Пенсия для драйвера. Почему Олег Тиньков продает бизнес на пике успеха | Большие Идеи

・ Лидеры

Пенсия для драйвера. Почему Олег Тиньков продает бизнес на пике
успеха

Что движет одним из самых успешных предпринимателей России

Автор: Иван Просветов

Пенсия для драйвера. Почему Олег Тиньков продает бизнес на пике успеха
Naveen Chandra / Unsplash

читайте также

Ниспровергайте догмы отрасли и рынка

Умар Хак

Как победить конкурента на его поле: история General Motors

Вальтер Фриман

Почему иногда лучше не нанимать никого, чем нанимать кого угодно

Макс Уотсон,  Маргарет Лучано

Молодежная субкультура наводит мосты

Таунз Моррис Марлин

Олег Тиньков всегда умел вовремя выходить из бизнеса. Как и удачно входить.

Он никогда не скрывал, что, начиная любой проект, держит в уме возможность его продажи. Сеть магазинов электроники «Техношок» Тиньков продал, потому что «было выгодно». С пельменной компанией «Дарья» расстался, когда конкуренция резко выросла и играть на этом поле стало не очень интересно. На вырученные средства и кредиты (Тиньков считал, что свой бизнес лучше развивать на чужие, то есть заемные деньги) он открыл под Санкт-Петербургом пивоваренный завод. Параллельно расширял сеть ресторанов «Тинькофф», продвигал свой персональный бренд, занял $100 млн на строительство новой пивоварни. Запуская производство мощностью 50 млн бутылок в месяц, Тиньков говорил, что теперь может общаться на равных с лидерами рынка. Но потом вдруг взял и продал оба завода корпорации InBev за $201 млн, заработав на сделке около $80 млн. А на следующий год рост пивного рынка притормозился, после и вовсе началась стагнация.

Летом 2005 года на вопрос «И что теперь?» Тиньков ответил мне: «Может, банк куплю. Займусь кредитными картами». Я тогда удивился (рынок казался уже поделенным) и подумал, что это идет вразрез с его стратегическим правилом: «Я действую по принципу иглы, когда легко и быстро входишь в какой-нибудь объект, а потом уже начинаешь расширяться. Если попытаться сразу войти широким клином, то можно и обломаться». Так он заходил и на рынок полуфабрикатов, и в пивной бизнес. Когда в 1998 году Тиньков открыл в Питере ресторан с пивоварней, то воткнул свою предпринимательскую игру в наиболее слабое место рынка — сегмент премиального пива, где на тот момент никто из российских производителей не работал. И шаг за шагом вырастил федеральный бренд. Продав завод, он расстался и с ресторанами, но право на бренд оставил за собой. И в конце 2006 года на банковском рынке появились «Тинькофф Кредитные Системы». Как потом оказалось, кредитные карты стали той самой иглой, с помощью которой Тиньков утвердился в новом для себя бизнесе, создал многопрофильный банк, составил конкуренцию «монстрам рока» (то есть рынка), в 2013 году провел IPO и стал долларовым миллиардером.

«Только я убежден, что специально на продажу ничего толкового нельзя простроить», — говорил он в декабре 2002 года в интервью для журнала «Секрет фирмы». Понятия «нравится» и «выгодно» всегда были для него ключевыми, но работали в паре: «”Дарья” же тогда приносила больше прибыли, зачем вы ее продали? — Мне не хотелось, чтобы меня считали “пельменным королем”. Я хотел стать “пивным бароном”». «Может, поэтому я и меняю бизнес каждые пять лет — не нашел то, что моему характеру подходит, — объяснял Тиньков в июле 2009 года в интервью Forbes. — Меня очень завлекает бизнес, когда он деньги приносит. А чем больше приносит, тем больше завлекает. Но для меня всегда было два ограничения: бизнес, завязанный на общении с чиновниками, и бизнес, завязанный на криминале. А в остальном хватался за все, что приносило прибыль. И сферы менял кардинально. До сих пор не могу найти гармонии душевной — чтобы и нравилось, и деньги приносило. Хотя банк — вот уже третий год им занимаюсь — мне нравится. Я с энтузиазмом хожу на работу».

Даже тяжелая болезнь не погасила этот энтузиазм, хотя Тиньков и отошел от оперативного управления своей бизнес-империей. Дальнейшее «усиление силы», а именно финтех-мощностей банка, шло параллельно с замахом на слияние с «Яндексом».  Просто продаваться Тиньков не хотел, потому в итоге, будучи одним «медведем», вдрызг разругался со вторым (я подразумеваю пословицу про берлогу).

Долгая и блестящая предпринимательская история закончилась весной 2022 года. Заявление о ребрендинге появилось чуть раньше, чем сообщение о продаже остававшихся у основателя 35% акций TCS Group Holding (материнской компании Тинькофф Банка): «Мы принимаем решение оставить бренд Тинькофф для истории». В этих словах чувствуется эпатажный стиль его основателя. «Сейчас пришло время уйти на пенсию», — сказал сам Олег, когда ударил по рукам с «Интерросом». И повторил то, что говорил раньше: «Я горд, что вместе со своей командой построил с нуля лучший банк в стране. Консенсус в нашей индустрии — это лучший цифровой банк в мире и основанный в России».

Абсолютно самодостаточный, с остро развитым чувством свободы и собственного мнения (все его выходки внутри и снаружи — от этого), Тиньков был (и остается) предпринимателем до корней волос, кончиков ногтей и мозга костей. Он бравировал тем, что любит зарабатывать деньги (в одном известном вузе даже наложили эмбарго на выступления Тинькова, дабы не совращал студентов с пути в науку) и не видит для себя смысла в поисках смысла жизни. На самом деле это была часть эпатажа. Настоящий предприниматель всегда создает что-то нужное, а не просто получает прибыль. Собственно говоря, в этом и смысл.

Для пенсии у него есть самый что ни на есть подходящий проект — La Datcha. И, как знать, может быть, фирменная игла когда-нибудь снова пойдет в дело.