Правила эффективных коалиций | Большие Идеи
Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Правила эффективных коалиций

Розабет Мосс Кантер , Туна Джем Хаирли
Правила эффективных коалиций
Иллюстрация: Mark Smith

Если вы спросите генеральных директоров, какие мысли лишают их сна по ночам, вы обнаружите, что их заботит не только стремление опередить конкурентов. Все чаще им не дает покоя вопрос, какова их роль в преодолении масштабных системных вызовов. Причина в том, что они остро осознают, что волнует людей больше всего: по данным опроса «Барометр доверия» компании Edelman, 86% респондентов, чьи интересы связаны с бизнесом, полагают, что главы компаний должны играть руководящую роль в решении социальных проблем.

Традиционно считается, что преодоление кризисов и катастроф — будь то пандемия COVID-19, стихийные бедствия, такие как ураганы, наводнения и засуха, или волнения, вызванные расовым неравенством, — это задача правительств и НКО. Разумеется, частные компании с их ресурсами и опытом могут быть привлечены для оказания помощи: например, коммерческие авиалинии участвовали в операции правительства США по эвакуации людей из Кабула в 2021 году; транспортные компании, такие как FedEx и UPS, по запросу Белого дома работали в режиме 24/7, чтобы устранить перебои с поставками, вызванные пандемией; а крупные ритейлеры — например, Walmart — помогали федеральным агентствам по чрезвычайным ситуациям раздавать питьевую воду и товары первой необходимости после природных катаклизмов.

Однако в наше время уже недостаточно реагировать только на конкретные запросы. Сегодня руководители компаний должны не просто следовать намеченным курсом, а устремляться гораздо дальше. Отвечать на серьезные социальные вызовы, на наш взгляд, эффективнее всего с помощью создания коалиции — эта новая форма организации затрагивает интересы государства, бизнеса и НКО. В этой статье мы рассмотрим опыт подобных объединений — в том числе тех, которые прямо сейчас вносят весомый вклад борьбу с пандемией, — и обозначим особенности и принципы, определяющие их успех. Участие в подобных альянсах, возможно, потребует действий, противоречащих логике руководителей, привыкших к конкуренции в бизнесе, но, с другой стороны, оно может придать работе компании новый смысл и привести к возникновению прорывных идей и успешных партнерств.

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА

Хотя партнерства бизнеса и общества в тех или иных вариантах существуют уже давно, крупные межсекторальные инициативы с большим числом участников переживают новый бум и пока вызывают немало вопросов. Они возникают произвольно и больше, чем официальные организации, опираются на человеческие взаимоотношения, но сильнее, чем профессиональные сообщества, ориентированы на решение задач. Они объединяют влиятельных игроков в рамках единой миссии, призванной урегулировать серьезные проблемы, затрагивающие самые разные сферы деятельности. Лучше всего они справляются с решением системных проблем. Их преимущество — в возможности оперативно и гибко использовать имеющиеся ресурсы. Вот то, что отличает высокоэффективные коалиции.

ИДЕЯ КОРОТКО

Запрос общества

По данным опроса «Барометр доверия» компании Edelman, 86% респондентов, чьи интересы связаны с бизнесом, отводят лидерам компаний ключевую роль в решении социальных проблем.

Проблема

Глобальные вызовы современности очень разнообразны, и для их преодоления требуются управленческие таланты, ресурсы и навыки не одной, а множества компаний из разных отраслей и секторов.

Решение

Высокоэффективная коалиция — пока малоизвестная организационная форма для решения социальных проблем. Она формируется благодаря добровольному человеческому взаимодействию и объединяет влиятельных игроков из самых разных сфер с помощью единой цели.

Открытые границы. Порог для вступления в коалицию довольно низкий. Компании выделяют нужные ресурсы и делятся опытом в соответствии со своими убеждениями и интересами. Лидеры организаций-членов привлекают участников через личные контакты. По мере присоединения новичков охват расширяется, а вместе с ним растет число желающих реализовать задачи коалиции. Невысокий барьер для вступления в членство подразумевает, конечно, и возможность быстрого выхода из альянса, но в этом есть плюс: случайные попутчики уходят без лишнего шума, не создавая дискомфорт оставшимся участникам.

Наглядная иллюстрация — коалиция по борьбе с COVID-19 (COVID-19 Healthcare Coalition, C19HCC), основанная в марте 2020 года. Она возникла благодаря инициативной группе преданных своему делу лидеров из 18 различных организаций, в том числе Amazon Web Services, Epic, клиника Мayo и Microsoft. Она ставила перед собой задачу помочь правительству страны и властям штатов в борьбе с пандемией в рамках государственно-частного партнерства. Задействовав свои контакты, активисты вовлекли в работу более 1000 организаций, которые объединились в 16 рабочих групп.

Еще один пример — West Side United (WSU), сформированное в 2017 году объединение шести крупных сетей медучреждений, многочисленных общественных организаций и финансовых институтов. Ее амбициозная цель — свести на нет расовые различия, влияющие на продолжительность жизни в чикагском Вест-Сайде вследствие несправедливости системы здравоохранения и экономического неравенства. По мере присоединения новых членов у коалиции возникали все более широкие возможности для выполнения благородной миссии. Например, больницы изменили сложившиеся практики и процедуры закупок, открыли новые рабочие места. С началом пандемии мэр Чикаго, Лори Лайтфут, призвала WSU увеличить количество членов, охватить своей деятельностью весь город и возглавить комплексный проект «Экстренные меры по обеспечению расового равенства» (Racial Equity Rapid Response, RERR). В течение нескольких месяцев благодаря RERR профессиональное сообщество получило 60 тыс. хирургических и 750 тыс. тканевых масок и 200 тыс. санитайзеров. Кроме того, проект оказывал поддержку местному бизнесу и предприятиям общепита в неблагополучных районах.

