Пространственное воображение развивает навыки общения? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пространственное воображение развивает
навыки общения?

Люди с развитыми навыками общения легче принимают чужую точку зрения

Автор: Шелтон Эми

Пространственное воображение развивает навыки общения?

читайте также

В поисках идей: сентябрьский выпуск

Как действительно понять, что хочет сказать собеседник

Марк Гоулстон

Тони Шей: человек, доставлявший счастье

Как не попасть в ловушку, принимая решения

Шелтон: Мы действительно наблюдаем такую взаимосвязь. Когда сам выполняешь подобное задание, кажется, что существенной разницы между треугольниками, фотокамерами и куклами, окружающими макет, нет. Однако наше исследование говорит вот о чем: когда нужно взглянуть на предмет с позиции другого человека, важно, насколько развиты ваши социальные навыки.

HBR: Почему?

«Какая из кукол видит здания под этим углом?» и «Как выглядят ­здания с точки, на которой стоит этот треугольник?» — разные вопросы. Чем лучше вы умеете общаться, тем точнее ответите на первый вопрос. Чем хуже, тем с меньшей вероят­ностью сможете поставить себя на место куклы

А верно ли обратное: люди с хорошим пространственным воображением обладают прекрасными социальными навыками?

Результаты эксперимента выявляют взаимосвязь, но что от чего зависит, мы сказать не можем. Вполне вероятно, что хорошее пространственное восприятие свидетельствует об отменных навыках общения.

Так значит, можно научиться общаться, развив простран­ст­венное воображение?

Не хочется делать далекоидущих выводов, но пространственное воображение вполне можно развить. Нужно лишь тренироваться: смотреть на окружающие предметы с точки зрения другого человека. Поможет ли это достичь успехов в общении? Неплохая тема для исследования.

Как вы в лабораторных усло­виях измеряете такую, в общем-то, неизмеримую вещь, как социальные навыки?

Все наши испытуемые ­проходили «Тест индекса аутистического спектра». Он позволяет выявлять естественные человеческие черты, которые, тем не менее, ассоциируются с проявлением аутизма, — например, повышенное внимание к деталям и неумение переключаться с одной задачи на другую. Больше всего нас интересовали социальные и коммуникативные навыки. Кроме того, мы измеряли пространственное воображение и восприятие участников эксперимента: смотрели, например, могут ли они мысленно перемещать предметы в простран­стве. И мы заметили, что люди, которым хорошо дается общение, легче ставят себя на место кукол при определении места съемки, вне зависимости от того, развиты у них другие аспекты пространственного воображения и восприятия или нет.

Как ваши эксперименты связаны с проблемой аутизма?

Принято считать, что у аутистов пространственное воображение ­лучше или, по крайней мере, не хуже, чем у здоровых людей. Однако, как показало одно исследование, им сложно представить себя на месте других. Я допускаю, что, научив аутистов смотреть на физический мир с позиции другого человека, можно помочь им социализироваться. Было бы хорошо это проверить!

То есть ваша работа касается в основном расстройств аутического спектра?

Отчего же? Я считаю, что она может быть полезна здоровым людям, испытывающим определенные трудности в общении.

Мне сразу вспоминаются инженеры — люди с прекрасным пространственным мышлением, но зачастую не самые общительные. С чем связаны их «странности»?

Да, с пространственным мышлением у инженеров все в порядке, но ведь оно бывает разным. Эта область пока мало изучена, но похоже, что у инженеров хорошо развито предметное пространственное мышление, то есть они с легкостью манипулируют в уме различными объектами (мы называем это мысленным вращением). Другое дело — умение представить себя на месте другого человека, то есть как бы самому перемещаться в ­пространстве (мы называем это мысленным перемещением). Пространственное мышление редко разделяют на виды, хотя, как мы убедились, этих видов гораздо больше двух.

Вы упомянули перемещение. Возможно, есть связь между умением общаться и ориентироваться по карте?

Люди ориентируются по-разному: кто-то, например, «по точкам», то есть отмечая объекты, кто-то по сторонам света. Меня, по большому счету, интересуют индивидуальные особенности, связанные с обучением и перемещением людей в простран­стве. Вы всегда идете по одному и тому же пути — как в прямом, так и в переносном смысле? Или выделяете отдельные объекты (или задачи в более широком контексте) и отмечаете их по дороге? Похоже, что умение взглянуть на мир глазами другого человека, причем именно физически, определяет, воспринимаете ли вы визуальную информацию. Судя по полученным данным, между тем, как человек перемещается в физическом пространстве и в мире межличностных отношений, может быть любопытная связь. Возможно, в эту связь включено и восприятие информации.

А что если при приеме на работу проверять, может ли человек смотреть на окружающие предметы чужими глазами?

Мне кажется, это, скорее, подойдет для тренинга, а не для тестирования. Современные методы развития социальных и коммуникативных навыков предполагают общество людей. Поэтому вначале многие чувствуют себя некомфортно. Для того чтобы взглянуть на какие-то предметы глазами другого человека, общество не требуется. Эту методику стоит использовать на начальном этапе — может быть, даже не говоря людям, что таким образом вы учите их общаться.