Не бойтесь подать голос | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не бойтесь
подать голос

Как женщинам обрести уверенность во время совещаний на высшем уровне.

Авторы: Хит Кэтрин , Флинн Джил , Хольт Дэвис Мэри

Не бойтесь подать голос

читайте также

Что следует помнить о сверхзадачах

Келли Си,  Сим Ситкин,  Чет Миллер

Мотивация измерением

Фредерик Райххелд

Стратегия лучших

Марина Иванющенкова

Лояльность vs привязанность

Мария Орловская

Как женщинам лучше проявлять себя на совещаниях.

Топ-менеджера исключают из совета директоров — гендиректор решил сократить численность совета и оставить только самых «активных» членов — тех, кто выступает много и уверенно. Руководителя подразделения, приносящего компании $50 млн в год, против ожидания не повышают, потому что при обсуждении стратегии не было слышно его голоса. Руководителя маркетинговой службы беспокоит, что заглянувший после рабочего совещания коллега и посоветовал «впредь больше не брать на себя роль модератора, 
а четко заявлять свою позицию».

У всех этих людей есть много общего: они уже добились успехов и полны честолюбивых планов, их высоко ценят коллеги и начальство, но всем им не хватило уверенности, чтобы должным образом проявить себя на совещаниях руководителей компании. И все они женщины.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что подобные истории вполне типичны. За долгие годы работы в сфере коучинга руководителей нам не раз приходилось слышать от женщин-лидеров, что на совещаниях 
с руководством компании они часто чувствуют свою слабость — хотя в прочих ситуациях действуют вполне уверенно. Некоторые сетовали на то, что к их мнению не прислушиваются или что их голоса просто забивают. Другие жаловались, что вообще не знают, как включиться в обсуждение.

И коллеги-мужчины с ними согласны — мы не раз слышали от них, что женщине часто не дают толком высказаться даже в том случае, если среди присутствующих за столом она главный эксперт по обсуждаемой проблеме.

И вот в 2012 году мы решили всерьез заняться изучением этой проблемы. Верные принципу системного подхода, мы начали с анализа собранных нами ранее результатов 360-градусных оценок 1100 женщин, занимавших пост не ниже вице-президента (в общей сложности в нашем распоряжении было более 7 тысяч заполненных опросников). И нашли многочисленные подтверждения того, что для большинства из них, по их собственному признанию и мнению коллег и руководителей, серьезным камнем преткновения были именно совещания на высшем уровне. Чтобы окончательно убедиться в этом, мы провели опрос 270 женщин — топ-менеджеров компаний списка Fortune 500. Более половины из них ответили, что участие в таких совещаниях представляет для них серьезную проблему или что они «работают над собой» в этом плане. И, наконец, чтобы посмотреть, какую роль в этом играют гендерные различия, мы провели интервью с 65 гендиректорами таких компаний, как JPMorganChase, McDonald’s, PepsiCo, Lowe’s, TimeWarner и eBay, среди которых были как мужчины, так и женщины. Результаты показали, что, хотя в целом люди признают существование проблемы, они часто расходятся в оценках 
ее причин.

Хотя предметом нашего изучения были представительницы женского пола, его выводы во многом актуальны и для других категорий топ-менеджеров, в частности для представителей расовых или этнических меньшинств или излишне скромных и замкнутых мужчин. Но не надо думать, что наши советы подойдут всем без исключения женщинам-начальницам. И все же мы полагаем, что очень многим они помогут в работе и карьере. Они будут полезны и главам компаний, которые стремятся максимально раскрыть потенциал своих подопечных, как мужчин, так и женщин.

Что видит мужчина

Все опрошенные нами руководители-мужчины отмечали, что женщинам, которым в других ситуациях напора не занимать, часто бывает сложно обратить на себя внимание во время совещаний руководства. По их мнению, это происходит из-за того, что те либо говорят недостаточно громко, либо не знают, как вступить в дискуссию. Более трети мужчин считают, что если их коллеги-женщины и подают голос, то не могут убедительно сформулировать свою позицию. Половина опрошенных указывали на то, что женщины позволяют себя перебивать, без конца извиняются и, как правило, не могут подкрепить сказанное конкретными фактами. Вот как один из них описывает поведение двух своих «очень успешных и влиятельных» коллег-женщин на одном из совещаний: «Одна рассуждала очень поверхностно, перескакивая с одного на другое и не подкрепляя свои слова достаточными фактами. Точно снежный ком летел с горы, собирая все, что попадалось ему на пути. Другую же целиком поглотили эмоции, и она три раза сказала одно и то же, только другими словами».

