкотт – предприниматель, исследователь и автор, участвует в разработке решений для лидеров. Получил докторскую степень в Пенсильванском университете, ранее занимал руководящие должности в двух крупнейших мировых компаниях по разработке программного обеспечения.