Новые структуры для выполнения текущих задач. Коалиции часто сталкиваются с проблемами, для решения которых нет готовых рецептов, поэтому велик риск завязнуть в спорах о наилучшей форме организации. Успешные объединения стремятся свести к минимуму количество правил и требований, сразу бросаясь в бой. Их члены остаются независимыми и продолжают свою работу, подключаясь или выходя на передний план тогда, когда требуется их опыт. В разные периоды основное бремя решения задач ложится то на одних, то на других участников.

В случае с C19HCC инициативная группа разрослась благодаря сарафанному радио и интернет-дискуссиям. Участники самоорганизовались в команды в зависимости от актуальных вопросов, таких как аналитика, цепочки поставок, телемедицина и обнаружение фейков. С течением времени потребности менялись: одни проблемы решались, но возникали другие. На еженедельных виртуальных рабочих встречах члены коалиции обсуждали текущие задачи и налаживали контакты, а на ежемесячных стратегических совещаниях — делились информацией и основными новостями, не перегружая друг друга деталями. Преданные делу люди составляли костяк коалиции, координируя графики и задачи.

В первые месяцы пандемии приоритетом была доставка средств индивидуальной защиты (СИЗ) в Нью-Йорк. Коалиция сформировала рабочую группу по поставкам, которая провела переговоры с глобальными производителями о перенастройке их линий для изготовления необходимой медикам продукции. Группа изучала, собирала и публиковала методики обеззараживания СИЗ для повторного использования. Она также создала систему каталогизации СИЗ для их распространения. Весной 2020 года при поддержке администрации губернатора C19HCC поставила в больницы Нью-Йорка 575 тыс. респираторов KN95 — это было одно из первых воодушевляющих достижений. Позднее, когда возникла потребность в информации, другая группа разработала приложения для сбора и анализа данных, и эти ИТ-инструменты позволили руководителям принимать более эффективные решения. В результате проделанной работы появилась обширная, общедоступная библиотека данных, моделей и дашбордов.

Коалициям нужна координация, чтобы задачи их членов не пересекались и не задваивались. Инициаторы приглашают специалистов со стороны или сами создают команду, способную взять на себя этот функционал. Например, MITRE, некоммерческая научно-исследовательская организация с федеральным финансированием, координировала деятельность C19HCC. А чикагская WSU привлекла на эту роль Медицинский центр университета Раша, одну из клиник в составе коалиции, и лишь позднее обзавелась исполнительным директором. Когда заслуживающая доверия организация берет на себя координирующую роль, ее членам легче взаимодействовать друг с другом.

Срок существования, определяемый миссией. Эффективные коалиции, предполагающие объединение усилий множества партнеров, нужны для решения комплексных проблем. Если речь идет об остром, но временном кризисе — связанном, например, с пандемией COVID-19, — коалиции распадаются, как только угроза отступает.

Хронические, не имеющие четких решений, структурно обусловленные проблемы требуют более глубоких системных изменений. По мере урегулирования одних вопросов возникают другие, и поэтому успешные коалиции могут превращаться в платформы для координирования разноплановых проектов. Фронт работ меняется, а тем временем оттачиваются методы согласованного взаимодействия.

WSU — пример коалиции, которая эволюционирует, но делает это без спешки. Ее цель — способствовать тому, чтобы люди разных рас имели одинаковую продолжительность жизни, и такая миссия требует упорных, долгосрочных усилий по многим направлениям: борьба с безработицей, образование, жилищный вопрос, здравоохранение и инвестиции. В течение нескольких лет WSU обходилась без исполнительного директора, но и после его появления главной движущей силой остается вовлеченность всех участников. С ростом количества задач во время эпидемии перед лидерами коалиции встал серьезный вопрос: не пора ли стать менее зависимыми от ее первого штаба в Медицинском центре университета Раша и учредить собственное юридическое лицо? В итоге было решено создать формальную структуру, но с сохранением акцента на руководящей роли участников организации.

Итак, эффективным коалициям чужды жесткие структуры и правила, но свойственны тесные связи. Их члены сохраняют значительную независимость и вправе сами определять объем участия, но крепкие отношения становятся тем управляющим механизмом, который мягко подталкивает их к цели. Коалиции стремятся к широкому охвату и многообразию. Участники вольны присоединиться или уйти, исходя из обстоятельств. Наши наблюдения за действиями коалиций в условиях пандемии позволяют выделить пять факторов их успеха.

1. МОРАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО

Успешные коалиции создаются на благо общего дела во имя высшей цели, более значительной, чем интересы отдельных участников. Как правило, костяк таких объединений составляют заслуженные ветераны отрасли, чей опыт решения системных проблем не вызывает сомнений. У лидеров этих коалиций есть чувство ответственности и известная доля скромности: они осознают масштаб проблемы и обладают рычагами влияния, понимая, однако, что сила — в единстве.

советуем прочитать

Об авторах

Розабет Мосс Кантер (Rosabeth Moss Kanter) — профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, основатель и глава проекта Harvard Advanced Leadership Initiative, бывший главный редактор Harvard Business Review. Автор книги «Think Outside the Building: How Advanced Leaders Can Change the World One Smart Innovation at a Time» (Public Affairs, 2020).

Туна Джем Хаирли (Tuna Cem Hayrili) — аспирант Гарвардского университета по специальности «Политика в области здравоохранения».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Узнайте, что нужно клиентам
Дункан Дэвид,  Карен Диллон,  Клейтон Кристенсен,  Холл Тедди
«Панды» против карьеры
Елена Лыткина-Ботельо,  Кэти Семмер Крей
Страсть и ненависть в офисе
Владимир Рувинский