Когда уходят женщины-руководители, убытки растут | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда уходят женщины-руководители,
убытки растут

Как повысить гендерное равенство, вовлеченность персонала и прибыль компании

Авторы: Расмус Хогард , Жаклин Картер , Марисса Эфтон

Когда уходят женщины-руководители, убытки растут
bashta/Getty Images

читайте также

Грозит ли вам переутомление: результаты теста

«Мы находимся в центре шторма»

Евгения Чернозатонская,  Марина Иванющенкова

Почему новая политика Uber в отношении чаевых — это большая ошибка

Рафи Мохаммед

Девять формул для уникальной культуры

Дениз Ли Йон

Пандемия ухудшила положение на рынке труда для работающих женщин, и нейтрализовать этот негативный эффект удастся еще нескоро. Только за первый год пандемии из состава рабочей силы выбыли 54 млн женщин, и почти 90% из них совсем перестали работать. Сейчас доля работающих женщин составляет менее 47%, и этот показатель значительно ниже, чем у мужчин (72%).

Эти потери наносят сокрушительный удар по гендерному равенству, карьерному росту и представительству женщин на руководящих должностях. Но если мы просто смотрим на то, как пандемия повлияла на женщин, то преуменьшаем масштаб проблемы. Побочный ущерб заключается в снижении уровня вовлеченности и производительности у каждого работника, который теперь не будет трудиться под началом руководителя-женщины, ведь руководители-женщины создают более мотивированные команды, лучше увеличивают производительность и в результате экономят своим компаниям миллионы долларов. В такой момент, когда многие увольняются, чтобы найти вакансию получше, когда кадровый дефицит в компаниях достигает 15-летнего максимума, лучшим решением будет удержать в штате и повысить в должности женщин-руководителей. Подобное решение поможет сохранить трудовой коллектив в целом.

Женщины лучше справляются с непростыми решениями

В течение нескольких лет в Potential Project проводили исследование, в котором приняли участие руководители и сотрудники около 5 тыс. компаний из почти 100 стран. Мы хотели узнать, как начальникам удается принимать непростые решения, с которыми связаны их должностные обязанности, и при этом оставаться хорошими людьми. Анализ мы свели к двум ключевым чертам: мудрости, которая помогает исполнить свой долг, даже если это непросто; и состраданию — заботе и готовности поддержать и помочь. Обе черты важны, но если они объединены, результат с точки зрения важных метрик оказывается в разы лучше. Например, удовлетворение условиями труда на 86% выше у человека, который работает на мудрого и способного проявлять участие руководителя, нежели у того, чей руководитель не отличается этими качествами. (Чтобы определить свой уровень мудрости и сострадания, можете пройти этот короткий тест.)

Если мы проанализируем данные в зависимости от пола, то обнаружим существенные, если не сказать шокирующие, различия. В нашем опросе 55% женщин-руководителей их подчиненные охарактеризовали как мудрых и сострадательных. Среди мужчин такие отзывы получили только 27%. И, напротив, 56% процентов руководителей-мужчин обладали низким уровнем мудрости и сострадания, то есть они попали в квадрант, который мы называем «Неэффективное безразличие». Две трети опрошенных сказали, что женщины-руководители лучше справляются с тем, чтобы по-человечески решать сложные проблемы.

До того как приступить к исследованию, мы понятия не имели о том, что необходимость «по-человечески решать сложные проблемы» является фактически самой важной задачей для руководителей. Когда пандемия изменила саму структуру работы и произвела необратимые перемены в нашей жизни, руководителям пришлось принимать невероятно непростые решения, и при этом у них не было методичек, на которые они могли бы ориентироваться. Им пришлось вести команды сквозь горе, тревогу и неопределенность, помогать им защитить свое психическое здоровье — и при этом демонстрировать, что они, руководители — тоже люди. Поэтому неудивительно, что женщины, которые остались на рабочих местах и превосходят других по мудрости и состраданию, стали настоящими героями пандемии. Недавний отчет McKinsey подтверждает: в это невероятное время женщины проявили себя как более сильные лидеры и лучше справляются с дополнительными обязанностями, чем мужчины на том же руководящем уровне. Опросив 65 тыс. человек, McKinsey показала: работники считают, что женщины-руководители больше делали для заботы о людях в условиях пандемии. Женщины-руководители обеспечивали эмоциональную поддержку подчиненным (на 12% чаще, чем мужчины), интересовались их благополучием (на 7% чаще) и предпринимали шаги, направленные на предотвращение выгорания (на 5% чаще).

Не только в кризисы

Часто говорят о том, что женщины лучше руководят именно во время кризиса, словно их лидерские качества появляются лишь эпизодически, а затем исчезают. Хотя экстраординарные обстоятельства последних двух лет снова пролили свет на таланты женщин, это не единичный, отдельно взятый пример. На самом деле, всем нам работа нравится больше и мы работаем лучше, если нами руководит женщина. Наше исследование подтверждает факт, который был установлен авторами многих заслуживающих внимания работ (например, в этой статье Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана).

