Люди — лучший учебник | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Люди —
лучший учебник

Чему могут вас научить ваши знакомые

Авторы: Бен Касноча , Крис Йе , Рид Хоффман

Люди — лучший учебник
Фото: Алехандро Гуйхарро

читайте также

Стартап по науке: зачем основателям стартапа научное мышление

Альфонсо Гамбарделла,  Арнальдо Камуффо,  Кьяра Спина

Цель как средство

Анджан Такор,  Роберт Квинн

Непростые решения

Дэвид Максфилд

Правила поведения на корпоративных партсобраниях

Борис Щербаков

За последние 20 лет интернет преобразил нашу повседневную жизнь и деловые практики — неудивительно, что он меняет и подход компаний к развитию специалистов. С появлением облачной среды для персонального обучения получать новые знания стало проще и дешевле. Учеба превратилась в насущную необходимость: чтобы успевать за изменениями и ничего не упустить, бизнес-лидеры вынуждены становиться вечными студентами. Они должны не только любить учиться, но и испытывать постоянную потребность в обретении новых навыков. Лидеры и инноваторы, с которыми мы общались в Кремниевой долине и других уголках мира, отличаются незаурядными способностями к обучению. Вечных студентов независимо от их возраста и сферы деятельности необходимость учиться чему-то новому не пугает, а радует.

Впрочем, известные нам топ-менеджеры редко учатся на официальных курсах или проходят стандартные программы, в том числе онлайн. Даже виртуальные учебные программы плохо подходят для динамичной бизнес-среды. Ни один курс, выбранный из каталога, не будет содержать инструменты для адаптации к изменениям. В процессе написания книг и создания подкастов мы брали интервью у множества успешных предпринимателей и топ-менеджеров и не припоминаем, чтобы кто-то назвал ключевым фактором своего успеха курсы для руководителей.

Лучшие из известных нам лидеров учатся совершенно иначе — используя то, что мы называем сетевым разумом.

Рид Хоффман сумел решить серь­езную проблему, вставшую перед PayPal, положившись на знания своих знакомых. В то время компания пыталась запустить PayPal Japan, но процесс то и дело затягивался. Каждую неделю юристы обнаруживали новые сложности, не позволявшие подразделению открыться. Рид обратился к восьми своим друзьям, имевшим хорошие связи в Японии, и спросил, не знают ли они кого-то, кто мог бы помочь. Все трое назвали Дзёи Ито, венчурного капиталиста и предпринимателя. Рид познакомился с Ито и обсудил с ним ситуацию. Тот нашел консультанта, который сумел добиться от Агентства по финансовым услугам Японии официального разрешения для PayPal запустить сервис — при условии, что его сайт будет не на японском языке: англоязычные сайты юридически считались работающими не в Японии. PayPal Japan почти мгновенно вышел на рынок, а Рид и Дзёи (который сейчас руководит MIT Media Lab) стали друзьями и продолжают активно сотрудничать.

Конечно, выстроить подобную «учебную сеть» проще, если вы работаете в известной фирме и у вас уже множество связей (или если ваш опыт сам по себе притягивает к вам людей). Но даже если все это не о вас, к созданию такой сети стоит приложить усилия: преимущества обучения с глазу на глаз очевидны. При личном общении люди часто делятся наблюдениями, которые не излагают перед большой аудиторией, в письменном виде или онлайн. К тому же, задавая вопросы, вы можете получить нужные именно вам разъяснения. При такой форме обучения нельзя отсидеться на последней парте — придется делать «домашнюю работу».

Вот еще одно свидетельство эффективности этого подхода. Когда истинный вечный студент Брайан Чески масштабировал Airbnb, он просил совета у таких экспертов, как Уоррен Баффет. Выступая перед нашими студентами в Стэнфорде, Чески сказал: «Если вы найдете нужных людей, вам вообще не придется ничего читать. Мне пришлось научиться находить экспертов. Например, когда нужно было разобраться в вопросах безопасности, я отправился к Джорджу Тенету, экс-главе ЦРУ».

Важно помнить: многие эксперты неизвестны широкой публике. Сооснователь Dropbox Дрю Хьюстон во время записи подкаста Masters of Scale дал Риду совет: «Общайся с предпринимателями, необязательно с известными. Ищи людей, которые обогнали тебя на год, на два, на пять лет. Обязательно научишься чему-то важному и оригинальному».

Онлайн-курсы тоже могут быть весьма полезны, особенно для обретения узких технических навыков (например, в программировании) или менеджерских компетенций (скажем, в проведении аттестаций). Сын-подросток Криса Йе проходит такие курсы для развития навыков в сфере компьютерной анимации и разработки видеоигр: учиться в своем темпе, не выходя из дома, и удобно, и полезно. К онлайн-образованию периодически обращаются все лидеры.

И все же готовые учебные программы стоит рассматривать лишь как один из множества источников знаний — но не как единственный источник. 20 лет назад Билл Гейтс писал: «Самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией. Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете». Сегодня это верно как никогда, но традиционный подход к информации и знаниям недостаточно глубок. В нашей системе образования знания рассматриваются как основной капитал, приобретаемый в определенный период жизни. На самом же деле знания постоянно меняются, а грамотные лидеры не перестают приобретать их и применять в работе.

В наш сетевой век каждый день несет нам новые испытания и нестандартные задачи, проверяя нас на прочность. Зачастую лучший способ найти путь к решению — поговорить с теми, кто уже оказывался в похожей ситуации. Все, что вам нужно, — просто задавать вопросы.

Об авторах

Рид Хоффман (Reid Hoffman) — сооснователь LinkedIn и партнер венчурной фирмы Greylock Partners. (Его подкаст Masters of Scale продюсирует компания WaitWhat, реализующая проекты вместе с материнской компанией Harvard Business Review — Harvard Business Publishing.)

Крис Йе (Chris Yeh) — предприниматель, писатель и оратор.

Бен Касноча (Ben Casnocha) — основатель и партнер венчурного фонда Village Global. Рид Хоффман и Крис Йе — соавторы книги «Blitzscaling» (Currency, 2018).