Многие мужчины считают, что женщины легко обижаются, встречают в штыки любые возражения, легко поддаются панике или впадают в ступор, если их плохо слушают. «Совещания на высшем уровне всегда проходят в наэлектризованной атмосфере, которую создают сильные, привыкшие отдавать приказы личности, — поделился с нами один гендиректор. — А женщины, как правило, либо чувствуют себя неуверенно и молчат, либо не к месту разражаются длинной тирадой, и мы обычно не обращаем на нее никакого внимания».

Что чувствует женщина

Мужчинам не просто кажется, что женщинам на совещаниях не хватает уверенности в себе: зачастую так оно и обстоит.

В высших эшелонах власти, — 
а, соответственно, и на совещаниях высшего уровня женщин значительно меньше, чем мужчин. Поэтому представительницам слабого пола не с кого взять пример, как держаться, и не в ком искать поддержку. Они жалуются, что чувствуют себя в одиночестве, им некомфорт­но на совещаниях, а отсюда и неуверенность в отстаивании своей точки зрения. По словам одной из наших респонденток, «когда ты единственная женщина в комнате, не так-то просто понять настроение остальных».

Многие женщины признаются, что теряют почву под ногами, если им кто-то активно возражает. Они вообще чувствуют себя неловко в конфликтной ситуации — когда кого-либо публично подвергают острой критике — и долгое время после совещания заново проигрывают в уме все происходившее, представляя себе, как они могли себя повести. Они не согласны, что их обида — за себя лично, но говорят, что сочувствуют тем, на кого ополчилось высокое собрание, а иногда испытывают и гнев по отношению к обидчикам. «Когда мужчины просто отмахиваются от того, что говорит женщина, — считает одна вице-президент, — она может подумать, что ей просто хотят указать ее место».

Причину того, что они зачастую не могут четко артикулировать свою позицию, женщины видят отнюдь не в том, что якобы не способны аргументировать или держаться темы, а также не в неумении совладать со своими эмоциями, 
а в том, что порой вступают не вовремя. Часто они озвучивают свои возражения в момент, когда остальная группа уже начала приходить к единому мнению, а потому их замечания встречают без энтузиазма. Однако женщины категорически против того, чтобы повторять чьи-то мысли, просто перефразируя их, как делают, по их мнению, многие их коллеги-мужчины. «Они умеют преподнести то же самое в другой обертке», — говорит Лин Форд, исполнительный вице-президент 
и руководитель отдела дистрибуции Calvert Investments. И хотя она видит, что подобное поведение часто дает свой результат, она в корне не одобряет эту практику.

Что может сделать женщина

В будущем, по мере того как женщин-руководителей будет становиться все больше и больше, они сами смогут диктовать свои условия на совещаниях. А пока стоит воспользоваться теми рекомендациями, которые мы хотим предложить.

Готовьте почву заранее. Женщины не любят терять время. Они приходят на совещания точно к назначенному часу и не задерживаются после того, как в обсуждении поставлена последняя точка — у них всегда полно срочных дел. Мужчины, напротив, непрочь поболтать друг с другом, обменяться мнениями 
и заручиться возможной поддержкой. Поэтому они приходят на встречи загодя, а после не спешат расходиться, обсуждая принятые решения и делясь своими текущими заботами. И женщинам стоит последовать их примеру — тогда они не будут чувствовать себя в одиночестве и начнут ставить свои вопросы на совещаниях более своевременно. Чтобы завоевать союзников и подготовить почву для успешного участия в дискуссии, им следует проводить «совещание перед совещанием», если воспользоваться термином одного из наших респондентов. Именно на этом этапе часто и происходит самое важное. Ждут ли от участников решения или только подтверждения точки зрения руководства? А может, хотят узнать расстановку сил? В официальной повестке дня ответа на эти вопросы обычно не найти.

По словам одного старшего вице-президента, «мужчины — истинные мастера подобных предварительных встреч. Эта непременная часть их подготовки к важным совещаниям».

Не пренебрегайте «домашними заготовками». Многие женщины предпочитают готовить презентацию, вместо того чтобы просто выступать на собрании, как это обычно делают мужчины. Наш совет, как это ни парадоксально, таков: всегда готовьтесь к спонтанным выступлениям. «Скорее всего, вам нужно будет письменно набросать основные моменты своей речи, — советует Форд. — На самом деле большинство “спонтанных” речей и реплик, как правило, хорошо отрепетированы. Мало кто может блеснуть афоризмом без подготовки».

Зная истинную цель совещания 
и в какую сторону, скорее всего, будет развиваться дискуссия, вы сможете воспользоваться чьей-то репликой, чтобы высказать свое суждение. Как считает Энн Тейлор, управляющий партнер Deloitte LLP, ей лучше всего удается повернуть дискуссию в более конструктивное русло, задав вопрос типа «А об этом мы подумали?» или «А не посмотреть ли нам на это с другой стороны?»

