Пять ловушек власти, которые подстерегают вас на руководящем посту | Большие Идеи

・ Лидерство
Материал опубликован в Harvard Business Review

Пять ловушек власти, которые подстерегают вас на
руководящем посту

С получением руководящей должности ваши отношения с властью меняются: вы обретаете больше полномочий, и люди начинают по-другому себя с вами вести

Авторы: Джули Даймонд , Лиза Зигарми , Лесли Моунс

Пять ловушек власти, которые подстерегают вас на руководящем посту
Фото: NFA

читайте также

Как «зацепить» онлайнового клиента

Айзингерих Андреас,  Кречмер Тобиас

Не верьте готовым ответам

Нил Берден

Жизнестойкость: как выстроить собственную стратегию выживания

Джилл Коркиндейл

Бывшие коллеги нужнее, чем вы думаете

Дэвид Буркус

Есть такая старая поговорка: чем выше ваша должность, тем смешнее ваши шутки. Но нет ничего смешного в том, что власть меняет человека. Она изменяет ваши суждения, восприятие и поведение. Однако люди куда реже осознают: власть меняет не только вас, но и тех, кто вас окружает. Когда вы становитесь начальником и ваши подчиненные возлагают на вас свои надежды, то оказываетесь в центре внимания. Вы заняли высокий пост, и теперь вас воспринимают уже не просто как личность, а как символ власти. Люди могут переоценивать ваши идеи и недооценивать собственные. Возможно, они будут давать вам менее честную — и менее соответствующую действительности — обратную связь. Вероятно, подчиненные станут с меньшей охотой высказывать свое мнение, доверять собственному восприятию, а также идти на риски. Кроме того, члены коллектива могут сквозь пальцы смотреть на ваше недобросовестное поведение. У людей также возникают завышенные ожидания относительно ваших возможностей — или, напротив, они будут относиться к вам скептически, желая прежде убедиться, достойны ли вы своего статуса.

И что в результате? То, как люди реагируют на вашу власть, оказывает на вас влияние, о котором вы, возможно, даже не подозреваете. Не осознавая происходящих с вами изменений, вы можете угодить в ловушки, а это помешает вам достигать своих целей и выполнять то, что необходимо вашей компании. Согласно исследованиям, когда руководители неправильно пользуются своей властью, у подчиненных снижаются мотивация и желание внести максимальный вклад в общее дело.

В этой статье обозначены пять ключевых ловушек власти, которые мы увидели, консультируя топ-менеджеров компаний. Конечно, эти ловушки могут подстерегать руководителей всех уровней; но чем дольше вы занимаете руководящую должность, тем выше вероятность того, что они могут стать  экстремальными и даже опасными. И хотя вы не в силах контролировать реакцию людей на вас, но вы можете проанализировать свое поведение и применить стратегии, способные смягчить негативные последствия, вызванные динамикой власти. Ваша задача — распоряжаться своей властью так, чтобы она работала на вас, а не против вас.

Ловушка спасателя

Когда вас считают авторитетным человеком, вы можете угодить в ловушку спасателя: вам придется часто давать советы, иметь ответы на все вопросы и быть слишком отзывчивым. Это проявляется в том, что вы становитесь спасателем в каждой трудной ситуации, лишая вашу команду возможности проявить себя. Или вы можете стать хвастуном и непременно высказывать свое ценное мнение, даже если тема разговора находится за пределами вашей компетенции. Вот симптомы того, что человек оказался в ловушке спасателя: он пытается решить проблемы каждого, занимается микроменеджментом, а также дает советы, в которых люди не нуждаются, — или же комментирует темы, не входящие в область его знаний.

Почему это становится проблемой? Когда вы поглощены спасением других, вы становитесь слишком уверенным в своем мастерстве. Ваша потребность в том, чтобы приносить пользу или все контролировать, превращает вас в единую точку отказа. Кроме того, вы исключаете возможность значимого участия других людей, ограничивая их способность внести свой вклад, а в перспективе они могут почувствовать себя менее самостоятельными или ответственными.

Не угодить в ловушку спасателя и держать свой профессионализм под контролем вам помогут следующие приемы.

