«ИИ будет все искуснее имитировать EQ»: профессор Фримпонг — о лидерстве в цифровую эпоху | Большие Идеи

・ Лидерство

«ИИ будет все искуснее имитировать EQ»: профессор Фримпонг — о лидерстве в
цифровую эпоху

Будущее лидерства — за гибридными моделями, в которых сильные стороны ИИ сочетаются с уникальными человеческими качествами, утверждает в своем исследовании профессор SBS Swiss Виктор Фримпонг. Подробнее о своей работе ученый рассказал «Большим идеям».

Автор: Анастасия Пушкарева

«ИИ будет все искуснее имитировать EQ»: профессор Фримпонг — о лидерстве в цифровую эпоху
Фото: SL

читайте также

Наш мир все еще не стал глобальной деревней

Джастин Фокс

Вредные советы: почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут

Робин Хогарт,  Эмре Сойер

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Лидерство начинается с дома

Тони Шварц

Традиционно лидеры курируют все процессы внутри команд: выстраивают отношения между сотрудниками, мотивируют команды и принимают решения, опираясь на эмоциональный интеллект. Но сегодня многие процессы автоматизируются, и новые технологии занимают прочное место в бизнесе, подменяя человека. Соответствуют ли существующие модели управления нуждам команд или необходимы новые?

На этот вопрос отвечает исследование профессора SBS Swiss Виктора Фримпонга The Impact of AI on Evolving Leadership Theories and Practices, опубликованное в Journal of Management World. Проанализировав 36 статей экспертов по лидерству ведущих университетов мира, он рассмотрел эволюцию роли руководителя и влияния ИИ на этот процесс. Профессор Фримпонг определил ключевые пробелы в традиционных системах лидерства, а также предложил несколько вариантов гибридных моделей управления. Эти модели не только опираются на эффективные технологические инновации, но и сочетаются с основами человечного лидерства — эмпатией, этикой и эмоциональным интеллектом.

«Большие идеи» поговорили с профессором о его работе и подготовили обзор исследования.

Доктор Фримпонг — преподаватель и член Научно-консультативного совета бизнес-школы SBS Swiss. Он имеет степень DBA (доктор делового администрирования) и степень магистра прикладных бизнес-исследований, полученные в SBS Swiss Business School, а также степень MBA, полученную в Henley Business School (Великобритания). Занимает должность вице-президента по вопросам комплаенса в одном из швейцарских банков в Цюрихе. Его академические интересы включают лидерство, прикладной искусственный интеллект и устойчивое развитие.

Почему вы исследовали влияние ИИ именно на лидерство, а не на более широкий круг управленческих практик?

ИИ, безусловно, трансформирует многие аспекты менеджмента, но я сфокусировался именно на лидерстве, потому что оно — основа организационного поведения. Лидерство формирует видение, отвечает за этические решения, управляет эмоциональным интеллектом и оказывает влияние [на процессы в бизнесе]. Все это ключевые человеческие качества, которые ИИ сегодня активно переосмысливает и бросает им вызов. Как я отмечаю в своей научной работе, «интеграция ИИ в функции лидерства — это уже не возможность, а реальность, трансформирующая то, как организации функционируют сегодня».
Когда меняется лидерство, вслед за ним меняются все организационные процессы — от стратегии до культуры. Поэтому понимание того, как ИИ трансформирует лидерство, дает нам самый ясный взгляд на будущее управления, этики и ответственности.

Можно ли предположить, что через несколько десятилетий ИИ будет обладать хотя бы функциональным подобием эмоционального интеллекта человека?

Это очень интересный вопрос — и он находится на стыке технологических прогнозов и философских размышлений. Согласно нашим исследованиям и текущим наблюдениям, ИИ, вероятно, сможет достичь того, что можно назвать функциональной симуляцией эмоционального интеллекта. Мы уже видим первые проявления этого — в виртуальных помощниках, чат-ботах службы поддержки и приложениях для поддержания ментального здоровья, которые могут распознавать эмоции, адаптировать тон общения и отвечать так, чтобы это выглядело как проявление эмпатии. В этом смысле вполне разумно ожидать, что через несколько десятилетий ИИ станет все более искусным в имитации эмоционального интеллекта и, возможно, будет даже довольно убедителен.

