Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся
Петер Зашев
На мой взгляд, лучший способ, позволяющий быстро оценить шансы успеха любой компании, — присмотреться к менеджерской команде. В больших компаниях нужно смотреть на команду топ-менеджеров, или, как я люблю их называть, корпоративный Олимп. Всё, что мы знаем о менеджменте и лидерстве, говорит о том, что именно эти «олимпийские боги»: а) своим поведением создают корпоративную культуру компании; б) задают стратегический вектор ее развития; в) принимают важные и очень судьбоносные решения. Таким образом, в наш динамичный век, когда все быстро и непрерывно меняется, их знания и умения важно и нужно непрерывно развивать на благо компании. Перефразирую Уоррена Баффета: нам нужны эксперты по завтрашнему дню, а кругом только эксперты по вчерашнему.
Но как бы логично и очевидно все это ни звучало, в действительности с «богами» работать исключительно сложно или даже невозможно. В Восточной Европе в целом и в России частности эти «олимпийские боги» часто считают, что они знают все или почти все. Побочный результат такого мышления выражается в том, что они с неохотой присоединяются к корпоративными программам, в которых участвуют менеджеры уровня ниже «Олимпа» (хотя, участвуя именно в этих программах они смогут слышать правильные мысли сотрудников, понимать вектор изменения корпоративной культуры и калибровать свою систему корпоративных координат для повышения эффективности компании). По их мнению, если им что-то и можно давать, так это что-то невиданно-неслыханное, к примеру, индийского йогина, раскрученного спикера с основным посылом «всегда начинай со слова «привет» и/или самую раскрученную бизнес-школу, в которой им расскажут нечто такое мега-сверх-супер-стратегически умное, но нисколько не применимое в действительности, особенно в российских условиях. И еще один нюанс: до восхождения на корпоративный Олимп «боги» могли не только работать в разных местах, но и учиться в разных бизнес-школах. По этой причине они говорят, скорее всего, на разных языках и плохо понимают друг друга.
Многие восточно-европейские бизнес-лидеры (и не только) стараются излучать имидж сверхважности и боятся потерять лицо. По этой причине мало кто из них честно и смело скажет: «Да, я бы хотел знать/уметь делать это лучше». Они считают, что из-за такого признания испортится имидж, пропадет аура важности и значимости, перестанут уважать и даже могут перестать бояться. Так, глядишь, и карьеру можно разрушить. Часто (но к счастью, не всегда) «олимпийские боги» работают скорее не как слаженная команда равных, а как группа конкурентов, которые борются за внимание и одобрение «главного бога» со всеми проистекающими для компании и результатов ее деятельности последствиями. И да, есть еще одна проблема: у них, в отличие от нас, смертных, нет времени!
Можно ли это изменить, как развивать «богов»? Вот четыре совета.
1. Давление сверху!
На мой взгляд, постоянное развитие (как всей команды топ-менеджеров, так и отдельных ее членов) должно быть в поле зрения владельцев бизнеса напрямую или через совет директоров. Совет директоров должен не только следить, но и требовать от топ-менеджмента рефлексировать на предмет своих и командных сильных и слабых сторон, чтобы непрерывно развиваться.
2. Давление снизу