— Спрашивайте, прежде чем отвечать. Пусть у вас войдет в привычку задавать один вопрос, прежде чем отвечать.

— Будьте честны с собой. Сколько из тех идей и предложений, которые вы высказываете во время встречи с коллегами, по-настоящему получают воплощение? Попросите людей анонимно оценить пользу ваших предложений.

— Когда члены команды компетентны в своем деле, но с опаской относятся к какой-либо новой цели или задаче, внимательно прислушивайтесь к их тревогам и способствуйте решению проблем. Такого рода поддерживающее поведение позитивно влияет на мотивацию и развитие сотрудников, а также удерживает вас от роли спасателя.

Ловушка самоуспокоенности

На руководящем посту вы часто по определению являетесь экспертом — от вас ждут ответов на многие вопросы. Тем не менее, по контрасту с ловушкой спасателя, ловушка самоуспокоенности — следствие угасающего любопытства. Вы задаете меньше вопросов. Думая, что понимаете проблему, вы уже не стараетесь глубже в нее заглянуть. Вы воспринимаете молчание как согласие и полагаете, что согласие свидетельствует о достижении консенсуса.

Когда вы попадаете в ловушку самоуспокоенности, это значит, что вы упускаете шанс добраться до истины, поскольку не провели более глубокое обсуждение. Вы не задавали вопросов: «Может быть, я что-то упускаю?» или «Что могло ускользнуть от моего внимания?» Когда кто-то обращается к вам за помощью, лучше дать ответ, а не спрашивать: «Что вы предприняли?» или «В чем, по-вашему, заключается сложность?»

Почему это становится проблемой? Из-за самоуспокоенности вы рискуете упустить информацию и данные, необходимые для принятия верных решений. Кроме того, вы не способствуете тому, чтобы у членов вашей команды развивались критическое мышление и самостоятельность.

Избежать ловушки самоуспокоенности и побороть свою расслабленность, из-за которой вы упускаете важную информацию, вам помогут следующие приемы.

— Углубляйтесь в ситуацию, чтобы изучить предположения, ценности и убеждения, являющиеся ключевыми для обсуждения. Спрашивайте: «Какие прогнозы мы делаем?», «О чем мы еще не спросили?», «Что может заметить внешний стейкхолдер, конкурент или клиент из того, что мы еще не учли?»

— Уходите от самоуспокоенности, используя технику «пяти почему» в ваших дискуссиях. Когда кто-то задает вопрос или обозначает проблему, задавайте встречный вопрос «почему», пока не отыщете главную причину.

— Будьте проактивными и делитесь приобретенными знаниями, чтобы самоуспокоенность никогда не была опцией по умолчанию, а постоянное обучение стало ценностью.

— Находитесь здесь и сейчас. Самоуспокоенность бывает симптомом того, что вы отвлеклись, а также результатом многозадачности и невнимательности. Отложите в сторону телефон, когда говорите с кем-то вживую. Если вы на совещании, закрывайте свои электронные устройства и задавайте вопросы. Тогда вы действительно находитесь здесь и сейчас, ваша заинтересованность выглядит естественной, а значит, вы показываете другим, что сказанное и предложенное ими важно для вас.

Ловушка уклонения

Руководящий пост располагает к выбору легких путей. Он предоставляет вам больше автономии, вариантов выбора и возможностей, и позволяет избегать неприятных задач: вы можете перепоручить их другим людям или, если удастся, полностью уклониться от их выполнения. Вы можете уйти от тяжелого разговора или не давать жесткую обратную связь. У вас есть возможность отмахнуться от конфликта, отравляющего атмосферу в вашей команде. Бывает, что вы сквозь пальцы смотрите на грубое поведение сотрудника, потому что вам неловко его отчитывать.

Почему это становится проблемой? Когда вы уклоняетесь от неприятных аспектов своей работы, это на некоторое время облегчит вашу ношу, но в долгосрочной перспективе вас только ослабит. Когда вы избегаете сложных дел, это снижает вашу способность выполнять их самостоятельно. Эмоциональные мышцы, благодаря которым мы справляемся с дискомфортом, преодолеваем конфликты и непредвзято относимся к другим точкам зрения, начинают атрофироваться.