Чтобы удержать внимание, когда дискуссия развивается особенно бурно, необходимо прибегнуть 
к более жесткой или, как ее назвал один из участников нашего исследования, «мужской» лексике, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что вы знаете, о чем говорите (см. врезку «Осваиваем «мужской» лексикон»).

Не теряйте равновесия. «Чтобы быть убедительным, нужно говорить с подлинным чувством, — поделился с нами Стив Боэм, вице-президент eBay. — Вопрос, однако, в том, насколько эмоционально можно говорить, если вы женщина». Результаты опросов говорят, что женщинам выгоднее сдерживаться. Анализируя результаты 360-градусной оценки, мы заметили: когда женщины говорили о том, что «душой болеют» за какое-то дело или готовы со страстью отстаивать собственное мнение, их коллеги или руководители-мужчины видели в этом «излишнюю женскую эмоциональность».

При этом мужчины прекрасно осознают наличие двойных стандартов. «Женщины должны себя контролировать, а мужчинам это необязательно», — признался один из руководителей. И пока ситуация не изменится, женщина должна заботиться о том, чтобы ее воспринимали как серьезного и взвешенного руководителя, умеющего контролировать свои эмоции. Не так важно, что говорит женщина, важно как. Избегайте повышенных тонов — всегда говорите ровно и размеренно. И не переходите на колкости, чтобы не выдать своего волнения или растерянности.

Еще один важный аспект каса­-ется того, как вы относитесь 
к столкновениям мнений. Не следует воспринимать подобную конфронтацию как нечто личное. Вот что рассказывает Карен Даут, исполнительный вице-президент Booz Allen Hamilton: «На заседании исполнительного комитета я подняла несколько острых вопросов, вокруг которых развернулась бурная дискуссия. В какой-то момент я поняла, что мы никуда так и не продвинулись, и прекратила обсуждение. Но после все выходные я только и думала об этом — мне казалось, что я испортила отношения с коллегами-мужчинами, 
и я пыталась придумать, как их восстановить. Однако утром в понедельник, встретившись с некоторыми из них, я поняла, что напрасно волновалась: они и не думали придавать этому значения. Как сказал один из руководителей, «когда мы, мужчины, что-то обсуждаем, то можем быть резкими и нелицеприятными, однако потом как ни в чем ни бывало идем вместе пропустить по кружке пива».

Чем может помочь организация. Женщинам следует научиться занимать более активную позицию на совещаниях, но и их начальники могут им в этом помочь. Прежде всего следует отладить механизм обратной связи, который редко 
в какой компании полноценно работает. Целых 68% опрошенных нами женщин заявили, что крайне редко получают какую-либо обратную связь касательно своего поведения на совещаниях. Как признался нам один из респондентов-мужчин, «мы частенько обсуждаем их, но не с ними». Руководителям давно пора преодолеть собственное нежелание открыто обсуждать со своими подчиненными-женщинами эту тему, чтобы те могли успешнее избавляться от имеющихся недостатков и совершенствовать свои навыки.

Далее, не грех повторить азбучную истину — необходимо приглашать больше женщин к участию в совещаниях на высшем уровне. Когда входишь в зал заседаний и видишь, что из 15 присутствующих кроме тебя еще только одна женщина, это не может не повлиять на то, насколько комфортно ты будешь себя чувствовать, ведь так важно иметь дружескую поддержку или пример более опытной коллеги.

И, наконец, непосредственный руководитель должен сам активнее вовлекать свою подопечную в дискуссию. В ходе нашего исследования мы попросили 30 высокопоставленных женщин-руководителей назвать что-то одно, что следует изменить 
в поведении мужчин по отношению к женщинам во время совещаний. 
И 38% ответили: «Пусть они напрямую задают нам вопросы» или «Пусть они сами вовлекают нас 
в обсуждение».

И одно это способно многое изменить. «18 лет тому назад мой коллега-мужчина, не раз участвовавший вместе со мной в различных ­совещаниях, заметил, что, хотя мне есть, что сказать, я никогда не решаюсь этого сделать, — рассказывает одна из наших респонденток, вице-президент крупной компании. — И вот однажды, окинув присутствующих взглядом (а, кроме меня, были одни мужчины), он объявил, что сейчас буду говорить я, так как он знает, что у меня есть дельные мысли и я не должна волноваться, какое я произведу впечатление. Это раз и навсегда положило конец моим страхам, и с тех пор у меня никогда не было проблем с тем, чтобы громко и четко заявить о своей позиции».