В ходе исследования мы обратили внимание на ключевые бизнес-результаты и различия между гендером работника и руководителя. Вот что мы выяснили:

Если рассматривать многочисленные параметры, в том числе вовлеченность в работу и эффективность, худшие результаты получались в тех случаях, когда мужчина работает на мужчину, а лучшие — когда женщина руководит женщиной или мужчиной. Такие данные заставляют задуматься о том, кто занимает руководящие посты и как мы готовим лидеров. Если перевести эти данные в финансовую плоскость, необходимость действий становится еще более очевидной.

В ходе опроса мы пообщались с респондентами, которые активно отстранялись от работы, — иными словами, с теми, кто был несчастен на рабочем месте и заражал своим недовольством коллег. У руководителей-мужчин активную невовлеченность демонстрировали 18% работников. Среди тех, кто работал под началом женщины, доля таких подчиненных составляла 11%. По данным Gallup, издержки компании из-за потерь в продуктивности невовлеченного в работу сотрудника оцениваются в $3,4 тыс. на каждые $10 тыс. зарплаты. Повышая уровень вовлеченности, женщины-руководители сэкономили своим компаниям $1,43 млн на каждую тысячу работников (при допущении о средней зарплате в $60 тыс.). Добавьте к этому экономию на замене невовлеченных сотрудников в размере от половины до двух годовых эквивалентов зарплаты работника, или от $30 тыс. до $120 тыс. на каждого.

Куда двигаться дальше

Есть несколько критически важных способов применить эти данные так, чтобы принести пользу всем работникам.

Продвигайте гендерное равенство

Во-первых, хотя определенные успехи уже были достигнуты, компаниям предстоит еще многое сделать для поддержки и продвижения женщин. В данный момент белые мужчины занимают 62% руководящих позиций, и пандемия увеличила гендерное неравенство настолько, что для его ликвидации понадобится 135,6 года. Поддержка женщин должна начинаться в самом начале их карьеры, ведь, по данным McKinsey, женщины сталкиваются со «сломанной ступенькой» карьерной лестницы на самом первом этапе: на каждых 100 мужчин, которые получают должность менеджера, такой же должности добиваются только 86 женщин, а это означает, что гораздо меньше женщин получат более высокие назначения. Пандемия еще больше осложнила ситуацию, создав неприемлемые условия работы для женщин: миллионы из них трудились из дома и одновременно занимались обучением детей, заботились о других зависимых членах семьи и выполняли увеличенный объем домашних обязанностей. Первый шаг, который компании могут сделать на пути к долгосрочному гендерному равенству, состоит в создании гибкого расписания и графика работы из дома, действительно соответствующего реальности, с которой сталкиваются женщины. Убедитесь в том, что эти условия не становятся барьером для продвижению по службе, и оцените качество услуг по уходу за детьми, которые доступны вашим работникам. Вот другие идеи, которые будут способствовать восстановлению гендерного равенства по мере того, как мы возвращаемся в офис.

Продвигайте сострадательное лидерство

Во-вторых, хотя женщины, возможно, обладают врожденной, природной предрасположенностью к сострадательному лидерству, это не значит, что состраданию невозможно учиться. Любой, кто хочет стать более мудрым и участливым руководителем, может забыть старые методы управления и заново научиться быть человечным. Для начала следует поставить перед собой цель — проявлять больше доброты и заботы в процессе повседневного руководства. Пользу может принести даже такая мелочь, как вопрос: «Как вы поживаете, честно?» Существуют особые методики тренировки сознания, которые помогут вам «по умолчанию» жить и руководить, проявляя сострадание к людям.

Продвигайте целенаправленное обучение коллег

В-третьих, компании могут способствовать взаимообучению и организовать группы помощи, где люди могут учиться друг у друга тому, как принимать непростые решения, проявляя мудрость и сострадание. В ходе нашей работы мы обнаружили, что эти инициативы по развитию помогают самым разным руководителям обмениваться опытом. Подобные форумы также помогают создавать инклюзивную атмосферу, в которой мы узнаем наши сильные стороны и учимся их использовать.

На рабочем месте и за его пределами нам очень нужны мудрость и сострадание — и ясно, что женщины-руководители являются основным источником этих бесценных качеств. К сожалению, когда мы спросили у наших респондентов, какую роль мудрость и сострадание играют в их идеальном стиле управления, руководители-мужчины ответили, что им нужно больше мудрости, но меньше сострадания. Возможно, неудивительно, что женщины-руководители заявили, что им нужно и больше мудрости, и больше сострадания.

Давайте будем делать все возможное, чтобы поддерживать и развивать женщин-руководителей. Они нужны нам всем.