Руководитель, которы привередничает в выборе своих задач, тем самым посылает сотрудникам сигнал, что к выполнению своих обязанностей можно подходить избирательно. Такие начальники воспринимаются как ненадежные люди, сотрудники испытывают к ним все меньше доверия, а в конечном итоге начинают меньше доверять и организации, где подобное допускается.

Не попасть в ловушку уклонения — и встречать трудности с открытым забралом, а не увиливать от них — вам помогут следующие приемы.

— Задайте себе вопрос о своих обязанностях. Чего требует от вас эта должность? Что входит в круг ваших компетенций? Должны ли вы выполнять ту или иную задачу?

— Спросите себя, во сколько ваше бездействие обходится вам, окружающим, вашей команде и вашей компании. Каковы последствия того, что вы не занялись решением той или иной проблемы? Что, если тот пример, который вы подаете своей команде, дорого обойдется вам в долгосрочной перспективе? Когда вы уклоняетесь от выполнения задачи, вы тем самым уменьшаете или увеличиваете свою нагрузку?

— Поменяйте стрессовый тип своего мышления с изнурительного на позитивный. Ваше восприятие проблемы влияет на то, насколько тяжелым будет для вас ее решение. Если вы развиваете у себя позитивный тип мышления (согласно которому стресс может приносить пользу) и беретесь разрешать конфликтные ситуации, вы станете более сильным лидером и будете все реже избегать неприятных задач.

— Мы уклоняемся от дел, которые, по нашим ощущениям, не соответствуют нашим компетенциям. Составьте список задач, входящих в ваши должностные обязанности. Определите, от каких задач вы либо уклоняетесь, либо медлите с их выполнением. Наймите коуча или наставника, чтобы внимательно изучить этот список и определить, какие навыки требуются для выполнения этих задач. Пусть ваш наставник проследит за тем, чтобы вы делали успехи, совершенствуя у себя эти навыки.

Ловушка дружбы

Обладание властью порой вызывает неловкость, и руководители могут угодить в ловушку дружбы со своими непосредственными подчиненными. Например, вам знакома ситуация, когда вы ведете себя с кем-то на равных, хотя это не соответствует действительности. Такие лидеры слишком рассчитывают на свою личную власть и отказываются от полномочий, которые дает им руководящий пост, в попытке понравиться и минимизировать свой «властный след». Это происходит, когда кто-то получает повышение по службе и внезапно оказывается начальником своих бывших коллег. В такой ситуации новому руководителю сложно принимать решения или требовать от людей выполнения их обязанностей. Кроме того, может произойти разглашение конфиденциальной информации или кто-то оказывается в любимчиках. Одним словом, бывает немало вещей, способных посеять смятение и хаос.

 

Почему это становится проблемой? Неправомочное использование власти — одновременно как бездействие (неспособность поступить правильно), так и действие (совершение неправильного поступка). Если руководитель не олицетворяет власть, соответствующую его должности, сотрудники не знают, чего от такого управленца ждать, что мешает им сосредоточиться на выполнении задач. Кроме того, если вы не берете на себя полномочия, положенные вам по должности, образуется вакуум, который зачастую заполняется самым властным участником вашей команды, причем вовсе необязательно, что этот человек наиболее компетентен. Это приводит к росту напряженности и конфликтам.

Избежать ловушки дружбы и взять на себя все полномочия, соответствующие вашей роли, вам помогут следующие приемы.

— Проанализируйте, почему вас повысили по службе; скорее всего, вы обладаете навыками, соответствующими вашим должностным обязанностям. Составьте список причин, почему именно вы подходите для этой должности, и держите этот список под рукой, чтобы к нему обращаться.

— Примиритесь с властью. Мы знаем, что властные полномочия у многих менеджеров зачастую вызывают неловкость, поскольку они неоднократно видели, как другие руководители неверно этой властью пользовались. Подумайте об окружающих или других известных вам людях, которые эффективно реализовали свои властные полномочия. Благодаря каким именно поступкам их руководящая деятельность успешна? Есть ли какие-то способы поведения или подходы, которые вы могли бы перенять?

