Тонкая душевная организация | Большие Идеи
Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тонкая душевная организация

Ранджай Гулати
Тонкая душевная организация
Фото: Dornith Doherty

В стартапе всегда есть что-то особенное: творческая энергия, живая душа. Это чувствуют и основатели, и первые сотрудники, и клиенты. Дух стартапа привлекает людей и побуждает их вкладывать в новый проект свои силы, талант и деньги. Он объединяет всех на пути к общей цели. Пока в компании сохраняется этот дух, она непрерывно растет и остается гибкой и инновационной. Но стоит ему исчезнуть, дела идут на спад и каждый чувствует: ушло что-то важное.

Впервые о «духе стартапа» я услышал от гендиректора одной фирмы из Fortune 500: он как раз пытался возродить этот дух в своей организации. Такие «поисково-спасательные операции» затевают многие крупные компании, и это подтверждает печальную истину: по мере созревания бизнесу очень трудно сохранить изначальный дух. Основатели и сотрудники часто путают дух с культурой — в частности, с той бесшабашной атмосферой, когда все работают круглые сутки без четких должностных инструкций, ходят на работу в футболках, едят пиццу и пьют бесплатную газировку — и вообще живут как одна семья. Но дух люди замечают (и вспоминают с ностальгией) лишь тогда, когда он уходит. Бывает, что компания наступает на горло собственной песне под давлением инвесторов, которые хотят сделать ее более «профессиональной» и подогнать под требования рынка. Впоследствии, пытаясь вернуть «предпринимательский» стиль мышления, организации, как правило, действуют поверхностно: они меняют какие-то нормы поведения, но не то, что действительно важно.

За последние 10 лет я изучил более десятка быстрорастущих предприятий и провел больше 200 интервью с их основателями и топ-менеджерами, пытаясь лучше разобраться в проблеме и найти способы ее решения. Я выяснил, что, хотя многим компаниям не удается сохранить свою первоначальную суть, творческий запал, энтузиазм и способность к инновациям, все же есть и те, кому это оказалось под силу. Такие фирмы поддерживают крепкие отношения с инвесторами и обеспечивают себе условия для дальнейшего процветания. Бизнесмены, консультанты и ученые вроде меня часто говорят о необходимости внедрения структур и систем по мере роста компании — и забывают о важности сохранения духа. Но мы можем — и должны — радеть и о том, и о другом. Лидеру потребуются воля и решительность, чтобы выпестовать и защитить то, что полезно для его бизнеса.

советуем прочитать

Об авторе

Ранджай Гулати (Ranjay Gulati) — профессор бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса, автор книги «Deep Purpose: The Heart and Soul of High-Performance Companies» (Harper Business, 2022).

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Заменят ли роботы маркетологов?
Майкл Чуи,  Манийка Джеймс,  Мехди Миремади
Как сбежать из рабочего ада
Константин Франгуриди