Лидерство, закаленное службой | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство,
закаленное службой

Вопрос состоял в том, чтобы правильно преподнести себя как руководителя и перейти на язык, понятный большинству.

Автор: Джилл Коркиндейл

Лидерство, закаленное службой
flickr.com/NYCMarines

читайте также

Чтобы клиент был доволен: Бережливое производство в сфере услуг

Сванк Синтия

Сила разума против депрессии

Марина Птушкина

Как справиться со страхом и паникой во время кризиса

Тони Шварц,  Эмили Пайнс

Достучаться до читателя: восемь качеств хорошего текста для вашего бизнеса

Билл Берчард

Ноябрь — тот месяц, когда Британия отдает почести своим военнослужащим. Мрачное время года располагает к мыслям о мужестве и доблестях наших вооруженных сил. Впрочем, в последнее время в обществе нарастает тревога из-за участившихся военных конфликтов. В армии постоянно растет число несчастных случаев и травм, все чаще военные рассказывают печальные истории о том, как их принимают в обществе после возвращения. В радиопередаче на этой неделе один офицер вспомнил случай, когда его отказались обслуживать в баре, потому что он участвовал в «несправедливой войне». Еще страшнее звучит рассказ ветерана войны в Ираке, который отчаялся найти работу из-за негативного отношения работодателей к войне.

Сегодня бывшим военным оказывают на родине совершенно иной прием, чем раньше. После окончания Второй мировой войны ветераны могли рассчитывать на высокие должности в государстве и нередко занимали руководящие посты в британских и американских компаниях. Очевидную взаимосвязь военного мира и мира бизнеса до сих пор можно проследить на примере строгой иерархической структуры многих организаций, а также благодаря армейскому жаргону, прочно вошедшему в корпоративный лексикон, например: «команда и контроль», «борьба за таланты» и «не падай духом».

Мне кажется несправедливым, что в настоящее время бывшие военные испытывают трудности, пытаясь перестроиться для работы в частных компаниях, поскольку, на мой взгляд, им есть, что предложить корпоративному миру. Я лично знакома с ветеранами боевых действий, которым удалось достичь успеха в бизнесе, и каждый из них был по-своему интересной личностью. Так, например, Алекс, 33-летний майор Специальной воздушной службы (SAS), элитного британского спецподразделения, участвовал в операциях в Ираке, Афганистане и Боснии. Он решил распрощаться с карьерой профессионального военного, но не знал, что делать на гражданке и как следует преподносить себя. Когда я начала работать с Алексом, я поняла, что он борется не только с неуверенностью в себе, но и со стереотипами людей в отношении военных.

Читайте материал по теме: 4 урока лидерства от действующего генерала

Вскоре оказалось, у Алекса есть опыт, навыки и личные качества, которые определяют настоящего лидера во всех смыслах этого слова. Вопрос состоял в том, чтобы правильно преподнести себя как руководителя и перейти на язык, понятный большинству. Алекс разрабатывал стратегии, успешно справлялся с разрешением критических ситуаций, командовал большими группами людей (более 100 человек), осуществлял управление сложными проектами, принимал решения в ситуациях неопределенности, брал на себя риски, составлял и принимал рапорты о тех или иных проблемах, разрешал внутренние конфликты, контролировал бюджет в 3 миллиона фунтов стерлингов, курировал всю цепочку поставок, логистики и снабжения, организовывал мероприятия по сплочению коллектива, помогал советом и обеспечивал моральную поддержку своим подчиненным.

Я не могу вспомнить кого-то еще среди тех, кого я консультировала, кто обладал бы сопоставимыми по масштабу опытом и зрелостью. Его личные качества требовали применения в бизнесе. По его словам, в спецназе свято верят в единство коллектива, когда маленькие группы вынуждены работать в условиях постоянного сильного стресса. Когда один из членов группы погибает, оставшиеся немедленно перегруппировываются, иначе им не победить. На практике это означает, что каждый может взять на себя выполнение обязанностей другого, поэтому каждый человек ценен сам по себе и к каждому нужно прислушиваться. Командир подразделения всегда выслушивает мнение всех членов команды на предварительном брифинге и впоследствии по окончании операции, ознакомившись с рапортами по итогам проделанной «работы». Окончательное решение остается всегда за командиром, но он готов обсуждать сложные вопросы и принимать во внимание разные точки зрения на ту или иную ситуацию, ведь от полноты информации зависит жизнь его подчиненных. Руководитель всегда стремится извлечь пользу из проведенного командой анализа допущенных ею ошибок.

Читайте материал по теме: 8 ошибок, лишающих нас уверенности в себе

Интересно, что отголоски командной работы слышны и вне поля боя. Алекс поведал мне, как после особенно трудного задания отряд вернулся на базу, обескровленный и изможденный, но с чувством выполненного долга. Им отчаянно хотелось выпить, но все ждали, пока все соберутся вместе — от простого механика до офицеров связи.

Алекс впоследствии сделал блестящую карьеру в сфере стратегического консалтинга, и я также встречала нескольких подобных ему людей, переживших аналогичную перестройку. Один стал банкиром и преуспел в тимбилдинге и налаживании связей с клиентами, другой — успешным директором по продажам в крупной фармацевтической компании, третий занял должность операционного директора в международной телекоммуникационной корпорации.

По моему опыту некоторые успешные предприятия были созданы бывшими военными, включая американскую Afterburner, сотрудниками которой являются бывшие летчики-истребители. Они — правая рука руководства, и именно на них возложили обязанность проводить корпоративные тимбилдинги. С чем они успешно и справляются. Я убеждена, что в мире есть огромное количество примеров успешных предприятий и предпринимателей, совершивших переход из военной сферы в гражданскую. Вы — один из таких людей?

Читайте по теме: