Уроки долголетия от 88-летнего производителя молний | Большие Идеи
Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки долголетия от 88-летнего производителя молний

Тамер Кавусгил , Себастьян ван дер Вегт , Элизабет Напье
Уроки долголетия от 88-летнего производителя молний
Иллюстрация: Westend61/Getty Images

В эру быстро меняющихся глобальных рынков, невероятных возможностей взаимодействия, повышенной конкуренции и возросших ожиданий клиентов трудно оставаться на вершине в течение долгого времени. Ведущие бренды, такие как Nokia, Blockbuster, Kodak, Borders, Sports Authority и Toys R Us, утратили свою актуальность, а другие перешли в разряд мелких игроков.

Непросто основать и поддерживать бизнес, а тем более сохранять мировое лидерство в течение многих лет. Только в США приблизительно 65% компаний терпят крах в первые 10 лет своего существования. По данным Федерального бюро статистики труда США, всего около 25% компаний живут 15 лет и более. Отсюда возникает вопрос: в чем разница между теми, кто выживает и процветает, и теми, кто гибнет?

Долголетие организации зависит от того, насколько она способна добиваться успеха на разных рынках с течением времени безотносительно изначальных задач и роли основателей. Несмотря на растущее число исследований на тему устойчивости бизнеса, тема организационного долголетия часто упускается из виду.

Мысли о долголетии

Если вы посмотрите на молнию у себя на одежде с изнанки, то вполне вероятно увидите три маленькие буквы — YKK. Большинство не подозревает, что YKK — название японского производителя молний Yoshida Kogyo Kabushikikaisha, что можно приблизительно перевести как закрытая акционерная компания Yoshida.

YKK, основанная в 1934 году, производит приблизительно 10 млрд молний в год. YKK Group включает два основных направления: застежки и архитектурные изделия. На подразделение застежек, включающее производство молний для швейной промышленности, приходится приблизительно 40% международного бизнеса компании. Остальные 60% обеспечивает подразделение, выпускающее архитектурные изделия для окон, дверей, светопрозрачных фасадов и даже мостов, а также продукты по очистке океана для нефтегазовой промышленности. Компания в течение многих десятилетий остается лидером рынка по продажам молний. Возникает вопрос: что способствует ее успеху и долголетию?

Последние три года мы изучали работу американского подразделения YKK. Впервые мы посетили Национальный производственный центр YKK в Мейконе, штат Джорджия, в 2019 году. Во время этого визита мы увидели повседневную жизнь компании и в неформальной обстановке побеседовали с несколькими руководителями и сотрудниками YKK, включая вице-президента по связям с населением и корпоративным коммуникациям. Мы также проконсультировались у экспертов отрасли и следили за новостями о YKK в деловой прессе штата Джорджия. Кроме того, мы знакомы с методологией полевых исследований и экстраполирования и комбинирования первичных и вторичных данных из внутренних (пресс-релизы, годовые отчеты) и внешних источников (сообщения в СМИ, отраслевой анализ и т. д.).

В настоящее время YKK работает в 73 странах и имеет 100 полностью принадлежащих ей подразделений. С самого начала компания стремилась создавать «продукты более высокого качества с более низкими затратами и высокой скоростью», предлагая разнообразный ассортимент продукции, включающий молнии, пластиковую фурнитуру, ленту-липучку, кнопки и пуговицы. YKK сама производит сырье и патентованное производственное оборудование. Это позволяет поддерживать высокое качество продукции, при этом обеспечивая более низкие затраты, предсказуемость поставок и защиту интеллектуальной собственности. И, что самое важное, компания может быстро реагировать на потребности клиентов.

С этой точки зрения кажется очевидным, что YKK сохранила лидерство на рынке благодаря способности адаптироваться к потребностям клиентов, вниманию к качеству и использованию гибкой цепи поставок. Однако чтобы действительно понять причины успеха YKK, мы должны смотреть глубже, обращая внимание не только на качество и удовлетворение потребностей клиентов (это можно считать необходимым, но не достаточным условием: без этого редкая компания добьется успеха). Причины продолжительного успеха компании являются более сложными и разнообразными. Мы считаем, что секрет долголетия YKK состоит в сочетании шести факторов. Ни один из них не уникален сам по себе, но вместе они оказывают взаимно усиливающее влияние на долгосрочные результаты компании.

Давайте рассмотрим, как каждый из этих факторов способствовал процветанию YKK.

1. Ответственное отношение к стейкхолдерам

YKK опередила свое время, когда ее основатель и председатель совета директоров Тадао Йошида заявил, что философия компании должна быть такой: «Никакое дело не может процветать, не принося пользу другим». Он назвал это «циклом добродетели» (cycle of goodness) и даже зарегистрировал это понятие как товарный знак.

В результате YKK делает все, чтобы установить связи со стейкхолдерами на местном, общественном и глобальном уровне. Во время визита на предприятие в 2019 году мы увидели пример объединения ценностей жителей Джорджии, работающих в производственном центре, и японского руководства, управляющего офисом. В YKK очень стремились объединить расслабленный темп жизни Джорджии, консервативный стиль и «южное гостеприимство» с важнейшими ценностями внутреннего рынка YKK — достоинством, почтением и уважением. Способность выявлять и анализировать местные интересы и стейкхолдеров позволила компании выйти на международный рынок и вписаться в культуру разных стран мира.

Основополагающим принципом вовлечения стейкхолдеров является вклад в развитие региона и работа, не наносящая вреда окружающей среде. Благодаря своим корпоративным ценностям YKK далеко опережает большинство конкурентов по интеграции устойчивости во все аспекты бизнеса. С 2017 года компания ежегодно предоставляет отчет о финансовой, социальной и экологической деятельности. В 2021 году компания сообщила, что инвестировала 2,5 млрд иен ($23 млн) в экологические проекты, и пообещала к 2050-му достичь нулевого баланса выбросов парниковых газов. Она также предоставляет подробные данные по таким продвинутым индикаторам, как уровень переработки (82,3%) и выбросы CO2 (снизились на 20% с базового уровня 2018-го). Уровень переработки YKK заслуживает особого внимания. 82,3% — это гораздо выше среднего показателя по сопоставимым отраслям (в текстильной промышленности в 2018-м он составил 14,7%, в производстве одежды и обуви — 13%). Это также означает, что YKK уже перевыполнила цель Агентства по охране окружающей среды достичь к 2030 году уровня переработки 50%.

2. Частное владение

Многие фирмы, находящиеся в частной собственности, в какой-то момент решают или выйти на биржу, или продать бизнес крупной частной инвестиционной компании. YKK не сделала ни того ни другого, что дает ей большую гибкость в выборе стратегического направления без первоочередной необходимости в любых обстоятельствах обеспечивать квартальную прибыль.

Финансовая отчетность YKK демонстрирует медленный, но устойчивый рост. 20 лет назад операционная прибыль бизнеса по производству застежек оценивалась в пределах 11—16%. Прибыль AP Group колебалась от 2 до 6%, а в 2009 году, во время экономического спада, группа понесла убытки. Эти отчеты показывают, что молнии обеспечивают устойчивую, даже выдающуюся прибыль для группы компаний YKK, в то время как подразделение архитектурных продуктов — масштаб, доступ к инновациям и доход.

YKK предлагает всем своим сотрудникам возможность стать акционером компании и даже получать дивиденды. В настоящее время ассоциация сотрудников-акционеров возглавляет акционеров YKK Corporation.

3. Внимание к качеству

С самого начала своей работы YKK делала все возможное, чтобы выделиться на фоне других в отрасли, установив уникально высокие стандарты качества. Одна из ключевых ценностей YKK — «настаивать на качестве во всем», и, согласно веб-сайту фирмы, вся ее деятельность направлена на обеспечение качества. На каждом предприятии YKK проводятся различные проверки качества, и о них регулярно отчитываются перед штаб-квартирой компании, расположенной в Японии.

YKK Group применяет интегрированные производственные процессы, разрабатывая собственное производство, материалы и производственное оборудование. Это позволяет поддерживать высокое качество продукции и обеспечивать бесперебойные поставки материалов. Как уже упоминалось, этот подход также помогает YKK быстро реагировать на потребности и особые запросы клиентов. И, наконец, это обеспечивает преимущества быстрого, скоординированного внедрения новых методов и технологий. Быстрый просмотр Google Patents показывает сотни патентов, поданных YKK и подтвержденных Ведомством по патентам и торговым маркам США.

4. Ценности компании

Многими заводами YKK по всему миру руководят японские специалисты, которым свойственен сильный и несколько патерналистский стиль управления. «Цикл добродетели» основывается на принципе честности по отношению к местному населению и сотрудникам, который лежит в основе всей управленческой деятельности компании. Система корпоративного управления YKK осуществляется через ее основные ценности:

советуем прочитать

Об авторах

Тамер Кавусгил (S. Tamer Cavusgil) — профессор кафедры и исполнительный директор Центра международного бизнес-образования и исследований Университета штата Джорджия, приглашенный профессор Университета Лидса, Великобритания.

Себастьян ван дер Вегт (Sebastian van der Vegt) — соучредитель компании WBMV Consulting и управляющий директор компании Untold Communications, занимающейся консалтингом в области стратегических коммуникаций. Родился в Нидерландах, жил и работал на четырех континентах. Он также работал в ООН и более десяти лет в компании The Coca-Cola Company.

Элизабет Напье (Elizabeth Napier) — преподаватель маркетинга и международного бизнеса в Университете Толедо. Ее исследования посвящены международным компаниям и их взаимодействию с местными рынками и окружающими экосистемами.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Реформы по правилам
Джон Коттер,  Майлз Роберт,  Стребел Пол
Книги
Никольская Вера подготовила