— Составьте список всех своих сильных сторон и подумайте, как они могут пригодиться вам на вашей должности. Когда ваши личные достоинства воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, вы склонны использовать их беспорядочно, а не обдуманно. Любые сильные стороны — даже служебное соответствие — могут стать балластом, если ими злоупотреблять.

— Четко оговаривайте с вашей командой все новые отношения и обязанности. Подумайте об использовании системы принятия решений для конкретных проектов. Эти осознанные дискуссии помогают избавиться от сомнений и недомолвок относительно того, как вы используете власть, данную вам новой должностью.

Ловушка стресса

Лидерство — стресс по своей природе, и руководители испытывают невероятный прессинг, чтобы добиться результатов. Быстрые технологические изменения и волатильные рынки порождают постоянную неуверенность и нестабильность. Многие руководители также оказываются в тисках между подчиненными и вышестоящими начальниками. Им приходится одновременно заниматься разными делами: соблюдать сроки выполнения проектов, следить за показателями, сокращениями бюджета и товарооборотом.

Неуправляемый стресс губителен не только для руководителя, который его испытывает, но и для тех, кто находится в его непосредственном окружении. Если вы забрасываете подчиненных сообщениями посреди ночи, грубо отвечаете на запросы или в отчаянии занимаетесь микроменеджментом, вы вызываете пассивный стресс, передавая свое эмоциональное состояние другим. Все это усиливается, поскольку на вас смотрят сквозь призму вашей власти. У каждого может быть трудный день, вам как руководителю кажется, что вы лишь немного раздражены, но, с точки зрения сотрудника, ВЫ ПИШЕТЕ СПЛОШНЫМ КАПСЛОКОМ.

Почему это становится проблемой? Чтобы не попасть под горячую руку, когда у вас стресс, ваши непосредственные подчиненные могут приукрашивать плохие новости или не будут сообщать вам о каких-то вещах, пока не станет слишком поздно. Люди не могут мыслить ясно и творчески в атмосфере смятения. Особенно тревожно, что пассивный стресс повышает риск развития у сотрудников ишемической болезни сердца.

Избежать ловушки стресса и управлять своим стрессом, чтобы не передавать его другим, вам помогут следующие приемы.

— Разработайте набор стратегий для управления стрессом: осознанность, техники дыхания и релаксации, когнитивно-поведенческая терапия или другие способы, позволяющие добиться равновесия между разумом и телом.

— Чтобы снизить уровень стресса, улучшайте свой распорядок дня. Обязательно делайте паузы между совещаниями, занимайтесь спортом, правильно питайтесь и включайте в расписание мини-перерывы после периодов напряженной работы. Управляя своей энергией, вы не только улучшаете свое психическое здоровье, но также становитесь более продуктивными и повышаете производительность труда своей команды.

— Полностью избежать стресса невозможно, поэтому отложите написание тяжелого для вас письма или ответ на сложный запрос, чтобы дать себе время подумать, обсудить проблему с кем-то по телефону или прогуляться. Кроме того, можно ограничить время, выделенное на электронную переписку и другие способы коммуникации, официальными часами работы (например, с 9:00 до 17:00). Тем самым вы проявите уважение к другим людям, а также получите дополнительное время, чтобы подумать и преодолеть негативные эмоции.

***

Когда вы становитесь руководителем и реализуете свои властные полномочия, приведенные выше ловушки неизбежны. Люди предполагают, что у вас есть все необходимые ответы на вопросы и к вашему мнению надо всегда прислушиваться. Ваша должность дает вам возможность избегать мелочей, чтобы вы могли сосредоточиться на главном. Вы должны в той или иной мере применять коллегиальный подход и не быть авторитарным, чтобы вдохновлять и поддерживать свою команду.

Тем не менее, путь лидера сложен. Если вы не будете начеку, любая из описанных нами ловушек может подорвать ваш авторитет руководителя и снизить эффективность. Если вам говорят о том, что вы оказались в одной из этих ловушек или сами замечаете, что злоупотребляете своими полномочиями, мы предлагаем вам поработать над собой, применяя соответствующий инструмент. Когда вы осознанно пользуетесь властью, полученной благодаря вашей должности, вы расширяете возможности окружающих людей, создаете условия для плодотворной деятельности и помогаете своей организации добиться лучших результатов.