Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся | Большие Идеи

・ Лидеры

Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему
не учатся

Четыре шага, которые помогут развить команду руководителей

Автор: Петер Зашев

Недоразвитые боги: почему ваши руководители почти ничему не учатся
Razvan Chisu / Unsplash

читайте также

Подрывные инновации: двадцать лет спустя

Клейтон Кристенсен,  Майкл Рейнор,  Рори Макдоналд

«Ты за империю или за демократию?»

Анатолий Ермолин

Новая научная революция

Хей Тони

Повысьте наконец зарплату тем, кто этого реально заслуживает

Бен Уэйбер

На мой взгляд, лучший способ, позволяющий быстро оценить шансы успеха любой компании, — присмотреться к менеджерской команде. В больших компаниях нужно смотреть на команду топ-менеджеров, или, как я люблю их называть, корпоративный Олимп. Всё, что мы знаем о менеджменте и лидерстве, говорит о том, что именно эти «олимпийские боги»: а) своим поведением создают корпоративную культуру компании; б) задают стратегический вектор ее развития; в) принимают важные и очень судьбоносные решения. Таким образом, в наш динамичный век, когда все быстро и непрерывно меняется, их знания и умения важно и нужно непрерывно развивать на благо компании. Перефразирую Уоррена Баффета: нам нужны эксперты по завтрашнему дню, а кругом только эксперты по вчерашнему.

Но как бы логично и очевидно все это ни звучало, в действительности с «богами» работать исключительно сложно или даже невозможно. В Восточной Европе в целом и в России частности эти «олимпийские боги» часто считают, что они знают все или почти все. Побочный результат такого мышления выражается в том, что они с неохотой присоединяются к корпоративными программам, в которых участвуют менеджеры уровня ниже «Олимпа» (хотя, участвуя именно в этих программах они смогут слышать правильные мысли сотрудников, понимать вектор изменения корпоративной культуры и калибровать свою систему корпоративных координат для повышения эффективности компании). По их мнению, если им что-то и можно давать, так это что-то невиданно-неслыханное, к примеру, индийского йогина, раскрученного спикера с основным посылом «всегда начинай со слова «привет» и/или самую раскрученную бизнес-школу, в которой им расскажут нечто такое мега-сверх-супер-стратегически умное, но нисколько не применимое в действительности, особенно в российских условиях. И еще один нюанс: до восхождения на корпоративный Олимп «боги» могли не только работать в разных местах, но и учиться в разных бизнес-школах. По этой причине они говорят, скорее всего, на разных языках и плохо понимают друг друга.

Многие восточно-европейские бизнес-лидеры (и не только) стараются излучать имидж сверхважности и боятся потерять лицо. По этой причине мало кто из них честно и смело скажет: «Да, я бы хотел знать/уметь делать это лучше». Они считают, что из-за такого признания испортится имидж, пропадет аура важности и значимости, перестанут уважать и даже могут перестать бояться. Так, глядишь, и карьеру можно разрушить. Часто (но к счастью, не всегда) «олимпийские боги» работают скорее не как слаженная команда равных, а как группа конкурентов, которые борются за внимание и одобрение «главного бога» со всеми проистекающими для компании и результатов ее деятельности последствиями. И да, есть еще одна проблема: у них, в отличие от нас, смертных, нет времени!

Можно ли это изменить, как развивать «богов»? Вот четыре совета.

1. Давление сверху!

На мой взгляд, постоянное развитие (как всей команды топ-менеджеров, так и отдельных ее членов) должно быть в поле зрения владельцев бизнеса напрямую или через совет директоров. Совет директоров должен не только следить, но и требовать от топ-менеджмента рефлексировать на предмет своих и командных сильных и слабых сторон, чтобы непрерывно развиваться.

2. Давление снизу

Безусловно, также требуется профессиональный и сильный HR, который не боится давать «олимпийским богам» правдивую обратную связь. Это зеркало правды, в котором они могут объективно разглядеть себя и наметить возможные зоны развития. Есть много разных способов и инструментов, которые позволяют с помощью фактов показать «богам», что до совершенства им еще далеко. Для такой цели нужен HR, который держит удар и не теряется сразу, как только встречает сопротивление высокопоставленных сотрудников.

3. Интегрированные программы обучения

В моей практике наиболее эффективные программы обучения для топ-менеджмента всегда интегрированы в некую общую архитектуру обучения всех сотрудников компании. В таких программах топ-менеджмент участвует вместе с другими менеджерами, активно вовлечен в проектные работы, которые объединяют сотрудников разных функционалов и уровней, получает знания и умения, напрямую связанные с конкретными вызовами компании. Именно интегрированные программы позволят всем менеджерам заговорить на одном языке, помогут «Олимпу» увидеть мир глазами менеджеров среднего звена, а менеджерам среднего звена понять, какие стратегические задачи решает топ-менеджмент.

4. Командность

Нужно помнить, что звезды в команде и звездная команда — это две очень разные вещи. Индивидуальных знаний и высочайшего профессионализма недостаточно для создания высокоэффективной команды. Значение командности, духа товарищества, взаимоуважения, взаимной поддержки и доверия очень сложно переоценить. По данным McKinsey, 90% инвесторов при выходе компаний на IPO считают их самым важным нефинансовым критерием именно качество менеджерской команды.

Всем стейкхолдерам компании и, в первую очередь, ее акционерам и сотрудникам очень важно понимать не только, кто же собственно сидит там на «Олимпе» и что они умеют, но и как системно и часто они развивают свои знания и умения и как слаженно они работают вместе. Мысль Оливера Кромвеля «Тот, кто перестает стремиться быть лучше, перестает быть хорошим» распространяется на всех, включая корпоративных «богов».

Об авторе. Петер Зашев (Peter Zashev) — адъюнкт-профессор в бизнес-школе Hanken&SSE Executive.