На плечах сегодняшних лидеров лежит ответственность за интеграцию инструментов ИИ в свою работу и поддержку основ «человечного» лидерства, которые недоступны новым технологиям — доверия, мотивации и этики принятия решений. Хотя ИИ увеличивает эффективность бизнеса в несколько раз, он не обладает эмоциональным интеллектом и моральными принципами, которые формируют облик этичного руководителя. И бесконтрольное усиление его позиций может привести к обезличенному взаимодействию внутри команд, а значит, и к решениям, последствия которых и их влияние на людей не будут учтены.

Сегодня появляются новые модели, в которых фактор ИИ занимает важное место.

  • Гибридное лидерство сочетает в себе высокотехнологичные инструменты и человечный подход в вопросе принятия решений. В этой модели ИИ обрабатывает данные, а результаты анализа интерпретирует руководитель, который и определяет, какое решение стоит принять.

  • Алгоритмическое лидерство означает, что ИИ преобладает в управленческих процессах. Новые технологии постигают области делегирования задач, мониторинга деятельности сотрудников и оценки их эффективности. То есть алгоритмы занимаются тем, что раньше входило в исключительную зону влияния управленцев. Такой сдвиг может ослабить позиции лидеров и поставить вопрос о целесообразности их роли.

  • Распределенное лидерство в организациях, использующих ИИ, демонстрирует, как искусственный интеллект способствует децентрализации принятия решений и снижению иерархичности. Эта модель формирует культуру сотрудничества и гибкости, помогая членам команды быстро адаптироваться и вовлекаться в разделение ответственности. Эффективнее всего такой подход работает с удаленными коллективами.

Как сохранить позитивное влияние ИИ при лидирующей роли человека

Очевидно, что ИИ недоступны эмоциональные аспекты лидерства, хотя его способности к анализу показывают впечатляющие результаты. Исследователи выделяют три способа внедрить ИИ в бизнес-практику и не потерять человечность.

  1. Применяйте гибридную модель лидерства, которая оставляет главенствующую роль за человеком, но не отказывается от благ, которые дает использование ИИ. Тогда руководители смогут контролировать этические аспекты работы с новыми технологиями, а ИИ будет управлять анализом данных и прогнозным моделированием.
  2. Инвестируйте в развитие компетенций человечного лидера. К ним относятся эмоциональный интеллект, эмпатия, искусство общения. Обучающие программы в сфере коммуникации помогают руководителям поддерживать и укреплять связи со своими сотрудниками, а ИИ — анализировать их поведение, чтобы затем на основе этих данных принимать управленческие решения.
  3. Следуйте за инновациями. Сейчас разрабатываются инструменты, которые позволят анализировать эмоции на базе ИИ, а также измерять внутреннее состояние команд. Такие знания помогут лидерам оценить динамику отношений в коллективе и понять, как углубить их и сделать более комфортными и доверительными для каждого сотрудника.

А чтобы преодолеть возможные страхи и сомнения коллег, лидерам стоит вести открытую коммуникацию по всем вопросам использования ИИ в компании. Например, исследования показывают, что сотрудники, которые понимают принцип работы ИИ, более вероятно поддержат текущие и дальнейшие инновации. Если прозрачности в этом вопросе не будет, команды не смогут доверять своим руководителям, а значит, будут сопротивляться их действиям и мешать внедрению новых полезных технологий.

Как быть с прозрачностью?

  • Выстраивайте четкую коммуникацию с сотрудниками о целях, процессах и результатах использования ИИ.

  • Предлагайте механизмы анонимной обратной связи, которая бы давала возможность подвергать сомнению решения ИИ.

Наше будущее — это не только выбор между лидерством человека и ИИ. Оно учитывает, в том числе, разработку гибридных моделей, в которых ИИ выступает в качестве инструмента, повышающего способность человека к принятию сложных решений.

Современные теории лидерства и организационные модели должны эволюционировать, чтобы максимально использовать возможности ИИ, одновременно сохраняя фундаментальные человеческие аспекты: доверие, способность к сотрудничеству и этическое принятие решений. Внедрение ИИ в процессы управления требует взвешенного и ответственного подхода, гарантирующего соответствие технологий ценностям организации и их положительное влияние на вовлеченность сотрудников и общий успех компании.